"Газели" в городе. Охотничий сезон

Один маршрут – один перевозчик. Так звучит один принципов подготавливаемого в администрации Березников постановления о маршрутной сети, которое вместе с другим документом, положением о конкурсе на право перевозок, должно сократить анархию на городских дорогах.

К сожалению, речь идет о наведении порядка только в общественном транспорте, растущее число автолюбителей будет еще какое-то время множить проблемы. Но если в работе троллейбусов и автобусов будет больше спокойствия, а «Газелей» просто станет меньше, то это благотворно скажется на всех участниках дорожного движения.

Действия березниковской администрации по вытеснению «желтокожих» - «Газелей», по инерции именуемых еще «тэшками», что когда-то означало «маршрутное такси», а сейчас превратившихся просто в рейсовые автобусы сверхмалой вместимости, очевидны.

После 12 декабря, когда пройдет первый конкурс по новым правилам, на тридцати пяти городских маршрутах не смогут одновременно находиться больше 29 троллейбусов, 103 автобусов (от ПАЗа и крупнее) и 78 «Газелей». Сегодня в среднем на городских улицах около 270 единиц общественного транспорта одновременно. Так вот все снижение этого количества планируется за счет «тэшек».

А почему только с 12 декабря? А до одиннадцатого перевозки идут по действующим договорам, заключенным в прошлом году. Разрывать их все сейчас у управления городского хозяйства повода нет. Хотя это не спасает от репрессий наиболее зарывающихся «газелевладельцев». Но об этом попозже, а сейчас по порядку, в смысле по «Положению».

ТИШЕ ЕДЕШЬ – ДОЛЬШЕ БУДЕШЬ
Правило «один маршрут – один перевозчик» в сочетании с другим принципом, недублирования маршрутов, таит еще одну угрозу для общественного транспорта малых объемов. Скажем, выставляется на конкурс маршрут № 6: железнодорожный вокзал – Околица. Классный маршрут: 12 остановок, весь город по диагонали, через центр, по главным улицам, пассажиров уйма. Как вы думаете, кто его выиграет: троллейбусное управление с его экологически чистым транспортом большой вместимости и готовой контактной сетью или предприниматель В.П. с парком пусть даже в двадцать чадящих выхлопами «такси», в которые больше 12 человек не помещаются? Правильно. А все остальные, пожалуйста, в сторонку, не мешайте движению железных «лосей».

Все эти меры, конечно, увеличат время ожидания для пассажиров. Но, по расчетам отдела транспорта, не принципиально: с нынешних одной-двух минут на центральных остановках в час пик до четырех-пяти. А не в час пик и считать незачем. После 21.00

«Газели» дружно исчезают с пастбища, щедро позволяя «снять всю выручку» транспорту большой вместимости.

Хотя, справедливости ради, надо сказать, что в дневное время «газелисты» стали графики соблюдать. Ну, по крайней мере, стараться. Сколько раз был свидетелем в последние месяцы разочарования торопящихся пассажиров, едущих в «тэшках». Да, отдел транспорта установил такие графики, что по полному кольцевому маршруту троллейбус проходит быстрей. На пару минут всего, но березниковцам, привыкшим к скоростному беспределу «Газелей» в прежние годы, теперь езда в них представляется траурной процессией.А по существу-то как раз наоборот: тише едешь, дальше будешь.

Да лихачества теперь меньше. Потому что контроля больше. Тридцать проверок провел отдел транспорта только за второй квартал. То есть каждый третий день Дмитрий Соломин (специалист отдела) на дорогах. Его уже все водители в лицо знают. Иногда и более высокие начальники караулят. Как минимум трех наблюдателей ежедневно выставляет Единая диспетчерская служба.

Но в руках ЕДС есть более современное оружие охоты на «Газели». Оно называется GPS.

ПОЧЕМУ НАРУШАЕМ?
По требованию диспетчерской службы электронные навигаторы должны быть установлены на каждое транспортное средство, участвующее в регулярных перевозках. В этом случае ЕДС может в режиме реального времени отслеживать перемещение всех машин, видеть, кто жульничает, едет не по своему маршруту, нарушает график.

GPS-навигаторы, как средство регулирования конкуренции, это интересный ход. Формально, все в равных условиях. Цена приборов одинакова для всех. И кстати не такая уж запредельная, по словам начальника отдела транспорта и энергетики Владимира Шишкина «в районе 10 тысяч рублей, к тому же фирмы, дают рассрочку платежа». Но понятно, что на троллейбусе и даже ПАЗике этот прибор будет экономичней, чем в каждой «Газели».

Так вот с первого июля навигаторы должны быть во всех машинах на маршруте № 6, с 15 июля на 19 маршруте, и так далее по графику до начала действия новых договоров на всех.

А еще с первого июля начала действовать штрафная стоянка для «Газелей», водители которых нарушают условия перевозок. По информации отдела транспорта некоторых видов нарушений стало меньше. Так уже четыре месяца на шестом маршруте нет ни одной «левой» «тэшки», то есть работающей без договора. За полгода поступило всего 9 жалоб на отказ провозить по социальному проездному билету (в прошлом году по-стольку в день было).

Но все же тридцать проверок второго квартала выявили 60 нарушений. В основном это жульничество с маршрутами. Но есть и гораздо серьезней, например полиэтиленовые канистры с бензином в салоне. Приходится принимать меры.

На последнем заседании специальной комиссии по транспорту, в которую входят работники администрации и депутаты гордумы, было решено с одним перевозчиком досрочно расторгнуть договор, а еще двоих наказать рублем, «сняв графики». А это означает, что несколько машин не будут приносить прибыль своему владельцу. Вот так. Теперь дело за контролем.

Текст: «Верхнекамье»
Илл. из архива «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс