В ожидании новой войны

В майские праздники никуда не деться от мыслей о войне. И светлых — оттого что наши деды все-таки сумели выстоять в самой жуткой мясорубке в истории человечества, за что мы никогда не устанем их благодарить, и мрачных — о природе безумия, которое зовется войной. Мыслители 20-х гг. прошлого века, предрекавшие наступление эры милосердия — мол, повторение ужасов Первой мировой невозможно, — ошиблись самым трагическим образом. Увы, но и после стократ более чудовищной Второй мировой надеяться на возобладание пацифистских умонастроений в мире не приходится.Поводов для конфликтов найдется еще предостаточно. Я даже не говорю про апокалиптические предсказания о скором истощении всех мыслимых ресурсов и, соответственно, неизбежной грядущей битве за их остатки. Есть проблемы куда менее масштабные, но оттого не менее взрывоопасные. Взять хотя бы развивающийся на наших глазах конфликт в Абхазии. Не хочу даже упоминать прогнозы иных чересчур болтливых политиков — молюсь лишь, чтобы там все закончилось мирно.

Вопрос о том, с какой вероятностью тот или иной локальный конфликт может перерасти в военное столкновение планетарного масштаба, мне тоже обсуждать не хочется. От таких размышлений только мурашки по коже. Давайте лучше без конкретики. Чисто теоретически — как может выглядеть война XXI в.?

Со времен Великой Отечественной сменилось, наверное, десятка два концепций ведения победоносной войны. Последние веяния — отказ от полного контроля над захваченной территорией, использование дистанционного высокоточного оружия, роботизация наземных видов войск. Все это интересно и, как показала война в Ираке, работает вполне эффективно. Но в будущем не пригодится.

Все потому, что задача избежать возмездия — за агрессию или оборонительную операцию, успешно переросшую в наступление, — сегодня практического решения не имеет. И дураку понятно, что любая ядерная держава, попав в безвыходное положение, таки применит свои ракеты, сколь ужасны ни были бы последствия для всех участников конфликта. Удастся ли когда-нибудь создать действительно эффективную систему ПРО от наших «Тополей» или китайских «Дунфэней», еще бабушка надвое сказала. Тут расклад ясен. Но ведь и более отсталые страны научились огрызаться. Вы, конечно, догадались, что речь идет о терактах.

«Грязные» бомбы в чемоданах, холера или чего похлеще в водопроводе — всего и не перечислишь. Защититься от противника, готового мириться с любыми жертвами среди как своего, так и чужого мирного населения, невозможно. Пока — тьфу-тьфу-тьфу! — нам везло. Но это ни о чем не говорит.

Можно ли в таких условиях развязывать войны? Еще как. Достаточно лишь научиться нападать так, чтобы противник не был уверен в самом факте нападения — и при этом исправно нес потери. Биологическое оружие, которое сразу приходит в голову, вряд ли подойдет: играть в такие игры слишком опасно, ведь того и гляди зараза на тебя самого перекинется. То же и с так называемыми финансовыми атаками: мировой рынок довольно прозрачен, так что грамотные экономисты сразу определят, кто воду мутит.

Великий футуролог Станислав Лем еще в 1960-х описал несколько типов неявных военных конфликтов, которые, по его мнению, ждут нас в будущем. Самое яркое его предсказание — о компьютерных, или, как теперь принято говорить, хакерских, войнах. Уничтожение в одночасье всех информационных систем «Газпрома», вероятно, даст эффект не хуже бомбардировки. И пойди узнай, откуда прислали вирус.

Далее, климатическое или погодное оружие. Градобитие, цунами, ураганы — пойди докажи, что это чья-то злая воля, а не божий промысел. Сейсмическое, оно же тектоническое или геофизическое, оружие. Принимать в расчет бредовые высказывания одного нашего кандидата в президенты, что Россия таким оружием уже владеет, конечно, не стоит. Но идея вовсе не такая уж фантастическая. Доподлинно известно, что и СССР, и США вели разработки в этой области в 1970-х. Тому свидетель, например, весьма уважаемый и совершенно не склонный к излишнему фантазированию профессор Владимир Слипченко, генерал-майор в отставке и доктор военных наук. В каком состоянии находятся эти разработки сейчас — тайна за семью печатями. Быть может, военные ученые давно отступились от неподъемной задачи. А может, и нет.

Вообще, сказать наверняка, есть ли предпосылки к созданию того или иного невидимого оружия, не в состоянии, наверное, даже самый искушенный специалист. Но факт остается фактом: спрос на такое оружие есть. А значит, в каком-то виде оно рано или поздно появится.

Ведь как удобно: устроил маленькой нефтяной стране настоящую, а не условную бурю в пустыне — и можно являться к ней же в качестве помощника по восстановлению экономики. Ох, типун мне на язык, право слово.

Текст: Юрий Грановский, “Ведомости”
Коллаж: Антон Пятница

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


боевые действия

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса