Закон о полиции теперь читается легче

Текст: Иван Родин

В Госдуме вчера началось обсуждение направленного депутатам накануне президентского законопроекта о полиции. Обновленный текст вызвал удивление – он действительно переписан практически полностью. Но это только на первый и поверхностный взгляд. Даже чуть-чуть углубленный анализ показывает, что концептуально в проекте закона не изменилось ничего. Появились первые комментарии экспертов, сравнивших дискуссию вокруг законопроекта о полиции с прежними кампаниями по всенародному обсуждению советских Конституций. То есть много шума, степень влияния которого на содержание в итоге минимальна.

Вчера у депутатов Госдумы появилась возможность познакомиться подробнее с внесенными Дмитрием Медведевым законопроектами «О полиции» и о внесении изменений и дополнений в ряд законодательных актов РФ, вытекающих из этого закона. Напомним, что в среду вечером пресс-служба Кремля сообщила, что президент представляет парламенту исправленный и дополненный в результате общенародной дискуссии текст. Ближе к ночи на специальном сайте, где с начала августа всем миром обсуждался этот чуть ли не самый главный закон страны, появился доступ к новой его редакции. Причем среднеозабоченные судьбой полиции граждане могли ограничиться обновленной версией, а более дотошным предлагался вариант, в котором было видно, что из текста вычеркнуто и что, наоборот, в него вставлено. Судя по всему, именно этот последний вариант, как бы показывающий работу мысли разработчиков, а потом и доработчиков законопроекта, и должен был в финале поднять дискуссию вокруг него на небывалую раньше высоту открытости.

И действительно, стоит отметить, что первоначальная – августовская – версия закона о полиции ныне предстала перед публикой практически полностью переписанной. Значительная часть правки выглядит просто результатом так называемой юридико-технической экспертизы и, возможно, еще и лингвистической. Оставшаяся правка поначалу вызывает ощущение смысловой, но потом все-таки становится понятно, что она появилась после еще одной экспертизы – пиаровской. Прослеживается выполнение жестко поставленной задачи: во всех наиболее заметных частях закона, то есть в самом его начале и в первых пунктах статей вроде обязанностей и прав полиции, убрать кондовую милицейско-бюрократическую лексику. Заменив ее современными и более милыми народному сердцу словами. Например, раньше законопроект начинался с определения, что такое полиция. Это, дескать, составная часть единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, отвечающего за внутренние дела. Определение, ничего по сути не определяющее и не проясняющее.

Теперь начало закона будет иное. Потому что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан. А также для борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, собственности и так далее. В пункте 2 статьи 1 в августе как удар в лоб значилось – полиция имеет право применять меры государственного принуждения, в том числе физическую силу, спецсредства и огнестрельное оружие. Кому такое понравится? А сейчас – другое дело – «полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств». Во 2-й статье, как и приказал президент, защита прав личности тоже вынесена на первый план. А в статье 4 снова появляется процитированное и ничего не определяющее определение полиции.

По мнению зампреда комитета ГД по безопасности Геннадия Гудкова, в проекте закона больше вопросов, чем ответов. Скажем, если полиция составная часть чего-то, то почему же нет определения всей системы. Депутат заявил, что вместо реформы МВД устроена ее профанация, что милицейское начальство написало закон прежде всего для себя. И тем самым подставило президента, если, конечно, он случайно не был в курсе планируемого безобразия.

Гудков объяснил, что все прежние недостатки законопроекта в нем сохранены. Полиция, в частности, по-прежнему сможет выполнять коммерческие заказы – например, по охране. Сохраняется и избыточность ее функций – полицейские снова будут раздавать всевозможные лицензии и подбираться с проверками к бизнесу. А в то же время ключевые положения законопроекта, скажем, связанные с преобразованием милиции в полицию, кадровое регулирование, дисциплинарные особенности службы – все это отнесено на регулирование подзаконными актами. Причем ладно бы только на уровне президента или правительства. Многие вопросы, подчеркнул депутат, будут решаться в форме приказов и распоряжений самого МВД. Он, кстати, заметил, что, похоже, следственная функция из милиции все-таки уходит, но из закона так и не стало ясным, куда. Никуда не годится и прописанный здесь принцип общественного контроля. Действительно, более или менее независимым будет лишь центральный общественный совет, куда людей будет назначать президент РФ. А вот в регионах это будут делать сами милицейские начальники.

Впрочем, можно заметить, что некоторые мелочи, особенно сильно зацепившие глаз представителей общественности, из текста все-таки убраны. Например, исчезло право полицейского задержать гражданина на час только для выяснения его личности. Более грамотно прописано и право полиции проникать в жилые помещения граждан и юрлиц. Но тоже по уже ранее примененному принципу – традиционные милицейские страшилки спрятаны внутри текста, а на первое место вынесена обязанность полиции защищать неприкосновенность жилища.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс