Распиаренное на прошлой неделе калийными медиа превращение березниковской школы № 9 в гимназию вполне заслуживает отдельного разговора. И потому, что распиарено по полной программе, вплоть до официального сайта ОАО «Уралкалий» (о выделении 200 или сколько-то там рублей ветеранам войны к Дню Победы или, скажем, подарке городу четырёх автобусов взамен муниципального заказа для пула калийных медиа на сайте, помнится, не было ни слова, а тут, поди ж ты, на весь мир!). И потому, что само это замечательное, без иронии, событие исполнено и обставлено так, что в очередной раз показало непредусмотрительность, если не сказать, тупость режима БХ (имеется в виду вся совокупность этого режима – калийный менеджмент, местные власти, пропагандистская машина и пр.).Нет-нет, не надо упрекать Вашего корреспондента в очередном очернительстве. Дело НА САМОМ ДЕЛЕ хорошее, школа стала гимназией, ремонты там всякие, оборудование и т.д. – всё правильно, всё хорошо, всё красиво, так и надо. Народное образование находится в такой глубокой… ж…, жизненной проблеме, что требует усиленного внимания по всем возможным направлениям. Но, Господи! До чего же ОНИ бездарны, если могут испоганить даже самое благородное, самое доброе дело???!!! Причём, ещё можно было бы понять, если сами какую пользу извлекли (а судя по отпиариванию, пытались). Но ведь даже на это оказались неспособны. Не говоря уже о том, какой УЩЕРБ это событие может принести городу. Уже чисто-конкретно научное любопытство пробуждается: а «они» вообще думать умеют о чём-то, кроме даты перечисления и суммы зарплаты? Речь уже даже не о том, хотят ли «они» о чём-то думать, а о том – способны ли, да-да.
Самый маленький, самый невинный смешной момент – была в Березниках школа № 9 и на прошлой неделе пропагандировалось её преобразование в… гимназию № 9. Для наших гостей из Таджикистана повторю: НОМЕР ДЕВЯТЬ. Как будто в Березниках уже существуют восемь гимназий. Ну, глупо же. Просто глупо. И ведь, согласитесь, мелочь. Но показательная – даже эту мелочь не додумали. Это как приехал в стольный град Березники какой-нибудь нищий гастарбайтер из какого-нибудь Ярска или Бурга, получил первую зарплату, на радостях купил новенький костюм, переоделся и пошёл форсить. А ценник оторвать забыл. Смешно. Хотя, может, и специально ценник не отрывал – чтобы пофорсить, а потом вернуть, потому что денег на самом деле нет, а пыль в глаза пустить хочется. Вот в такой роли сейчас выставлен «Уралкалий». Именно «Уралкалий», потому что калийная пропаганда всю заслугу преобразования школы в гимназию записала на калийную корпорацию. А значит и всю ответственность за неоторванный ценник, и все связанные с этим нелепости и комизмы. Впрочем, превращать даже самые пафосные моменты из жизни любимой корпорации в гротеск, а то и пасквиль – обычное занятие калийного менеджмента, поэтому пойдём дальше.
Почти в том же ракурсе выглядит упомянутая реклама участия «Уралкалия» в благом деле на официальном сайте корпорации, проще говоря – на весь мир, для тех, кто не читает березниковских газет. Даже если отвлечься от известного любому, находящемуся «в теме», пользователю Паутины факта, что сама по себе «социальная политика корпорации» и вообще повседневность предприятия на сайте «Уралкалия» фактически не отражается никак (в отличие от web-ресурсов других российских компаний») и, соответственно, радостное оповещение, мол, помогли гимназию открыть, выглядит белой кляксой на квадрате Малевича. Даже если от этого отвлечься. Тут, ведь, достаточно сравнить опубликованные на этом же ресурсе замечательные финансовые показатели «Уралкалия» и сумму, потраченную на открытие гимназии. В результате «Уралкалий» выглядит либо смешно со своей грошовой подачкой, либо у заинтересованного читателя возникает сомнение: что-то не так с доходами, где-то преувеличены.
Нет, возможен, конечно, и такой вариант (если суммы не смотреть), мол, это, наверное, только называется «гимназия», а на самом деле настоящий университет открыли. Но вряд ли – недоумение «где вы взяли столько рабов?» по поводу уровня оплаты труда на «Уралкалии» Дмитрию Рыболовлеву адресовали как раз зарубежные инвесторы. Поэтому у серьёзных людей, которые гипотетически являются потребителями информации уралкалийного ресурса, скорее возникнет другой вопрос: если «Уралкалий» при всей своей скупости раскошелился на помощь целой гимназии, значит социальная обстановка в Березниках не просто далека от идеала, а близится к кризису.
Впрочем, так оно, пожалуй, и есть. Не в смысле «близится к кризису», это вопрос может быть спорный, а в смысле, что «Уралкалию» сейчас очень важно демонстрировать [3] наличие хоть какой-то социальной политики. Как, собственно, и предсказывала [4] «Иная газета».
А выглядит глупо. Нелепо. Комично. И где-то даже жалко. Как шестёрка в камере, на которого глянул пахан, а он уже, спотыкаясь, сигаретки в клювике несёт. Повторю: не в том проблема, что именно сделано, тут вопросов и претензий нет и быть не может! Любая копейка народному образованию – дело благое и похвальное. А в том дело, что представлено это комично, жалко, убого и недостойно уважения. И ведь это – доброе дело! Которое, казалось бы, трудно выставить иначе. А вот. Сумели. PRофессионалы, нафик.
Впрочем, и размеры этой доброты и безграничной щедрости (интересно, как БеТВ обошлось без сусальных кадров детишек, кланяющихся в ножки доброму барину) при близком рассмотрении выглядят не то, чтобы сомнительно, а... Дешёвкой, словом.
На самом деле в приведении школы № 9, ныне – гимназии, в порядок, ремонты, какое-то там оборудование и т.п. нет ничего особенного. То есть, конечно, на фоне общей разрухи народного образования в России в целом и в Березниках особенно, оно смотрится приятно. Но на самом деле школа просто становится нормальной. Такой, какой она и должна быть, а может быть, даже несколько хуже, чем должна. Хвастать доведением одной только березниковской школы до состояния, нормально пригодного для обучения подрастающего поколения, гордиться этим… Ну, это всё равно, что врач, который гордится тем, что одного больного он всё-таки избавил от болезни. Пилот, который хвастает, что один раз даже сумел самолёт посадить.
И не надо тут, мол, «Уралкалий» - не пилоты, не врачи и к образованию отношения не имеет, поэтому вроде бы есть повод, всё-таки не своим делом, а как сумел. Простите, а что сумел? Менеджмент «Уралкалия» сделал как раз то, что неплохо, судя по разным особнякам и «общественным движениям», умеет – выделил средства. К образовательному процессу и не прикасался. Это во-первых. Во-вторых, нынешнее состояние образования, школ в Березниках особенно, но и в целом по стране, таково, что это – общее дело, общая забота. А в-третьих, забота о будущих кадрах всегда считалась прямой задачей самого предприятия.Но главное не в этом. А в том, что – как уже однажды было отмечено – «Уралкалий» по численности работников, финансово-экономическому потенциалу равен всем (!) остальным предприятиям города. Соответственно, если все остальные предприятия города вложатся в березниковское образование в той же мере, в какой расщедрился «Уралкалий», в Березниках будет ещё ОДНА нормальная школа. Таким образом в Березниках будет ДВЕ нормальные школы. А остальные? Остальные школы, остальные дети?Если же учесть, что «Уралкалий» монополизировал всю политическую власть в городе и стремится контролировать всякое общественное дыхание, то совершенно очевидно: благое дело, щедроты «Уралкалия», благодаря которым школа № 9 стала Девятой гимназией (интересно, имя Дмитрия Евгеньевича школе присвоят? Почему нет, это будет вполне в холуйском стиле режима БХ) никак не сопоставимы с той ролью в Березниках, на которую претендует «Уралкалий». Несопоставимы и с той ролью, которую «Уралкалий» действительно играет в Березниках. Несопоставимы и с тем значением, которое имеют Березники для «Уралкалия». И уж совсем несопоставимы с тем распиариванием доброго дела, которое наблюдали Березники на прошлой неделе. Гора родила… даже не мышь, а таракана, а стонала так, как будто Казбек с Эльбрусом на свет появились.
И да, я понимаю, что «Азот», например, своей вечно подшефной школе № 1 время от времени лишь грузовик кирпича выпишет да пару устарелых компьютеров подкинет. А про школы, подшефные «Ависме», лично я давным-давно ничего не слышал (вот про детские сады – слышал, а про школы – нет). Тоже, конечно, тема. Но эти хоть не вопят так о своих благодеяниях, как вопят калийные медиа об очередном барском подаянии.
Впрочем, самое-самое главное даже не в этом. Самое-самое главное здесь в том, что от этого доброго дела не только благодеяние на грошик, а хвастовства на дом во Флориде [5] хватит и ещё на зарплату политтехнологам останется. От этого доброго дела да в такой пропагандистской аранжировке ещё и ущерб Березникам можно предвидеть.
Повторю: даже если все остальные предприятия города скооперируются и вложатся в образование в той же мере, что и «Уралкалий» (а почему они должны вкладывать больше? Чтобы «Уралкалий» себе лавры приписал, мол, как хорошо живут Березники под калийной пятой? И «Азот», и «Ависма», и тем паче все остальные заводы и заводики пока твёрдо следуют в кильватере «Уралкалия»), если даже это произойдёт (а причин, кстати, для подобной кооперации тоже не наблюдается), в Березниках будет ДВЕ НОРМАЛЬНЫЕ школы. Но это – «если», а по факту и сейчас гимназия в городе одна.
Это автоматически делает гимназию элитным образовательным учреждением. Среди нищих в отрепье да обносках нормально одетый человек выглядит богачом и аристократом. И даже если (!!!) при приёме в гимназию будут соблюдаться все правила и равноправия, отбор будет тщательнейший и кристально честнейший, «лучшие из лучших» будут поступать на учёбу в гимназию, десятки тысяч березниковских детей останутся вне стен НОРМАЛЬНОЙ школы. Причём березниковские массы, даже если отбор будет честнейший и справедливейший, всё равно не поверят ни в честность, ни в справедливость – доказывать эту честность и справедливость будет (даже если будет!) та же калийная пропаганда, которая ни на что не способна, кроме как вызывать раздражение, переходящее в ненависть, и выставлять самое благое дело фарсом.
И в этом месте истории Березников фарс и буффонада, которым выставлено сейчас маленькое доброе дело «Уралкалия» (очень маленькое, но всё-таки доброе), начнут превращаться в трагедию.
Потому что, повторю, десятки тысяч березниковских детей будут вынуждены учиться не в элитных школах. Они будут, как и сейчас, лишены самых обычных условий для нормальной учёбы. И будут видеть пример, что кто-то где-то рядом учится в гораздо лучших условиях. Причём, скорее всего, несправедливо учится («скорее всего» - по мысли обездоленных, в справедливость не поверят). А даже, если бы и справедливо – каждый легко вспомнит, какое отношение в наших школах к успевающим ученикам (за исключением тех, кто успевает по физкультуре. Эти сами кому хочешь накостыляют).Говоря совсем лапидарно, по-простому, чтобы даже мастерам калийной пропаганды и депутатам Городской Думы было понятно: будут бить. Окна будут бить, отремонтированные спортплощадки будут ломать… Гимназистов будут бить. «Бей гимназистов!» - призыв ничуть не менее увлекательный, чем «бей маратовских, сотовских пятаковских», «мочи деревню», «погнали наши городских». Кстати, в гимназии предполагается ещё и специальную форму ввести. Очень удобно.
Это – дети. А дети жестоки. И детям не нужно много оснований, чтобы бить других детей. И это – Березники. Город, ещё не забывший, а теперь, судя по милицейским данным, снова вспоминающий массовые драки «район на район».
В этом городе будут (уже есть) две тысячи «элитных» детей и десять-пятнадцать тысяч тех, кто не прочь свести с ними счёты.
Школа № 9 – ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ ШКОЛА и по праву она стала гимназией. «Уралкалий» и особенно калийная пропаганда сделали так, чтобы в этой школе стало учиться не только престижно, но и опасно.
Причём это - только самый первый, на самой поверхности находящийся, самый легко предсказуемый эффект. Потому что у всех детей есть родители. Одни родители устроят своего ребёнка в гимназию, другие – нет, и вторые будут считать это несправедливым и винить первых. Одни родители будут надеяться, что их дети смогут вырваться из березниковской нищеты, другие будут твёрдо знать, что власти уготовили судьбу рабов им и их детям навечно, и не оставили никаких шансов. И т.д. Что из этого будет - попробуйте рассудить сами. Ничего? Повторите эти слова Маше Мироновой, дочери капитана Миронова в "Капитанской дочке". Так и скажите, мол, ничего такого от нищеты и безысходности не случается.
Лично я – далеко не сторонник, а даже противник всеобщего равенства. Но любое неравенство должно иметь границы, иначе оно становится опасным. Однако неравное распределение убожества, неравенство среди нищих – одна из самых паскудных форм несправедливости.
Вот, право, лично я не понимаю, «они», что классовой борьбы давно не видели? «Они» сами в школах и вузах не учились, что ни разу неграмотные в элементарных вопросах социальной стратификации? Сколько ещё революционных сцен «им» нужно показать, чтобы «они» прониклись и поняли, что с социальной несправедливостью шутки плохи? Сцена номер раз – февраль 1917, Петроград. Сцена номер два – там, же октябрь. Сцена номер… - 1991. Сцена № 9 – Березники, 2008.
Впрочем, да, в самом начале же было сказано – вся эта история ещё один пример вопиющей бездарности режима БХ. Во всех смыслах и со всех сторон. Причём сейчас режим БХ играет не чем-нибудь, а судьбами, здоровьем и жизнью березниковских детей.
Текст: Андрей Лучников
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/lichnoe-mnenie
[2] https://www.beriki.ru/author/andrei-luchnikov
[3] https://www.beriki.ru/2008/08/07/ryba-ne-tolko-khishchnaya-no-i-manevrennaya
[4] https://www.beriki.ru/2008/08/18/ryba-ishchet-gde-glubzhe
[5] http://www.beriki.ru