Удушение в объятиях

Жилищному кодексу, который сделал из жителей многоквартирных домов собственников общедомового имущества, скоро исполнится 10 лет. Однако до сих пор далеко не все осознали свою ответственность, прописанную этим законом. Зато права собственника, позволяющие что-то решать и требовать, усваиваются березниковцами гораздо лучше.

ВЗЯТЬ ИЗМОРОМ
Так, к примеру, изменения в законодательстве времён медведевской либерализации обязали предпринимателей, желающих открыть магазин или предприятие сферы услуг в жилом доме, получить письменное согласие всех совершеннолетних собственников жилья в этом доме на открытие магазина, размещение вывески и её внешний вид. Большинство людей ставят подпись спокойно и без дополнительных условий. Но вот соседи, живущие непосредственно над объектом бизнеса, нередко представляют серьёзную и долгоиграющую проблему для предпринимателей.

В качестве наглядного примера мы приведём историю парикмахерской «Альтернатива», что в доме №107 по улице Пятилетки. Эта парикмахерская входит в сеть салонов красоты предпринимателя Ирины Кистер. Ирина Ивановна человек в Березниках известный: она победила в конкурсе «Предприниматель года» по итогам 2012 года, активно участвует в благотворительных проектах, работе координационного совета по предпринимательству.

Парикмахерскую в доме №107 Кистер открыла пять лет назад, получив у жильцов дома все необходимые согласования. В рамках сотрудничества по благоустройству дома предприниматель обустроила цветники на придомовой территории, профинансировала работы по её освещению.

И всё было хорошо до начала нынешнего 2014 года, пока к предпринимательнице не нагрянула соседка из квартиры, что этажом выше парикмахерской. Пожилая женщина выдвинула претензию, что ей мешает дворник, начинающий работу в 8 часов утра. Дворника попросили приходить вечером. Следующее недовольство касалось того, что из квартиры слышно, как на крыльце салона по мобильному телефону разговаривают посетители, а механизм доводчика двери скрипит. Стоит заметить, что окна недовольной дамы выходят прямо на проезжею часть, где не с 8, а с 6 утра начинают работу троллейбусы. На это замечание дама ответила не стесняясь: «На транспорт я повлиять не могу, а вот на вас могу». Далее последовало заявление о том, что в её квартире пахнет препаратами. И уже после того, как выяснилось, что вентиляционное отверстие парикмахерской выведено абсолютно отдельно от вентиляции жилого дома, недружелюбной соседке тут же не стало нравится, что на козырьке крыльца скапливается снег, и вообще по этому крыльцу в квартиру заявительницы могут попасть грабители. При этом на предложение поставить ей красивые надёжные решётки соседка ответила отказом.

Ирина Кистер пыталась убедить даму, что ничего незаконного в парикмахерской не происходит. С 8 до 20 часов любой сосед имеет право говорить, ходить и т.д. Но не тут-то было. Соседка решила привлечь к конфликту официальные структуры, написав жалобу в прокуратуру с изложением вышеназванных претензий и ещё перечня новых: дескать, в комнату поступают запахи табачного дыма из салона, слышно, как сотрудники парикмахерской стучат каблуками. Непонятно, конечно, как это можно услышать через толстенный слой шумоизоляции на потолке парикмахерской, да ещё учитывая, что парикмахеры на ногах весь день и какие уж тут каблуки. Сотрудники прокуратуры разослали заявление для проверки изложенных в нём жалоб в надзорные органы. Месяц Ирина Кистер только и занималась тем, что собирала различные документы да принимала инспектирующие организации, которые сидели как в салоне, так и в квартире наверху. Результат проверок оказался предсказуемым – жалобы не подтвердились.

Вы полагаете, что настойчивая соседка успокоилась? Конечно нет! Дальше последовали требования в управление архитектуры и градостроительства и налоговую инспекцию провести проверку. Что уж ей в работе парикмахерской мешало, трудно понять. Но тем не менее в данный момент Ирина Ивановна в угоду дорогой соседке предоставила на согласование в управление архитектуры города новый проект козырька взамен прежнего, 5 лет никому не мешавшего и согласованного.

Когда казалось, что проблема исчерпана, Ирина Ивановна узнала, что группа жителей дома №107 (преимущественно пенсионеров), возглавляемая той самой соседкой, приходила на приём к руководителю управляющей компании с требованием убрать все магазины с первого этажа дома. Даже несильно сведущему в законодательстве человеку понятно, что никаких юридических оснований для таких требований нет, но разве мы тут об адекватности говорим?.. Если уж вожжа под хвост попала…

Кстати, а действительно, в чём причина внезапно проснувшейся неприязни? Сама соседка напрямую ни разу так и не сказала предпринимательнице, чего в конечном итоге хочет добиться. Но по ощущениям Ирины Ивановны, проблема была бы исчерпана, если бы соседка сверху стала обладательницей стеклопакетов.

ПЛАТИТЬ ИЛИ СОПРОТИВЛЯТЬСЯ?
Однако Ирина Кистер с таким решением вопроса не согласна, считая, что благоустройство дома и придомовой территории – желание обоснованное, а вот удовлетворение прихотей отдельных жильцов только породит вал новых желаний уже у других. Граждане должны помнить, откуда у нас в стране берутся бесплатное обучение и медицина, пенсии и социальные пособия, новые рабочие места. «Не руби сук, на котором сидишь» – как никогда актуальна в данном случае пословица. Соседям нужно поддерживать предпринимателей, а не стараться выжимать из них собственную выгоду.

Также добавим, что ежемесячно предприниматель Кистер платит в бюджет города более 100 тысяч рублей налога. Это примерно равнозначно пенсии десятка вредных соседок.

Примечательно, что, пообщавшись со многими березниковскими предпринимателями, чьи объекты также расположены на первых этажах жилых домов, Ирина Ивановна выяснила, что проблема «соседей сверху» очень актуальна для многих наших бизнесменов. Только большинство решают её именно тем, что выполняют заявленные материальные требования, поскольку не уверены, что смогут выстоять против вала проверок.

И, что самое неприятное, нет в действующем законодательстве практически никаких рычагов, чтобы противостоять такому «удушению в соседских объятиях». Любой гражданин имеет право жаловаться, а надзорные органы обязаны по жалобе провести проверку.

Вышеозначенную проблему Ирина Кистер озвучивала на Всероссийском съезде предпринимателей. Сейчас она намерена подготовить коллективное обращение предпринимателей города в Государственную Думу. Этот вопрос планируется обсудить на городском координационном совете по бизнесу в августе. Каждый должен заниматься своим делом, и вывески на фасадах домов и крыльцо согласовывать должны не собственники жилья, зачастую профессии которых далеки от архитектуры, а как в недалёком прошлом профессиональные архитекторы.

Всё это, в принципе, может дать результат, но вряд ли быстрый. А что делать до этого?

И беда на самом деле в том, что у очень многих отношения с соседями перестали быть соседскими. Совесть, взаимоуважение – эти черты характера буквой закона не регулируются.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Сергей Воробьёв, начальник управления по вопросам потребительского рынка и развитию предпринимательства:

– Считаю важным отметить, что малое и среднее предпринимательство Березников сильно влияет на общее благополучие города. В этой сфере работают без малого 20 тысяч березниковцев – ни одно крупное предприятие города не создаёт столько рабочих мест. Ежегодно от бизнеса в бюджет города поступает порядка 100 миллионов рублей налогов.

Поэтому поддержка развития местного бизнеса, содействие его процветанию – это задача не только городской власти, но и всех горожан. Особенно это важно в условиях возрастающей конкуренции со стороны федеральных сетей, приходящих в наш город.

К тому же магазины, аптеки, предприятия бытового обслуживания в шаговой доступности – это удобство, к которому многие березниковцы уже привыкли. Далеко не каждому захочется идти или ехать за буханкой хлеба в торговый центр и стоять там в очереди.

Что касается конфликтных ситуаций во взаимоотношениях бизнеса и жителей домов, то могу посоветовать обеим сторонам быть взаимовежливыми и стараться достичь понимания. Не бывает такого, что одна сторона абсолютно права, а другая абсолютно не права, – каждая отстаивает свои интересы, и для достижения добрососедских отношений нужно постараться эти интересы взаимно выяснить и взаимно учесть. Разумеется, при этом должны быть соблюдены все нормы закона.

Опытные предприниматели, когда открывают бизнес-объект в жилом доме, в первую очередь встречаются с управляющей компанией или ТСЖ, выясняют, каким образом могут быть взаимополезны друг другу. Совершенно нормально, если социально ответственный предприниматель разбил цветники около своего магазина, тем самым и привлекая новых покупателей, и улучшая внешний облик всего жилого дома. Важно, чтобы предприниматели, открывая или развивая бизнес, закладывали затраты в том числе и на такие расходы.


Опубликовано: «Городская газета» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс