Газета «Березниковский рабочий», принадлежащая ОАО «Уралкалий», опубликовала вчера любопытную заметку о сокращениях работников небольшой канадской компанией Mosaic. «В понедельник компания Mosaic подтвердила временное сокращение более 1000 работников на своих калийных рудниках в провинции Саскачеван в связи с падением спроса на продукцию, мировым финансовым кризисом и растущими складскими запасами», - сообщает газета «Уралкалия», ссылаясь на «данные информационных агентств».
Следует заметить, что принадлежащие «Уралкалию» медиа-ресурсы до сих пор не были замечены в чрезмерном интересе даже к вопросам серьёзной экономики, не говоря уже о проблемах мирового калийного рынка и калийной промышленности.
Основное содержание местной прессы «Уралкалия» составляют малозначительные вопросы березниковской жизни, сенсации деревенского масштаба (в данном случае речь идёт об отношении менеджмента и PR-службы «Уралкалия» к городу Березники как к деревне), а также восхваление манны небесной, просыпанной на Березники «Уралкалием» и аффилированными структурами (прежде всего – т.н. «движением «Березниковский характер», но с начала года калийная пресса взялась и за укрепление имиджа [3] городской алдминистрации). Даже прошлогодние и позапрошлогодние успехи самого «Уралкалия» в борьбе за мировой калийный рынок принадлежащие компании СМИ обходили молчанием - то ли по причине некомпетентности медиа-персонала в экономических вопросах, то ли вследствие сознательной политики корпорации (ни к чему холопам о барских делах судить).Вчерашняя публикация «Березниковского рабочего» о делах какой-то компании Mosaic выглядит как нонсенс. Как перепечатка 29 главы «Капитала» Маркса в новогоднем номере журнала «Мурзилка».При этом давно очевидно, что принадлежащие «Уралкалию» медиа-ресурсы в Березниках являются средствами не массовой информации, а массовой пропаганды, служат исключительно пропагандистским (если угодно – пиаровским) целям, задачам формирования общественного мнения, являются попытками нарисовать для березниковцев окружающий мир в выгодном для политики корпорации свете.
Это касается всего содержания калийной прессы в Березниках. Соответственно, выдающаяся (в смысле – не такая, как обычное содержание) публикация БР о сокращениях в канадской компании тем более направлена на решение именно PR-задач. Догадаться, какие именно это PR-задачи, казалось бы, несложно.
ПРОСТАЯ ЗАДАЧА
В частности, вчера же в Паутине обсуждались комментарии от «Уралкалия» о сложной ситуации на мировом калийном рынке и, как следствие, снижении производства хлористого калия. И то, что в январе производственные показатели березниковской компании «могут оказаться ещё хуже, в связи с прекращением отгрузки продукции в Китай и отсутствием нового контракта с потребителями из этой страны». А в публикации БР о проблемах компании Mosaic уже канадские специалисты указывают на сложности с потребителями в Индии и Китае, и среди этих сложностей называют растущие складские запасы.
Казалось бы, всё понятно и всё просто. Калийная пропаганда на примере канадских коллег разъясняет березниковцам, в чём соль. Мол, не у одного «Уралкалия» проблемы, а причины объективные. И вообще, радуйтесь, березниковские калийщики, канадцам ещё хуже, их уже увольняют, более 1000 человек!
Однако простота обманчива. При внимательном чтении пропагандистская задача, поставленная перед главной газетой «Уралкалия», может выглядеть совсем иначе. Более того, если вспомнить, что местная PR-дирекция URKA не затрагивает важных тем без прямого приказа московских патронов, то поставленная задача выглядит очень неприятно. Грозным симптомом она выглядит как для рядовых калийщиков, так и для социально-экономического благополучия Березников в целом.«Березниковский рабочий» пишет буквально следующее (читаем внимательно): «На прошлой неделе Mosaic объявил о сокращении производства продукции в 2009 году до 1 млн тонн, несмотря на то, что во 2-м квартале её операционная прибыль утроилась за счёт повышения цен, составив 574,9 млн долларов США. «Однако к концу квартала наступило резкое падение объёма продаж сельскохозяйственных удобрений, которые, как ожидается, останутся на низком уровне, по крайней мере, на протяжении всего третьего квартала», - заявил в пресс-релизе…»Простите, какая операционная прибыль второго квартала? Какой третий квартал??? На дворе – январь 2009 года!!!
Небольшая экскурсия по Всемирной Паутине подтвердила догадку – приведённые данные верны, но речь идёт о работе канадской компании в 2008 году.
ПРОШЛОГОДНИЙ КАЛИЙ
В отличие от рядовых березниковцев, для наблюдателей калийного рынка здесь ничего нового. Это был тот самый период, когда вновь подогревался страх дефицита – в частности, возобновились разговоры о возможном прекращении поставок с «Сильвинита» - из-за роста Провала. Эти разговоры были подкреплены мнениями учёных о необходимости строительства ещё одной обводной железнодорожной ветки и соответствующим решением правительственных структур (недавно, напомню, это решение было теми же структурами отменено на основании мнений тех же учёных, и тут сами решайте, насколько искусственно подогревались дефицитные ожидания).
Страх дефицита стимулировал рост спроса и давал производителям возможность в прямом смысле шантажировать потребителей. И URKA гнал цены вверх. Именно URKA. Менеджеры других производителей отзывались о прелестях столь быстрого роста цен с осторожностью. Например, те же канадцы говорили, что это может вызвать (внимание!!!) повышенное вниманию правительств к рынку удобрений.
Однако менеджменту URKA счастье, видимо, казалось вечным, и он тупо (иначе, извините, не скажешь) выкручивал руки потребителям, и гнал цены. Быстрее и выше. Тем более, это позволяло выслужиться и перед собственником «Уралкалия» - рост калийных цен стимулировал рост котировок акций «Уралкалия», и повышал привлекательность уралкалийных акций для инвесторов. Например, той же весной в деловой прессе обсуждалась перспектива появления у Дмитрия Рыболовлева «стратегического партнёра». Причём в качестве кандидата в партнёры назывался Владимир Потанин [4], один из авторов нынешней скандальной идеи всероссийского горно-металлургического концерна. Той самой идеи, которая намедни обрушила котировки акций «Уралкалия», вызвав очередную истерику в околокалийных кругах. В какой-то мере забавно.
СЧАСТЬЕ НЕ ВЕЧНО
...В Венском императорском дворце Хофбург (Hofburg) гости мелодично звенели бокалами с дорогим шампанским от семьи Taittinger, чествуя российскую фирму по производству удобрений "Уралкалий", которая за 8 месяцев подняла цену 18 раз. "Я хочу поднять этот бокал с шампанским и предложить тост за успех всей индустрии по производству удобрений и за процветание каждого из нас", – заявил глава компании Владислав Баумгертнер. Это было 19 мая (2008 года - Авт.) на приеме названном "Возрождение земли". После известный певец Джо Кокер исполнил песню "С помощью моих друзей".
А счастье не вечно. Даже «с помощью друзей».
Во-первых, у платёжеспособного спроса есть предел. Хоть высокообразованному менеджменту URKA это, возможно, и неизвестно, он есть. Даже если мыслить как Чапаев, в мировом масштабе и миллионами тонн. И кстати, о приближении, а затем и достижении предела платежеспособного спроса именно на калийные удобрения эксперты предупреждали неоднократно (подробнее - Брызги шампанского на рецепте голода [5]).
Во-вторых, угроза дефицита да ещё и быстрый рост цен вынуждают не просто покупать, а покупать впрок. Ведь будущее становится туманным, неизвестно, по какой цене будет товар уже через месяц, да и будет ли? Это свойство потребительской психологии, кстати, хорошо известно любому русскому человеку, пережившему конец перестройки и начало радикальных реформ. И хотя это, видимо, оказалось невдомёк «команде успеха» (самоназвание из корпоративного рекламного ролика) топ-менеджеров URKA, созревших для социальной жизни в «тучную семилетку» после дефолта, могли бы посоветоваться. С кем-нибудь. Хотя бы на ту же канадскую Mosaic посмотреть, которая как раз в 2008 году и столкнулась с первыми признаками предела платежеспособного спроса и затоваривания складов – об этом говорится в тех самых прошлогодних «данных информационных агентств», опубликованных вчера «Березниковским рабочим».
В ЧЁМ СОЛЬ?
Однако, согласитесь, всучивать березниковцам прошлогоднюю, критически устаревшую информацию, чтобы просто объяснить, почему на «Уралкалии» проблемы, - нелепо. Есть свежачок и по той же Mosaic, и по Canpotex, есть, наконец, данные по «Сильвиниту», даже далеко ходить не нужно и переводом утруждаться. И проблемы у всех одинаковы. И выглядят они гораздо сложнее, чем в прошлом году.
Вывод: PR-задача этой публикации самой массовой березниковской газеты «Уралкалия» состоит совсем в другом. А в чём?Кроме живописания проблем на калийном рынке, в публикации есть только один смысл - из-за проблем на калийном рынке калийная корпорация сокращает более 1000 человек. И, мол, ничего в этом нет страшного. Сокращение временное, рынок выправится, всех примем обратно, да и профсоюзы не возражают. И власти, кстати, не возмущается, все всё понимают. Кризис.Повторю, «Уралкалий» использует свои медиа-ресурсы исключительно для пропаганды. И логический смысл этого пропагандистского хода, полагаю, вполне очевиден – подготовить почву. Подготовить общественное мнение к возможности массового сокращения работников. Именно массового, ради небольшого числа увольнений стараться не стоит. Достаточно вспомнить, как в прошлом году «Уралкалий» предупредил Службу занятости о сокращении в начале 2009 года более 40 человек, а Владислав Баумгертнер в это же самое время рассказывал рядовым калийщикам, что «главное – сохранить коллектив».
НАДЕЖДА НА ОШИБКУ
Хотелось бы, право, ошибиться. Безработный шахтёр оказывается в более сложной ситуации, чем, скажем, электрик или химик-технолог, новую работу ему нигде не найти (опыт ликвидации кизеловских шахт тому подтвердждение). А ближний «Сильвинит» сам переживает аналогичные трудности (правда, о сокращении речи нет), а «Еврохим» с «Акроном» когда-то ещё калийные проекты начнут. И тысяча уволенных калийщиков – это не шутка. Это четыре тысячи человек, оставшихся без средств к существованию (считая семьи калийщиков, не секрет, что многие, например, березниковские учителя до сих пор сыты и одеты только потому, что мужья в шахте работают).
И это - в нашем городе, где десяток «неравнодушных» интеллигентов чуть ли не террористами считались. Это в Березниках, где для предотвращения эксцессов во время митинга двух десятков «анархо-экологичных» подростков, автобус с ОМОНом в засаду поставили. Короче, массовые сокращения на «Уралкалии» - угроза социальному… не благополучию, какое благополучие под властью URKA?, это угроза социальному спокойствию Березников. Со всеми вытекающими неприятностями, легко могущими перерасти в трагические последствия [6]. Особенно в условиях отсутствия нормальной социально-политической жизни в Березниках (за что PR-службе "Уралкалия" отдельное спасибо)
Поэтому, право, хотелось бы ошибиться в моей оценке вчерашней публикации «Березниковского рабочего». Благо, может статься, что эта публикация просто - очередная глупость. Очередное подтверждение непрофессионализма калийной прессы и некомпетентности PR-службы «Уралкалия».
Будем надеяться. Тем более, что прояснится это очень скоро. События развиваются очень стремительно.
Текст: Андрей Лучников
Илл. из архива
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/promyshlennost-i-biznes
[2] https://www.beriki.ru/author/andrei-luchnikov
[3] https://www.beriki.ru/2009/01/19/kak-bereznikovskie-urki-prezidenta-obokrali
[4] https://www.beriki.ru/2008/06/02/rybolovlev-vse-taki-prodaet
[5] https://www.beriki.ru/2008/12/17/bryzgi-shampanskogo-na-retsepte-goloda
[6] https://www.beriki.ru/2008/11/17/strannye-lyudi-strannoe-delo