Молодежь должна стать успешной

Текст: Александра Митина
Иллюстрации: «Неделя.RU»
В рамках проекта «Лига лидеров» с молодыми людьми занимается преподаватель Академии народного хозяйства, кандидат философских наук Евгений Соколов. Сегодня мы беседуем с ним о нынешней молодежи.

– На ваши занятия приходят молодые люди, которые заинтересованы в своем развитии, в дальнейшем личностном росте. Что они получают на ваших занятиях?
– В проекте «Лига лидеров» собрались ребята из разных регионов, которых объединены одним настроением. Безусловно, все они активные, позитивные, достаточно амбициозные. Направленность их деятельности – не бизнес, скорее, они ориентированы на социальную активность, потому что ярко выраженной коммерческой активности я в них не обнаружил.

– А вам какая активность ближе – коммерческая или социальная?
-– Учитывая сегодняшнюю ситуацию, какой бы ни была активность молодых людей, если она конструктивна, если она имеет какую-то ярко выраженную гражданскую направленность, это уже хорошо. Потому что самая большая беда сверстников этих ребят заключается в том, что они либо абсолютно пассивны и действуют в рамках сложившихся стереотипов, возобновляя модель жизни своих родителей, своих старших братьев, не задумываясь и не пытаясь что-то менять в своей жизни. Другая часть молодежи достаточно сильно отравлена настроениями иждивенчества: они ждут, что им кто-то что-то даст.

– Но иждивенчество присуще и людям постарше…
– Те, кто постарше, уже каким-то образом проживают свою жизнь, что-то просчитывают. Что же касается сегодняшней молодежи, то я без всякого преувеличения считаю, что будущее нашей страны зависит от того, что мы сделаем с этим поколением. Потому что через 10-15 лет именно они будут определять судьбу страны.

– Потому что 15 лет назад мы одно поколение уже потеряли…
– Не одно, а практически два. Потому что одно поколение только входило в пору юности, другое же должно было набирать обороты, потенциал. Но условий для этого просто не было. Сейчас существует самое главное условие – политическая воля государства, которое пока не предоставляет каких-то сверхвозможностей, но и не оказывает противодействия. Во-вторых, нет заказа на социальную пассивность. Если раньше она присутствовала, то сейчас уже очевидно, что пассивность – это тупиковая тенденция.

– Но государство и не проявляет активности в этом вопросе.
– Давайте посмотрим на это с другой стороны: а кто более заинтересован в этом? Если ты хочешь пить, мое дело – подвести тебя к воде. А приходится преодолевать совершенно другое настроение – в лучшем случае, подведенный откроет рот. Нет самостоятельности, нет идей. У меня есть основания для такого утверждения: на Селигере через мои руки прошло около 10 тысяч молодых людей, после него я путешествовал по стране, общался с их сверстниками и понимаю, что это – тенденция. Они не знают, как можно в сегодняшней экономической, социальной, личной ситуации добиться успеха, сделать себя более эффективными. Государство не даст всем беспроцентный кредит, не предоставит квартиру или грант на обучение в западном университете, не обеспечит умником-мужем или красавицей-женой… На это рассчитывать нельзя, поэтому надо самим стать успешными.

– Тогда, наверное, это очень маленькая аудитория…
– Начнем с того, что в обществе существуют определенные пропорции людей консервативных, асоциальных, пассивных. Так вот активных в обществе, как правило, 10-15 процентов. И в обществе все зависит от посылаемого сигнала. Если самый сильный сигнал исходит с негативной направленностью, то в нем будет больше негатива. Если противоположный да еще несущий определенную долю личной выгоды, то и настроение в обществе будет такое же. Давайте рассмотрим на примере. 10 человек, считающих себя лидерами, достигают некоего личного успеха. И если «вирус успешности» будет достаточно заразным, то произойдет трансляция этого вируса на других. Я отметил эффект с нашей прошлой встречи.

– Например?
– К примеру, двое ребят, курившие длительное время, бросили эту дурную привычку. Положительный пример? Да. Двое ребят определились со стратегией в плане карьерного роста: как получить образование, где им необходимо работать и т.д. А в целом – у всей группы есть определенные проекты, которые они собираются воплотить в жизнь в ближайшее врем. Они, как правило, касаются каких-то социальных вопросов: мероприятия для детей из реабилитационного центра, помощь пожилым. И это правильно, потому что это действия не навязываемые кем-то, а ответные на призыв о помощи. Что мне нравится в этих ребятах, так это действия ради результата. А, скажем, не ради самопиара.

– Что дает вам общение с молодежью как преподавателю?
– Во-первых, до этого года я практически не имел контактов с молодежной аудиторией, и это очень полезный для меня опыт. На сегодняшний день я задумался над тем, что я и мои сверстники не сделали в свое время, каковы очевидные риски, как это будет проявляться в дальнейшей жизни. То есть личностный момент. Второй момент – системный. Мое философское образование мне подсказывает, что мы не сможем добиться эффективности общества, если не будем реализовывать повышение личной эффективности каждого. Выучить этих ребят – это существенный вклад в будущее общества. В-третьих, мои представления о современной молодежи несколько не соответствуют действительности. Общее мнение – они НЕ… Но это замечательные ребята, которые ничем не отличаются от меня и моих сверстников в их возрасте. Пожалуй, кроме того, что они более свободны, у них меньше шаблонов в голове, но в значительной степени больше цинизма. Они более реалистичны, но менее образованны, чем мы в своем возрасте. Наше образование было получше, покачественнее, пообширней. Почему я пришел к такому заключению? Потому что они не реагируют на те вещи, которые были известны всем школьникам, например, на Ярославну. И думаю, что кроме Павлика Морозова, пионеров-героев они тоже не знают.

Для молодежи нужна та трехуровневая модель – октябренок, пионер, комсомолец– без лишней идеологии, но нужна, и образовательные программы нужны. С одной лишь разницей, что образовываться нужно не в возрасте 19-20 лет, а в возрасте 10-12 лет, когда ребята начинают экспериментировать во всем. И наша задача – установить ценностные установки, которые в сознании подростка дадут возможность и необходимость эксперимента, если он знает, что какой-то поступок в обществе асоциален, а другой – это будет круто. Такие модели и должны формироваться нашим поколением и внедряться в сознание подростка. Чем – по возможности – я и занимаюсь.

– Надеюсь, успешно?
– К сожалению, период экспозиции короток, но и за короткий промежуток времени я пытаюсь донести ценности сегодняшнего времени.


Источник: березниковская газета “Неделя.RU”
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса