А давай я приговорю тебя к смерти?!

Текст: Дмитрий Ценёв

Иногда очень сильно удивляет (я бы употребил слово «потрясает», если б не был убого циничен) позиция людей, отягощённых знанием криминальной ситуации более, чем все другие, то есть свидетелей, неважно — сочувствующих или нет… важно, что они рискуют собственной душой, принципами, моралью ради субъективного оправдания или обвинения людей, что им не безразличны: противны или симпатичны, скажем мягко… Хотя о мягкости в выражениях, когда речь зашла о применении оружия против представителей… вот с этого места скажу по-другому:

КОГДА РЕЧЬ ЗАШЛА ОБ УБИЙСТВЕ.

Иудаизм: зуб за зуб, око за око… это слишком красиво, чтобы стать правдой… продолжим? Палец за палец, ухо за ухо, полруки за полруки, три четверти ноги за три четверти ноги, … за …, печень за печень… сердце за сердце… кровь за кровь — в первоисточнике.

А в уголовном кодексе проще — применение насилия. А когда жизнь за жизнь — всё равно убийство. Не так ли? Вот и весь суд, какими бы намерениями не были вымощены дороги. А дороги вымощены в одно место. И нормальному (зачёркнуто)… заменено: хорошему (вот так по-детски) человеку — там не место.

А ведь Робин Гуд, по английским меркам, всё-таки «вор», более того, в окончательной культурологической классификации (не русской, в России всегда проблемы с классификациями в связи с излишней «запоэтизированностью» языка) — «король воров». Разбойник. И… не убийца, хоть и есть в его «биографии» и столь мрачные моменты. Оправданные, кстати, именно местью.
Разумеется, на свете есть великое множество причин, толкающих людей на полную невзгод и лишений дорогу преступлений и злодеяний. Притом, ни одно из лишений и невзгод, и ни все вместе, они не оправдают в наших глазах ни одного преступления, ни одного злодеяния, потому как нам точно известно, что причин вступить на полную невзгод и лишений дорогу праведной жизни ничуть не меньше.

Одни и те же события, или просто — аналогичные события, в судьбах преступников и праведников становятся для одних причинами обращения во зло, для других — в добро. Так что, кто из нас может, констатируя за человеком право выбора, уверяясь... нет, зная, что выбирает не человек обстоятельства, а обстоятельства — человека: не человек — свою дорогу, свою религию, свою женщину, но дорога — своего пилигрима, религия — своего адепта, и женщина, тоже становясь наивной жертвой обстоятельств, выбирает — только кажется, что сама! — своего мужчину, делает этот трагический выбор самостоятельно?

Возможно, это и есть фатализм, тот самый, что так ругаем всеми и так ненавистен всем во всех Мирах и странах, но мы, похоже, лишь тени глобальных мышлений, глобальных катастроф и глобальных эволюций, хоть вовсю и не хотим признавать своей несвободы.

Человек слаб, не готовый, особенно нынешний — избалованный современной, напичканной защищающими его законами, реальностью, к самообороне в случае даже просто бытового хамства, а не то что к защите близких и дорогих ему людей в случае нападения преступника. Только самая крайняя опасность может мобилизовать его, и то более приведя в состояние аффекта, а не поставив разум на службу ему. Так появляется героизм — как массовый (легче толпой валить под свинцовый град, чем в частном порядке принять решение лечь грудью на амбразуру), так и индивидуальный.

А является ли героизмом сведение счётов: холодное и рассчитанное, — давних счётов за несправедливость, оскорбление, унижение? Месть — чувство не героическое и не несущее в себе главной составляющей героизма — самопожертвования. И тут приходится осечься: вспомнился ставший уже классическим кинематографический пример «Ворошиловского стрелка». На чьей стороне симпатии зрителя в этой драме, стоит ли спрашивать? А у закона симпатий не бывает, он рассматривает не эмоции и не аффектации, не гнев и сочувствие, а только факты.

Иначе — суд Линча, Дикий Запад, самосуд, гражданская война... кому это надо? Где гарантия, что, когда кончатся приговорённые к смерти милиционеры, когда отстреляют всех непонятных политических деятелей, олигархов зажравшихся, развесят на телеграфных столбах гирляндами всех укуренных «гламурных падонков»... Где гарантия, что после всего этого не поставят к стенке тебя, обыкновенного вполне лояльно сочувствующего обывателя, вспомнив, что когда-то давным-давно в детстве ты наступил будущему народному мстителю на ногу. Ну а те, кто увёл у него девушку в девятом классе, могут, конечно, попробовать и бронежилет купить, и охрану нанять, но лучше сразу просто заказать на кладбище место и насладиться, если успеешь, последними радостями жизни в ожидании праведного народного гнева.

Давно известно, что народным гневом прикрываются, оправдывая самые жестокие свои преступления против человечности, обыкновенные психически, минимум, неуравновешенные, максимум, больные люди. Те самые, которыми на поверку легче всего управлять, даже не отдавая распоряжений и не намекая, что надо сделать... просто поставить ловко и профессионально зазомбированного человека в обстоятельства, которые включат неуправляемый механизм, освободив пружину забитого когда-то в неосознаваемость чувства собственного достоинства.

Это как на той картинке, которую видел когда-то в детстве... или в мультфильме. По ниткам от пляшущей марионетки взгляд скользит вверх и видит руки кукловода, от которых... вверх тянутся верёвки, двигаясь по которым, взгляд видит новые руки. И конца этому нет: глядя в облака, куда уходят уже, наверное, корабельные тросы от очередных великанских рук, думаешь, что знаешь, что там увидишь и что такое «бесконечность». Это и есть цена «мстительского» героизма: нет в нём ни собственной воли, ни справедливости, ибо всё предрешено не здесь — не тобой.

Самое обидное, что большинство разыгрываемых и оригинально интерпретируемых спектаклей последнего времени становятся с каждым годом всё кровавее и кровавее, а смысла от этого больше не становится... ультиматумы, террористические акты, войны... порою кажется уже, что даже природа поддалась на провокацию преуспевшего в самоистязании человечества и то и дело подкидывает свои варианты щекочущих нервы реальных блокбастеров — ураганы, землетрясения, эпидемии...

Наверное, всё-таки нельзя полностью снимать с себя ответственность за происходящее, особенно тогда, когда, как ни вертись белкой в колесе, как ни замирай статуей на постаменте, как ни рыскай в обратную сторону, пугаясь собственной непредсказуемости, а всё равно работаешь на чей-то генеральный план, чей-то стратегический генератор крутишь и даже плюса с минусом не в силах поменять, потому что ток получается — переменный... Так в чём же тогда доля ответственности человека? Ответственности за выбор между чем и чем? Ответственности перед кем?


Автор – писатель, специально для "Иной газеты – Город Березники"
Использован кадр из фильма "Смертный приговор" (Death Sentence)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса