Железнодорожный занавес

Самые занимательные события конца минувшей и начала текущей недель. Не считать же САМЫМ занятным шаблонное вялотечение (слово «развитие» в нашем случае некорректно) голосовательной кампании. А вот эти – действительно самые занимательные. Они же – самые важные с точки зрения развития нашего края, поскольку можно предположить самые серьёзные последствия, следствия и эффекты. Не считать же за такие события – САМЫЕ важные и влекущие самые серьёзные последствия для региона – исторические письма единороссов единороссов о том, что не всё хорошо. А вот эти – действительно самые важные. «Сильвинит», «Уралкалий» и железная дорога. И железнодорожный занавес над Верхнекамьем.

Вкратце напомню: «Сильвинит» возопил о том, что Провал привёл-таки к прямому ущербу его, сильвинитовскому бизнесу – поскольку добрался-таки Провал до железной дороги и существующая резервная ветка помочь не может, поскольку сама оказалась под угрозой. Мировой рынок на вопль «Сильвинита» откликнулся, нанеся большую выгоду «Уралкалию».

Кстати, березниковская корпорация уже потерпела немало выгод от Провала. В частности, «Уралкалий» избавился от расходов по консервации и ликвидации выработанного рудника. В частности, растущий спрос + широкая реклама угрозы потери производственных мощностей (уже, повторю, практически выработанных, при фактическом сохранении и даже наращивании производительности) имели эффектом рост калийных цен в 2006 – начале 2007 года и, соответственно, рост доходов «Уралкалия». Наконец, раскрутка образа спасённых города и горожан стали краеугольным камнем уралкалийного сегмента кампании по выборам в пермское ЗС. Некоторые полагают, что PRовальная идея в прошлом декабре сработала удачно. Словом, нынешнее железнодорожное преткновение всего лишь продолжает ряд счастий, которые обрушиваются на «Уралкалий» с прошлого октября. Впрочем, судя по недавнему сериалу на БерТВ, березниковские калийщики свалившиеся на них выгоды преодолевают мужественно, можно даже сказать, стоически.

В эти, тревожные для «Сильвинита» и вдохновляющие для «Уралкалия» дни, уралкалийщики себе не изменили, с мужественным стоицизмом публично (через «Березниковский рабочий») заявив, что не собираются снижать производство, а намерены даже его наращивать. Вопреки негативным для «Сильвинита» последствиям Провала. Вопреки тому, что по подвергаемой риску железной дороге происходит целых 4 процента перевозок «Уралкалия». Вот это, я понимаю, подлинный героизм, нордическое мужество викингов. Сурово так, по-мужски.
«Уже в ноябре 2007 года ОАО «Сильвинит» может остановить отгрузку своей продукции из-за полного прекращения железнодорожного сообщения. Сегодня, 26 октября, об этом сообщила пресс-служба компании. В ночь на 24 октября 2007 года размер провала, возникшего в результате затопления Первого рудника ОАО «Уралкалий» увеличился на 30 метров в сторону единственной железнодорожной ветки, связывающей Соликамско-Березниковский промышленный узел с Транссибом. Сейчас расстояние от воронки до 800-метрового объездного пути составляет всего около 100 метров, отмечается в распространенном «Сильвинитом» пресс-релизе. Генеральный директор «Сильвинит» Ростям Сабиров говорит, что сейчас компания выполняет поставки продукции по резервной железнодорожной ветке, построенной в экстренном порядке в начале 2007 года после образования провала на руднике «Уралкалия». Между тем, развитие провала в сторону объездной железной дороги приобретает непредсказуемый характер, а альтернативы железнодорожному транспорту при вывозе крупнотоннажных объемов продукции «Сильвинита» нет. Строительство же нового объездного железнодорожного пути длиной 6 км планируется завершить не ранее 1 февраля 2008 года, хотя даже окончательного решения о маршруте этой трассы до сих пор так и не принято. «Сильвинит» официально извещает своих контрагентов и потребителей продукции о том, что уже в ноябре, возможно, не сможет гарантировать поставку произведенной продукции по заключенным контрактам», - сообщила газета «Новый Компаньон».Несколько занятно было, конечно, ожидать, скажет ли хоть что-то «Уралкалий» по поводу железки, которую вот-вот лизнёт Провал (из-за чего, собственно, весь сыр-бор на калийном рынке). В конце концов, как ни крути, а обогатительная катастрофа произошла всё-таки на уралкалийном руднике. И про завершение строительства той самой обводной железнодорожной ветки, которая сейчас под угрозой, в начале текущего года рапортовали уралкалийные СМИ. Да и построена она (эта, нынешняя обводная ветка) на этом, как оказалось, слишком небольшом удалении от места будущего Провала – после (!) согласований (!!) проекта (!!!) с уралкалийной наукой… Ну, не чисто уралкалийной, но «Уралкалием» оплаченной. Поэтому и занятно было ожидать, что скажет «Уралкалий» сейчас. Кстати, народ бы (во всяком случае, березниковский) понял (во всяком случае, не заметил) бы, если бы «Уралкалий» вообще ничего по данному поводу не сказал. Вообще, с учётом тотального контроля «Уралкалием» местного информационного поля, подобное выступление в березниковской прессе было излишне. И где-то даже вредно (о чём обыватель не знает, о том и не думает). Однако уралкалийщики мужественно отмалчиваться не стали и стоично заявили, что проблема с железной дорогой – это вина ОАО «Российские железные дороги». Это РЖД до сих пор не построили, не выделили, не спроектировали, словом, в таком роде.

А вот только не надо про всякие морали, совести и прочие эфемерности. Это, смею напомнить, бизнес, в котором нет плохих или хороших, а есть умеющие зарабатывать деньги и потом их не тратить и неумеющие этого делать. Вообще, откровенно говоря, вот вы, уважаемый читатель, положив руку на кошелёк, хотя бы сами себе, просто и цинично признайтесь: вы бы поступили иначе, да? Вот лично вы, заработав, например, на каком-нибудь IPO какие-то вшивые двадцать миллиардров рублей пожертвовали бы миллиард, или хотя бы 700 миллионов на то, чтобы построить то, что построят и без вас? Если учесть к тому же, что это пойдёт прежде всего на пользу вашему злейшему конкуренту. Ну и паре сотен тысяч туземцев тоже которые только и знают, что стонут да жалуются и денег просят. А если учесть, что вы и так огромную социальную нагрузку на себя взяли – вон, и детский садик с поликлиникой на сотню миллионов пообещали построить, а по две тысячи рублей парочке выдающихся студентов так и вовсе выделяете регулярно, и маунтинбайк развиваете… Ну? Вот вы бы, уважаемый читатель, как поступили? Только не кривите, пожалуйста душой. Ну? То-то. «Акции ОАО «Уралкалий» на бирже РТС в понедельник продолжили рост, вызванный возможной переоценкой мировых цен на хлористый калий из-за проблем основного российского конкурента компании — ОАО «Сильвинит». В понедельник акции компании выросли на 5,1% — до $5,2 за бумагу. В течение дня цена за акцию достигала $5,3. Таким образом, капитализация «Уралкалия» в настоящее время составляет $11,05 млрд. В пятницу на фоне информации о возможном прекращении отгрузки продукции со стороны ОАО «Сильвинит» акции компании взлетели на 8,4% — до $4,9 за акцию. Канадская Potash Corp., крупнейший в мире производитель хлористого калия, в ожидании возможного роста мировых цен уже приостановила заключение новых контрактов. Аналогичное решение приняло ЗАО «Белорусская калийная компания», поставщик калийных удобрений «Уралкалия» и «Беларуськалия» на зарубежные рынки. «Сильвинит» в пятницу сообщил, что в ноябре может остановить отгрузку из-за возможного увеличения провала грунта в Березниках рядом с магистралью, по которой транспортируется продукция компании», - сообщила газета «КоммерсантЪ»

Это – бизнес. Ничего другого здесь ждать не стоит и ни с какой иной точки зрения не имеет смысла судить о возникшей ситуации.

И именно с точки зрения исключительно бизнеса в сложившейся ситуации можно предположить самые серьёзные последствия. Чтобы понять перспективу этих последствий, следует вспомнить как минувшей весной предприятия Верхнекамья подписались под письмом губернским властям с беспокойством, что железная дорога под угрозой, а из-за этого под угрозой оказался крупный бизнес Верхнекамья.

Тут очень важно: «Уралкалия» среди обеспокоенного бизнеса не было. По сути, крупный бизнес Верхнекамья объединился в тот раз без «Уралкалия», впервые в новейшей истории. По сути, объединился против «Уралкалия». Потому что танспортный коллапс ударяет по всему крупному бизнесу Северного Прикамья. Кроме «Уралкалия». Потому что с точки зрения формальной логики именно «Уралкалий» повинен в проблемах крупного бизнеса Верхнекамья, более того – «Уралкалий» извлёк из ситуации сплошные выгоды. И именно «Уралкалий» занял позицию: это ваши проблемы, а мы город спасаем, жизни людей, что может быть ценнее? А вы о деньгах… Это так пОшло… Заставить «Уралкалий» повернутся лицом к братьям по классу могла только суровая рука государства. Политическая воля. Карающая длань. Собственно, на пробуждение этой самой карающей длани и была направлена тогдашняя публичная обеспокоенность промышленных китов Верхнекамья.

Теперь «Сильвинит» уже возопил. Остальные промышленные гиганты отмалчиваются, а «Ависма» даже храбрится, мол, автотранспортом будет до ближайшей ж/д возить, но это, согласитесь, несерьёзно и, соответственно, ненадолго. Коллапс подкрался незаметно. Однако позиция «Уралкалия» стоически непокобелима. И вполне цинически обоснованна. А карающая длань… Хи-хи. Безмолвствует. Даже госкомиссия постановила, мол, техногенная катастрофа – с Природой не поспоришь, никто не виноват (для тех, кто из Китая поясняю: «техногенная» значит: В РЕЗУЛЬТАТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА). Оцените парадоксальность мышления государственных мужей.

Соответственно, можно предположить, что сейчас промышленные киты все локти искусают за собственное безразличие к делам политическим, за то, что не имеют среди карающих дланей такой волосатой руки, какая есть у «Уралкалия». Это раз. Но отсюда вытекает два: Провал клюнул и киты будут суетиться. Будут вынуждены суетиться – исключительно из соображений бизнеса, чтобы хотя бы часть своих убытков и расходов на спасение бизнеса возложить на «Уралкалий». Никаким иным путём кроме политического давления это невозможно, поэтому крупный бизнес будет пытаться его организовать. Получится – не получится, Бог весть, но «Уралкалий» в данном случае оказывается один против всех и ему придётся нелегко. Интересное, кстати, совпадение: именно в эти же дни поползли слухи о том, что березниковские калийщики наконец-то договорились с пермскими нефтяниками о совместной разработке Верхнекамского месторождения. Столько лет грудью в грудь спорили, а вот теперь договорились. Нефтяникам железнодорожный занавес по барабану. Союзниками, очевидно, не станут, но одним оппонентом меньше – тоже неплохо.

У березниковских обывателей в этой ситуации тоже есть интерес. Не только рабочие места и прибыльность «Ависмы», «Азота», «Уралкалия» (а как же?). Но и сама ситуация с Провалом и Переселением, и политическая ситуация, и общественная обстановка в Березниках. Потому что: либо это всё остаётся на добрую волю внимательного и заботливого «Уралкалия», либо за внимательным и заботливым «Уралкалием» заботливо и внимательно приглядывает родное государство. Разница на первый взгляд невелика, но на второй взгляд существенная. До сих пор неравнодушные форучане могли испыхтеться в Интернете, ТВ хоть каждый день могло под трагическую музыку кричать «караул» о печальной судьбе ещё одного русского города, а пермские обозреватели – хоть каждую неделю передавать сводки о диссидентах, замученных в подвалах «Березниковского характера». Не наше дело судить, кто правее, кто виноватее, но так могло продолжаться хоть сто лет, хоть триста, пока калий в Верзнекамье не закончится, первый раз что ли? Были в России забытые полки, почему не быть забытому городу?

Но теперь возопил крупный бизнес. И можно предположить, эффект будет другой. Впрочем – только предположить. Ведь всё это – только и исключительно вопрос бизнеса. Но очень серьёзный вопрос.

Текст: Андрей Лучников
Фото из архива "Иной газеты" и Березниковского Форума

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса