«Эльдорадо» как символ русских выборов

Предвыборная агитация вяло и бесполезно, но всё-таки заметна на березниковских улицах, и раскрашена эта агитация весьма символично, в цвета российской государственности. Мальчики-девочки в синих накидках – значит, «Единая Россия». В крайнем случае, ЛДПР, что, собственно, одно и то же. Мальчики-девочки-тётеньки в белых, с какими-нибудь узорами, накидках – тоже понятно, оппозиция всякая. А мальчики-девочки в красных накидках – «Эльдорадо», открытие нового торгового центра «Мелодия». Символично, весь смысл настоящей избирательной кампании становится нагляден. Даже если у нашего клиента ничего нет, он для нас всё равно – король. Мы должны стать ближе клиенту, открыться перед ним. За сущие копейки! Сосу за копейки и всё такое.

Без цветов «Эльдорадо» предвыборная раскраска российской государственности выглядит неполной, вообще какая-то эстонская символика получается. А в цветах «Эльдорадо» совершенно понятно, что такое идёт, за кого нас держат и что такое из этого может получиться. Особенно с репутацией сети «Эльдорадо», известной, пожалуй, каждому отечественному покупателю – секонд-хенд сложной бытовой техники, дёшево и сломается быстро, заманят и надуют. И самое интересное, каждый отечественный покупатель совершенно чётко представляет себя, что в «Эльдорадо» покупать ничего не надо, но столь же отчётливо себе представляет контингент тех, кто в «Эльдорадо» обязательно пойдёт и купит, и будет надут, но составит «Эльдораде» бешеные прибыли, и будет судиться, но плетью обуха не перешибёт. Прибыли потому и бешеные, и бизнес этот оказывается выгодным, потому что затрат-то всего ничего, главные затраты – на рекламу.

Что характерно – те, кто в «Эльдорадо» принципиально не пойдут и, соответственно, не будут надуты бесплатным холодильником в мышеловке, никакого ущерба бизнесу «Эльдорадо» не нанесут. Потому что, если бы количество судебных исков и потребительских претензий превысило некоторый порог, вот тогда бы «Эльдорадо» вынуждено было задуматься над улучшением качества продаваемой продукции и т.п. Но для этого необходимо, чтобы большую часть покупателей «Эльдорадо» составляли не лохи, а нормальные люди, знающие свои права и готовые их отстаивать вплоть до суда. Однако нормальные люди прекрасное знаю, что такое «Эльдорадо» и предпочитают покупать сложную бытовую технику в других магазинах. Другой ущерб был бы «Эльдораде», если бы и лохи совершенно перестали бы ходить в этот магазин, и вообще никакого сбыта у «Эльдорады» не было бы. Но наивных покупателей, всё пытающихся выгадать великолепную технику за сущие копейки, не убывает, и «Эльдорадо» процветает совершенно.

Полное подобие современным выборам. И было бы подобие абсолютное, если бы добавилось, что «Эльдорадо» вообще оказалось единственным подобным магазином в обозримом пространстве. Типа, хочешь приобрести себе сложную бытовую технику – иди в «Эльдорадо». Не хочешь – сиди себе дома, всё равно одобряешь «Эльдорадо».

Есть, однако, в сложившейся ситуации определённая прелесть. Человек понимающий и чего-то там не терпящий, в условиях, когда «Эльдорадо» на всю округу единственный магазин, от нетерпения своего пойдёт в этот магазин и поактивничает. Поскандалит, нервы помотает эльдорадопродавцам. Выместит своё неудовольствие, придя в магазин. А вот истинный клиент «Эльдорадо», тот, который пытается разыскать сыр в мышеловке за сущие копейки, в знак протеста решит, что нанесёт главный ущерб тем, что в «Эльдорадо» на этот раз не пойдёт. Он же, клиент «Эльдорадо», не понимает, что никакого ущерба ненавистному монополисту тем самым он не наносит (если бы понимал, то не был бы клиентом). И вполне может оказаться так, что в какой-то определённый момент в магазине «Эльдорадо» соберётся больше не его любимых копеечных клиентов, у которых ничего нет, но всё равно короли, а тех, кому это «Эльдорадо» не нравится.

Ехал на днях в троллейбусе. Две бабульки средних лет (их тех, кто в местных газетах кокетливо называет себя "молодыми женщинами") беседовали о выборах. И разорялись, мол, не пойдут они на выборы, потому что жизнь тяжёлая стала, цены растут и кругом обман, и всё такое. Громко разорялись. А я ехал, слушал и думал: а вот если бы эта молодая женщина на выборы всё-таки пошла, то за кого бы она проголосовала?

Весь риск нынешней избирательной ситуации состоит в том, что противники «Единой России», навязывания культа, приверженцы всяких демократий и свобод, западных образов жизней и социалистических ценностей, они-то на выборы пойдут, потому что они – сознательные. И им, собственно, всё равно, что победит в итоге «Единая Россия», они свой протест выразят через голосование. А большую часть неявки на выборы дадут те, кто в иных услорвиях проголосовал бы именно за «Единую Россию». Разумеется, в абсолютных цифрах количество недовольных ЕР, «условной оппозиции» ничтожно в сравнении с социологическими показателями сторонников ЕР (хотя как сказать… 34 процента не так уж и ничтожно). Но в относительных показателях, от числа явившихся это соотношении может выглядеть иначе. Одни на выборы пойдут в знак протеста, другие на выборы в знак протеста не пойдут... И "другие" - это как раз сторонники ЕР.

Собственно, всё, что для этого нужно – чтобы пиарщики «Единой России» ещё недельку поработали в том же направлении и теми же темпами, в которых работали до сих пор. Причём они, судя по выступлениям на прошлой неделе, абсолютно представляют себе наличие такой проблемы. И всё равно идут прежним курсом. Чем-то они напоминают нашу футбольную сборную – превратить гарантированный на 150 процентов успех в грань катастрофы.

По последним социологическим данным рейтинг «Единой России» падает на 3 процента в неделю. В настоящее время ЕР прогнозируют 52 % голосов. До дня голосования – две недели. Ой, завышена планка…

Текст: Андрей Лучников

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


выборы

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса