Нет, уважаемый читатель, не угадал. Речь не пойдёт о конкурсе на строительство 16 многоквартирных домов в десяти минутах ходьбы от карналлитовой зоны, в котором участвовала только одна компания, которая и была признана победителем. Там, в конце концов, деньги, хоть и через местный карман пропущены, а федеральные, вот пусть федеральные органы этими вопросами и интересуются. У них и прав, и возможностей побольше. Тем более, нет оснований подозревать что-то эдакое. Но у нас есть свой, исконно городской бюджет, сугубо березниковская казна.
Итак, наш родной, заботливый, внимательный, чуткий к чаяниям горожан, информационно открытый аки солидная корпорация перед IPO, высокопрофессиональный и кристально честный, словом – Березниковский, муниципалитет объявил конкурс [3] для средств массовой информации. На лучшее освещение реформы ЖКХ. Ура. Приём конкурсных работ продлится до 28 ноября. Гип-гип ура.
Ну и хватит ура… уралкал… В общем, достаточно. Лучше по делу и присмотреться. Оно того стоит. Ибо верно сказано в соответствующем релизе городской администрации: подобный конкурс проводится впервые. Возрадуемся же и присмотримся. И не будем придираться по мелочам.
Обойдёмся, например, без ехидных вопросов типа «сами-то понимают, чего хотят?» - конкурс-де заявлен на «лучший проект информационно-пропагандистского обеспечения» и СМИ – участники конкурса должны представить именно проекты, а подводиться итоги конкурса будут по опубликованным материалам. Это примерно так же, как если бы Андрей Мотовилов в апреле 2006 года представил бы березниковцам свою программу (ну помните? Про стратегию и всё такое), а Главой города с соответствующей зарплатой, отпускными и правами на муниципальную доплату к пенсии березниковцы его избрали бы… Ну, скажем, сейчас. Правда, забавно выглядело бы? Однако обойдёмся без этого ехидного вопроса, потому как излишней точностью формулировок местная власть не страдает (во всяком случае, составители документов), но в то же время сама-то прекрасно понимает, чего хочет и ни влево, ни вправо не отойдёт, хоть стой ты на букве, хоть падай. По собственному понятию люди живут, а не по букве собственных же документов. Правильные пацаны. И продуманные.
Обойдёмся и без подколов, мол, хороша бы ложка к обеду – реформа-то ЖКХ, считай, практически уже завершилась, управляющие компании и ТСЖ теперь повсеместно (компаний больше, чем ТСЖ, но это уже не суть), сами жильцы, сиречь пользователи коммунальных услуг, теперь всему хозяева и более ничего реформироваться не будет. Уже пора первые плоды реформы собирать и последствия расхлёбывать, а не пропагандировать её. Но обойдёмся без этого подкола. Лучше поздно, чем никогда, вослед ушедшему паровозу тоже можно бежать, да и разъяснять, на самом-то деле, ещё много чего нужно и нет большой разницы, как это обозвать. Разве в букве дело, если есть понятие?
Словом, не будем придираться по мелочам и возра… ду… Хотя нет, всё-таки сначала присмотримся. 237 тысяч 4 рубля из городского бюджета, из которых 440 рублей пойдут на печать 11 дипломов, 1100 рублей – на приобретение рамочек для дипломов и 5,5 тысячи рублей – на цветы, это не самые маленькие деньги. Конечно, в сравнении с 5 миллионами, выделенными для инспекторов благоустройства, немного. Но в сравнении с зарплатой, скажем, дворника – немало. Месячная зарплата 46 дворников. Один дворник на пять домов – 230 домов в течение месяца можно содержать в относительной чистоте. Нет, разумеется, пропагандировать, например, чистоту и «не надо мусорить» - тоже нужно. Но, согласитесь, когда в городе объявлена война народная против мусора… Вот вы, уважаемый читатель, представьте себя командиром на фронте. Вы бы, в условиях боевых действий, что бы предпочли – вагон боеприпасов (вариант: роту подкрепления) или эшелон плакатов «Родина-мать зовёт»? Хотя, повторю, плакаты тоже – дело нужное.
Присмотримся и возра… ду… Нет, что-то не тянет радоваться. Подозрительным запашком тянет, как с городской свалки летом, когда сезон пожаров.
Цель подобного рода конкурсов всегда одинакова: привлечь внимание журналистов, прессы к определённой теме, поощрить журналистов, занимающихся определённой темой, побудить прессу освещать определённую тему. Никакой иной цели у подобных конкурсов не бывает. Хоть конкурс на лучшее освещение гендерной проблемы в медиа «Уралкалия», хоть на самый аналитичный обзор деятельности «Березниковского характера», хоть на профилактику коррупции в органах местного самоуправления, суть конкурса всегда одна: мы даём деньги, чтобы вы эту тему хорошо освещали. Предполагается, что финансово озабоченная пресса сразу же устремится освещать и пропагандировать. В этом нет ничего зазорного, неэтичного или сомнительного. Кому-то нужно тему подогреть (неважно, по каким причинам – от самых корыстных до самых благородных и возвышенных), и этот кто-то готов заплатить за это деньги. И когда не хватает или жалко денег, чтобы оплатить полноценную кампанию в СМИ (или ещё проще, но ещё дороже – издавать своё Средство), учиняются подобного рода конкурсы. Любая работа должна быть оплачена, не так ли? И пресса тоже не духом святым питается, вы же понимаете.
Всё правильно и всё логично. ВЫГЛЯДИТ правильно и логично, но пахнет подозрительно. Потому что березниковская власть (сиречь – городская администрация) = «Уралкалий». «Уралкалию» принадлежат березниковские медиа, занимающие до 90 % информационного пространства Березников (четыре газеты + единственное эфирное ТВ). При-над-ле-жат. То есть, чтобы начать пропаганду реформы ЖКХ, осуществить проект информационно-пропагандистского обеспечения НЕ НУЖНО привлекать внимание прессы, соблазнять её обещаниями денег, достаточно отдать распоряжение. В любой предыдущий год, когда эта самая пропаганда – создания ТСЖ, разъяснений по поводу выборы формы управления домом и т.п. – была действительно была нужна, достаточно было отдать распоряжение. И сейчас достаточно отдать распоряжение. Как была дана команда «фас» травить березниковское население, будто бы топящее город в мусоре – никакого конкурса на лучшую пропаганду войны с мусором не объявлялось.
И более того – в состав «конкурсной комиссии» входит Екатерина Долгова, которая в официальном документе представлена «советником Главы», а по совместительству является одним из топ-менеджеров этого же самого калийного медиа-холдинга, она непосредственно управляет этой самой калийной прессой. Содержание калийных медиа в немалой степени (впрочем, по некоторым слухам – в решающей степени, но с этим пусть разбираются специалисты по внутрикорпоративным интригам и степеням влияния) определяет именно она. И не надо баек, мол, калийные газеты и ТВ тоже чем-то заинтересовать нужно, у них там порядки как в бараке строгого режима, пахан сказал, что тушканчик – птица, значит полетели.
Кстати, именно этот же факт – участие в жюри заинтересованного лица позволяет рассмеяться в лицо тому, кто скажет, мол, да, есть такое дело, калийный пул и порядки в нём, но надо привлечь и внимание независимой прессы. Ага, «Недели.Ru», «Березников Вечерних», телеканала «Астер», «Иной газеты», «Металлурга»… «Всей рекламы» (хи-хи). Да эта самая калийная дирекция по связям, в которой Екатерина Долгова, «Новую газету-1» похоронила [4], чтобы создать благоприятные условия своим хиреющим медиа! Результат не достигнут [5], но это уже другой вопрос, главное – даже муниципальную газету похоронили, сперва отобрав муниципальный заказ. И кто-то искренне поверит, что они отдадут на сторону месячное содержание 46 дворников?
Аффилированность «Уралкалию» всех остальных участников конкурсной комиссии рассматривать не будем, она такая же, как у муниципалитета в целом. А участие в этой комиссии Екатерины Долговой – это тоже самое, как если бы в приснопамятном суде над Дмитрием Рыболовлевым по обвинению в заказном убийстве Рыболовлева защищал один Похмелкин, а судьёй был бы другой Похмелкин, брат первого. Првада, брат адвоката Похмелкина – политик, а не судья, тогда возьмём другой пример - если бы до Верховного суда дошёл бы иск какого-нибудь березниковца к «Уралкалию» за моральный ущерб по поводу Аварии и Переселения, и вызвали бы в суд президента «Уралкалия», выпускника юрфака МГУ Анатолия Лебедева, а вёл бы заседание лично председатель Верховного суда, выпускник юрфака МГУ Вячеслав Лебедев.
Таким образом совершенно очевидно, что конкурс проводится не с той целью, с которой все подобные конкурсы проводятся – лучше осветить, привлечь внимание и т.д. Но ведь с какой-то целью он проводится? В березниковской администрации пацаны правильные и продуманные, неужели просто так общаковские бабки не ветер швыряют?
В том-то и дело, что не общаковские. За общак, да по понятиям спросят, да ещё как спросят. А тут – деньги казённые. Деньги 162 тысяч березниковцев, которых можно не слушать, потому как быдло и гопота. За эти деньги только депутаты спросить могут, их вынуждены будут хотя бы слушать, но депутаты – свои люди. А ещё может прокуратура спросить, но прокуратура как раз не по понятиям разбирается, а по букве. А буквами написано: «Конкурс». Открытый, в газете пропечатанный, участвуй, кто хочешь. И совершенно законным образом месячная зарплата 46 дворников, за вычетом расходов на печатание дипломов, рамки для дипломов и цветы, утекает в карман калийного медиа-холдинга. Советник Главы города Екатерина Долгова проследит, чтобы утекло правильным образом. Это – единственное объяснение, снимающее ВСЕ вопросы по поводу конкурса, включая и те, которые мы в самом начале задавать не стали. Ося Бендер со своими 400 способами сравнительно честного изъятия денежных накоплений граждан может обзавидоваться.
Есть в этом сюжете ещё один забавный момент. Это ж до какого финансового кризиса дошёл калийный медиа-холдинг, если уже и таким способом пытаются копеечку урвать? Четыре газеты с большими тиражами (во всяком случае, объявленными), единственное эфирное ТВ, единая рекламная служба, почти что монополист на рекламно-информационном рынке Березников, да ещё и с поддержкой «Уралкалия» за спиной… Директор «Уралкалия» по связям с общественностью Эдуард Коридоров под успехи холдинга на титул «Медиа-Менеджера России» [6] претендовал! И таким смешным, таким наивным способом сейчас побирается. Это было бы не вполне наше дело, а так, тема для очередного занятия Школы Лучникова сугубо для журналистов, однако, повторю, уважаемая Екатерина Долгова, топ-менеджер этого самого, дошедшего в самых благоприятных условиях до финансового кризиса, холдинга, теперь обозначена как советник Главы города. Как полагаете, что полезного насоветует? А этот вопрос, согласитесь, касается эффективности управления НАШИМ городом. В какое бы частное предприятие по распилу бюджетных средств его, это управление, ни пытались превратить.
Это – наш город. И по букве, и по понятиям. И это – месячная зарплата наших 46 дворников.
Текст: Андрей Лучников
Фото из архива
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/lichnoe-mnenie
[2] https://www.beriki.ru/author/andrei-luchnikov
[3] https://www.beriki.ru/vlast-i-politika
[4] https://www.beriki.ru/2008/03/16/postfaktum-10-drob-2008
[5] https://www.beriki.ru/2008/07/27/ot-perestanovki-mest-slagaemykh-summa
[6] https://www.beriki.ru/2008/07/06/skazka-o-mestnom-zhurnaliste