Под прицелом покупателя

Под контроль не только надзорных органов, но и самих покупателей попали аптеки города. Теперь каждое такое учреждение обязано предоставлять покупателям информацию о максимально допустимых ценах на лекарства, утвержденных в Пермском крае. А в случае отказа – покупатель может позвонить по телефону «горячей линии» и пожаловаться.

В Управление здравоохранения по номеру 25-54-28, в городские поликлиники – 23-07-77, 22-88-01, и даже в МУП «Фармация» по телефонам 26-20-73, 26-29-02, 26-27-30.

Напомним, с 1 апреля аптеки перешли на новую систему ценообразования. Региональная энергетическая комиссия Пермского края утвердила предельные оптовые и розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на лекарства из списка необходимых и жизненно важных. В результате были получены фиксированные цены более чем на 5 тысяч препаратов, выше которых продавать лекарства не может ни одна аптека.

Поэтому, начиная с середины апреля, любой покупатель вправе потребовать в аптеке данный реестр цен, дабы убедиться в честности ценовой политики предпринимателей и сравнить, почем тот или иной препарат в списке и на прилавке.

Контролировать аптеки мэрия решила с помощью покупателей, для которых и была открыта «горячая линия». Мы позвонили по одному из номеров – на предприятие «Фармация», которое представляет в городе сеть муниципальных аптек. Половина номеров была адресована именно туда, что, как минимум, странно. Каким образом одно из конкурирующих фармпредприятий может участвовать в сборе жалоб от населения?

Тем не менее, девушка в «Фармации» нам пояснила: речь идет не о жалобах, а в сборе информации, которую «мы фиксируем и передаем». Исполнять роль справочно-информационного центра их обязала администрация. По ее словам, далее эти сведения поступают на централизованную «горячую линию» в Министерство здравоохранения Пермского края.

Возник вопрос: не затеряется ли в пути эта важная информация в случае, если покупатель пожалуется на работу муниципальной аптеки? Как подчеркнула девушка в «Фармации», горожане вправе позвонить в Управление здравоохранения или в поликлинику.

Не дожидаясь результатов «горячей линии», мы решили сами пройтись по аптекам с проверкой. Тем более, накануне в роли покупателей там побывала другая делегация – представители Управления здравоохранения и той же самой «Фармации».

Нашему корреспонденту реестр цен на лекарства предоставили, правда, не везде это сделано с удобством для покупателя. Только в двух точках – ООО Аптека «Здоровье» и «Аптеке от склада» внушительный реестр мы обнаружили прямо на столике в торговом зале. В «Виоле» этот солидный список поместился прямо на настенном стенде, но занял немного места, потому что напечатан шрифтом, неразличимым даже человеку с отменным зрением.

В остальных аптеках, которые мы посетили, в торговом зале можно было найти только рекламные брошюрки, рассказывающие о целебных свойствах тех или иных препаратов. В основном, толстую кипу листов провизорам приходилось вытаскивать из-под прилавков или выносить из подсобки. В «Витаминке» красная папка с подшивкой даже не пролазила через окошечко кассы, зато провизоры нас уверили, что цены в их аптеке ниже тех, что указаны в этом реестре.

Если важный документ в аптеках можно разглядеть не всегда, то отчаянная борьба за покупателя сильно «режет глаз». Новая ценовая политика, которая, по словам фармацевтов, не отразилась существенным образом на розничной работе, все же заставила их чаще поглядывать в сторону конкурентов и «напрягать мозг» в рекламном направлении. Мало того, что на аптечный рынок пришли новые участники, называющие себя оптовиками, так еще и цены с сегодняшней политикой пришлось умерить. Некоторые препараты, входящие в список ЖНВЛС, действительно, стали дешевле, поскольку вновь введенный лимит по надбавкам оказался меньше прежнего. Правда, выживать в таких условиях аптекам стало сложнее. «Это наши проблемы, как нам живется», – протянули мне провизоры в одной из аптек.

Вот и появились различные заманчивые слоганы: «Витаминка – цена в половинку», «Аптека от склада», «Аптека оптовых цен», «Аптека оптовых цен +»… Покупателям начинает казаться, что лекарства отдают буквально задаром. Надо брать, пока не раскупили. А вдруг завтра подорожают?

Но если узнать подробности «акции», то выясняется, что «по оптовой цене» – значит, с небольшой надбавкой. И распространяется это только на 100 наименований лекарств, не входящих в список жизненно важных. «Они и так дешевые!» – глаголят провизоры истину, которая, по их мнению, доказана и неопровержима. Или подпадают под слоган только препараты, помеченные на прилавках особым, еле различимым глазу покупателя знаком. В общем, и для лекарств вполне применимы ходовые приемы продвижения холодильников, телевизоров, стиральных машин...

И пока продавцы лекарств, вынужденные «крутиться» в новых условиях ценовой политики, гоняются за покупателем, покупатели гоняются не за продавцом, а за более дешевыми лекарствами. Как говорится, доверяй, но проверяй, что в реестре написано.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс