Школьные годы в новом формате

Текст: Елена Огородова

Начало сентября безошибочно узнаешь по белоснежным огромным бантам на головах девочек, по сосредоточенным и серьезным лицам первоклашек, не в меру волнующимся родителям, по цветам, расплескавшимся яркой волной на улицах родного города. Что ждет нынешних школьников в этом году, какие изменения коснутся учителей и учеников в связи с изменениями в законодательстве?

ВСЕ В РАМКАХ СТАНДАРТА
Закон «Об образовании в Российской Федерации» — был самым обсуждаемым на протяжении последних трех лет, но, кажется, даже сейчас, с момента его вступления в силу, он так и остался до конца непонятым.

Главное, чего опасались многие — что образование отныне станет платным — вроде бы не произошло. Основное образование (такие предметы, как русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, история, обще-ствознание, музыка, ИЗО, МХК, технология, физкультура, география, природоведение, иностранный язык, информатика, ОБЖ) осталось бесплатным, но только в том объеме, который предусмотрен стандартом. А все, что помимо стандарта, школы по согласованию с родителями будут предлагать в качестве платных услуг.

ПРОЩАЙ, ШКОЛА?Реализация закона потребует дополнительных расходов в 2013 году (в ценах 2011 года) из федерального бюджета в сумме 16,1 млрд рублей, а из бюджетов субъектов Российской Федерации — 405,1 млрд рублей! В основном увеличение произойдет из-за самой важной социальной новеллы — повышения зарплаты учителей до уровня не ниже средней по региону. И повышение это должны обеспечить субъекты Федерации. Причем платить теперь должны не муниципалитеты (они теперь будут лишь следить за состоянием зданий), как ранее, а именно субъекты Федерации. И в этом заложена мина замедленного действия, поскольку компенсировать субъектам затраты Федерация не намерена. На обеспечение бесплатного образования (инвентарь, учебники и прочее) расходы субъектов вырастут на 157,9 млрд рублей при сокращении расходов местных бюджетов на 112,36 млрд рублей. Зарплаты учителей обойдутся федеральному бюджету в 26,9 млрд рублей, а субъектам Федерации — в 247,2 млрд рублей, почти в десять раз больше.

При таком раскладе эксперты усматривают возможность резкого сокращения количества сельских школ. Ведь, чтобы повысить зарплаты одним, нужно сократить других, вот и все. Пожалуй, это основной риск, который пока усматривается от введения нового закона «Об образовании».

УРАВНЯЛИ С ЛИЦЕЯМИ
Обиднее всего лицеям и гимназиям — от них останутся одни названия.

— В новом законе мы отказываемся от деления образовательных учреждений на виды, — сообщает Наталья Третьяк, первый заместитель министра образования и науки. — Раньше это ограничивало их в образовательных программах. Например, гимназии, лицеи, специализированные языковые школы могли реализовывать определенные программы, а обычные школы нет. Теперь они смогут предоставлять такой набор услуг, который нужен населению района. Но название, лицей или гимназия, можно оставить.

Теоретически все ясно, но на практике обычной школе враз переключиться на специализированное обучение, все равно, что двоечнику за один день превратиться в отличника. Родители одаренных детей по-прежнему будут искать для своих чад школу с подготовленной базой, где есть педагоги определенного уровня, специальные лаборатории и факультативы.В Березниках за парты в этом учебном году сядут 16,5 тысяч мальчишек и девчонок. Из них каждый десятый идет первый раз в первый класс.СВОБОДНОЕ РАСПИСАНИЕ
Другое нововведение — это индивидуальный график учебы. Нет, это не значит, что можно официально прогуливать и ходить на уроки пару раз в месяц.

— Индивидуальный график предназначен, прежде всего, для тех, кто в силу обстоятельств не может регулярно посещать школу, — объясняет замминистра. — Например, кто серьезно занимается спортом или музыкой и ездит на соревнования. Или те, кто поменял недавно школу — уже пройденные в старой школе курсы можно перезачесть, по другим прийти на дополнительные занятия. Этот вариант и для тех, у кого проблемы со здоровьем и кто не может посещать школу регулярно.

Новый закон прокомментировал и премьер-министр России Дмитрий Медведев, отметив, что широкое распространение должно получить так называемое дистанционное обучение. По словам Дмитрия Анатольевича, это отличная возможность приобрести новые знания и навыки тем, у кого есть ограничения по здоровью, ребятам, которые живут в удаленных регионах, в маленьких городах и селах. «Результаты дистанционного обучения будут официально признаны и будут учитываться при аттестациях», — подчеркнул премьер.

P.S. Новый закон не догма, во многом он ограничивается лишь «рекомендациями» к действию, предоставляя свободу выбора учреждениям и регионам. Но свобода эта в большинстве своем только кажущаяся. Вспомните хотя бы, как это было со школьной формой — ее тоже только «рекомендовали». А в итоге школы взяли «под козырек», и родители, чтобы дите не оказалось «белой вороной», вынуждены озадачиться покупкой новых комплектов.

«Механизм» нового закона еще не отлажен, к сожалению, вопросов на сегодня остается больше, чем ответов. И на самый главный из них — как сделать так, чтобы школьнику было интересно учиться хотя бы лет до 15 — директорам школ, учителям и родителям придется искать самостоятельно.


Источник: «Березники Вечерние»
Фото: Сеть
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс