Война и Сеть (окончание)

Война и Сеть (окончание)Читать начало

Вопрос: Скажите, пожалуйста, у вас не было возможности пообщаться с Биллом Гейтсом в Москве? Если бы была, о чем бы вы его спросили?
- Я не интересовался. Наверно, если бы я поставил бы себе такую цель, можно было бы ее каким-то образом реализовать. Например, позвать его к нам. Я считаю более перспективным подход, связанный с открытостью информации, а не закрытостью, которую исповедует Microsoft. Я считаю, что в России бизнес модели Microsoft невозможны. Считаю то, что делает сейчас Microsoft со следующим поколением Windows, который Vista, вообще возмутительным. Нас всех с вами через 2-3 года ожидают очень тяжелые времена в этом отношении. Они наконец-то создали систему, в которой пиратский Windows у нас не получится поставить. Я из другого идеологического лагеря.

Даже когда у нас закупки происходят, знаете, что Microsoft что делает в России, оно занимается фактически узаконенной коррупцией. Microsoft создала программу партнерства для it профессионалов, которая заключается в следующем. Когда ваша организация официально что-нибудь у Microsoft покупает на какую-то большую сумму... А сейчас это многие делают, потому что со следующего года серьезные санкции за пиратское ПО. Там реально можно посадить. И я думаю, что будут сажать. Человек что-то такое купил, они его у себя фиксируют и дальше ему на сумму 10% от стоимости заказа присылают подарочную карточку сети «М-Видео». Он идет в «М-Видео» и покупает. Это контролируется, прячется от руководства компаний. Есть специальный сайт, можно туда зайти, зарегистрироваться и дальше пользоваться этими программами. Эта политика мне лично глубоко неприятна. Это поощрение коррупции на общенациональном уровне.

Билл Гейтс. Наверно, я бы у него спросил что-то типа: «Как он относится к тому, что ни один из его прогнозов за последние 15 лет не сбылся». Мне было бы интересно, что ответил бы этот человек. Хотя я понимаю, что сейчас она заработал такое количество денег, что ему уже неинтересно развитие компании, он больше занимается благотворительностью. Более того, он скорее всего очень много сделает полезного для развития российских школ в регионах, даст по бросовым ценам или практически бесплатно ПО для программы по автоматизации, что он пообещал Медведеву. Но тут есть такая стратегически-мировоззренческая проблема. Когда вы ставите ребенку на компьютер Windows, он вырастает пользователем. Он находится под строгим контролем: не туда кликнул, окошко опасности, не иди туда. Вот так.

Например, Китай ставит на школьный компьютер Linux, свободную систему, которая гораздо более сложная, но которая из детей выращивает не пользователей, а творцов, то есть людей, которые понимают, что для того, чтобы что-то сделать, надо что-то изменить. Выращивает какую-то логику. У меня есть очень серьезное опасение, что если мы защиту интеллектуальной собственности перегнем, и будем по-настоящему бороться с пиратством, такой феномен, как российский программист, он не то, чтобы совсем исчезнет, но сильно потускнеет. С чего все это? У нас используется система IBM Web сфера, стоимостью $125 тыс. В России очень высокооплачиваемых специалистов по этой системе тысячи. А проданных лицензий меньше 10 по всей стране. Потому что во всех региональных университетах ее с большим удовольствием ставят, но пиратскую копию.

Будет ли у них такая же возможность использовать лицензионную систему, я не знаю. Тут очень сложный момент – право собственности на интеллектуальные продукты в Интернет. МГИМО использует так называемую лицензию «сreative commerce», созданную господином Лессингом. Она говорит о том, что любой интеллектуальный продукт, который размещен на наших сайтах, в том числе все наши книжки, можно использовать абсолютно свободно для любых целей, в том числе коммерческих, с обязательным указанием авторства. Под такой лицензией мы эти материалы предоставляем. Задели вы меня за больное – Microsoft я не очень люблю.

Вопрос: Вы сказали, что он очень активно спонсирует, в том числе и наши школы. Понятно, что Windows действительно у каждого школьника. А МГИМО не могло бы взять на себя смелость лоббировать какую-то другую программу для тех же школьников? Ведь авторитет МГИМО в России известен.
- На самом деле, мы очень маленький ВУЗ. Наш образ многократно больше, чем наши реальные возможности. У нас около 5 тыс. студентов, из которых 20% иностранцев, и очень маленький состав. К сожалению, наши возможности здесь именно работы на государственном уровне не соответствуют нашим желаниям. Мне бы хотелось такими вещами заниматься, но в масштабах государственной политики это не сопоставимые возможности. Поймите, что когда приходит Microsoft и любой другой представитель платной программы, с ним тягаться невозможно. Есть практика откатов. Если даже есть откаты, и у вас абсолютно честные люди, ему лучше работать с этим. Потому что в масштабах его организации появляется бюджет и он им, так или иначе, оперирует, и его важность больше. У всех производителей есть программа лояльности. Его приглашают на семинары, дарят подарки и все такое. И вот здесь возможности очень мало.

Хотя, еще раз говорю, возможности бесплатного программного обеспечения, то, что называется open source, сегодня дошли до такого уровня, что в моем центре мы используем все портальные технологии, созданные на open source. Наша система дистанционного обучения, которую мы сейчас предлагаем для бизнеса, она тоже основана на программном движке, который открыт, который используется во всем мире для разного рода университетов. Но в России перспектив open source на государственном уровне нет вообще. Не с нашем уровнем коррупции. Я даже заниматься этим не буду. Я думаю, что если будет 20 ВУЗов уровня МГИМО, и они объединят свои лоббистские усилия, этого не хватит.

Вопрос: Вопрос такой. Насколько, вы считаете, идеологически опасна сейчас русская блогосфера для действующего политического строя в России? Есть две точки зрения. С одной стороны, все лидеры оппозиции сейчас находятся в том же русскоязычном ЖЖ. То есть ситуация с «русским маршем» координировалась через ЖЖ, и так далее. С другой стороны, все мы знаем, что политические пристрастия обитателей ЖЖ и на самом деле сильно отличаются. Есть соблазн для властей на обитателя блогосферы просто рукой махнуть. Ну и пускай они там себе резвятся, а у нас тут настоящая политика. Насколько русская блогосфера сейчас действительно опасна для действующей политической власти?
- Хороший вопрос. Очень опасна. Связано это не с исчислимым прямым политическим влиянием, а с другим феноменом. Я о нем тоже у себя в дневнике писал. В ЖЖ сегодня идет процесс формирования новой русской идентичности. Представьте уровень обсуждения в онлайн сегодня и уровень обсуждения в остальных медиа. Плотность обсуждения в Интернет вообще и в ЖЖ в частности в сотни раз выше, чем плотность этого обсуждения где-нибудь на телевидении, на радио, в газетах и так далее. При этом, есть такой подсчет, что в стране есть 40 тыс. датчиков. Это вы и мы, люди, которые пишут в средства массовой информации и которые создают основные концепты, к которыми потом апеллируют политики других крупных партий. Они там работают с медианным избирателем и все такое прочее. Все эти концепции, они вырабатывают сегодня именно в живом журнале. И они – самые сильные, потому что это сфера, в которой выживает сильнейший, это такой клубок со змеями. За очень короткий период происходит моделирование от возникновения концепции до ее атаки сразу со всех сторон. Именно идеологической. Если что-то выживает, то из этого вырастают очень жесткие идеологические блоки с готовыми, подкрепленными мифами. Это уже обитатели «живого журнала» воспроизводят на телевидении, в радио, в газетах, журналах.

Безусловно, ЖЖ сам по себе маленький, но информационные нити от него тянутся огромные. Действительно, там все лидеры оппозиции, там трое депутатов Госдумы. Причем два из них, Ройзман и Лебедев, мне кажутся очень перспективными для будущего российской политики. И политтехнологи все там. На этом уровне ЖЖ идеологически безусловно опасен. Но при этом там же вырабатываются и сугубо прокремлевские методы. То есть все структуры Белковского, которые обитают одновременно в ЖЖ, и которые вырабатывают эту идеологическую концепцию, и те, которые работают на отдел внутренней политики Администрации Президента. Они тоже все там обитают. И уровень подготовки тоже идет оттуда.

Опасности как целенаправленного поля для оппозиции нет. Я думаю, в это никто серьезно не верит. Но русский марш, мне кажется, в этом году с треском провалился, как мероприятие, которое раскручивалось. А идеологические концепты дальше будут там вариться, выниматься из этого варева и использоваться уже в реальной политике. Но трогать его реально никто не будет, не верю. Ну, произойдет миграция на другую площадку, и все. Не вижу уязвимости, средств для уязвимости.

Вопрос: Достаточно социологический вопрос. Как вы считаете, почему из всех русскоязычных блогов явным лидером стал именно ЖЖ? Есть достаточно много площадок. Mail сейчас свои сервисы активно развивает, и новые появляются.
- Я думаю, что это исторический эффект, эффект масштаба, эффект факса. Просто потому, что исторически там появилось это самое сообщество. Ценность «живого журнала» в френд лентах, в сообществах, только в них. Все остальное, устаревшая технология, которую давно пора выкинуть на свалку. Компания, которая владеет «живым журналом», разработала новый движок, куда видео можно загружать, аудио. С теми же возможностями, но только в 10 раз лучше. Но туда никто не переходит, и не будет переходить, пока «Живой Журнал» остается таким.

Это действительно эффект масштаба. Ну, пойду я в «life internet», возьму и переселюсь. Кого я там буду читать? Девушек из клуба юных самоубийц? Неинтересно. А это те, кто занимает в американском сегменте «живого журнала» большинство. Собственно, почему из «живого журнала» уходить не хочется, несмотря на все проблемы. Я не думаю, что в ближайшее время появится какое-то общенациональное сообщество, которое могло бы у «живого журнала» перехватить эту площадку. А политически активных пользователей в «живом журнале» по моим подсчетам около 15 тыс., то есть это сообщество очень маленькое, которое именно ценит свою связанность. То же самое, IT специалисты. На mail.ru есть отличный блог про web-2.0. Его там ведет какой-то человек, у него 18 постов и 2 комментария за последние полгода. Это писать в пустоту. А здесь ты получает фидбек. До тех пор, пока фидбек будет получаться, у «живого журнала» конкурентов не будет.

Текст: Андрей Шельга
Стенограмма беседы предоставлена Клубом региональной журналистики

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса