В стране премудрых пескарей

Набираю телефонный номер. «Здравствуйте, – говорю подчеркнуто вежливо, хотя помню уже этот номер наизусть. – Могу я поговорить с вашим руководителем?» «Он просил меня с вами не соединять», – почти интимным шепотом говорит мне секретарь. «Извините, но я вынуждена буду написать это вместо официального комментария вашего начальника», – предостерегаю. В ответ – молчание, которое, как известно, знак.

Вот вам другой пример. По просьбе людей опять же не вдаюсь в детали. Девочка – спортсменка и красавица - заболевает перед решающими соревнованиями. Деньги за ее участие уже заплачены. Большие деньги. Девочка, конечно, едет, но с серьезными осложнениями попадает на больничную койку. Врачи выносят подростку приговор: «Со спортом можешь попрощаться навсегда. Не сделаешь этого – станешь калекой на всю жизнь». Родители официальных комментариев предусмотрительно не дают.

«Поджилки дрожат», «ноги подкосились», «глаза велики» – физиологических описаний человеческого страха в образной народной речи много. Настораживает концентрация этой эмоции в январской атмосфере Березников. Руководители предприятий и частных организаций уходят от комментариев, жители говорят шепотом и, озираясь, словно за углом их подстерегает «воронок».
«А что ты хочешь?! Мы живем в полицейском государстве, – говорит мне очередной «премудрый пескарь». – За каждым из нас следят, все телефонные и интернет-разговоры записываются. Все, что мы можем себе позволить – лишь иллюзия свободы».

«Чего вы боитесь? – спрашиваю у тех, кто в очередной раз просит меня: «Ни в коем случае не говорите, где я работаю, не указывайте моего настоящего имени, не подставляйте человека под удар». «Я боюсь потерять (не получить) работу, боюсь за жизнь и здоровье близких», – слышу в ответ.

Дмитрий Мазунин, заместитель главного врача по внебольничной помощи МУ «Психиатрическая больница»: "Скорее всего, вы слышали эти слова от людей, которым за 30-40 лет. Они «захватили» пионерию, комсомол, а страх – во многом порождение системы. Страх быть уволенным понятен. К нам часто поступают люди, которые потеряли работу и на фоне этого переживают тяжелейший стресс. Первыми под удар попадают мужчины, потому что работа для них – знак их состоятельности. Они глушат свои страхи водкой, а потом поступают к нам с диагнозом «алкоголизм». Я думаю, что в любой ситуации человек должен сохранять свое лицо и поступать так, как подсказывает сердце. Один раз позволишь другому решить за тебя, в следующий раз твоего мнения никто не спросит. Уверен, если ты хороший специалист, ты всегда найдешь себе работу. Сегодняшнюю атмосферу в городе можно сравнить с атмосферой после трагедии в «Хромой лошади», когда люди, испугавшись пожара, стали бояться покупать петарды. Народ в прострации… Я думаю, этот виток скоро пройдет. Важно, чтобы человек понимал, что впереди у него еще долгая жизнь. Что он скажет себе через 10 лет, когда обернется на себя настоящего?.."

В повести братьев Вайнеров «Лекарство против страха» один из героев говорит другому: «Мы все предрасположены к этой болезни – естественная реакция наших далеких предков на окружающий мир, таинственный, опасный, непонятный! Мы несем ее в своих генах. Но одни воюют со страхом всю жизнь и побеждают, а другие сдаются ему – сразу или постепенно. …Страх – это боль, тьма, голод, невежество, обман, безнравственность, пьянство! Это – тирания сильных и ничтожество слабых! Это готовность унижаться и потребность унижать! Страх – это фашизм, который стоял не на силе кучки уголовников, а на бессилии парализованных страхом миллионов. Страх — это палач, убийца и вор, и он мешает людям возвышенно любить и талантливо работать».


“Неделя.RU”
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


выборы

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса