ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.
Итак, ОАО «Уралкалий» и известная ситуация [3], не требующая дополнительных пояснений. Исходя из профессиональных задач нашей рубрики, нас в этой ситуации прежде всего интересуют не экономические, политические, политэкономические и прочие культурологические аспекты, а информационная составляющая этой ситуации. Которая, несомненно, в ситуации присутствует. Ибо человек состоит на 80 % не из воды, как учат на школьных уроках анатомии, а из информации. А предприятие, тем более, корпорация в современном мире состоит из информации на все 90 %. Доказательство двух последних тезисов будет избыточно длинно, поэтому рассмотрим его в иной раз.
Однако информационная составляющая в процессе «падения «Уралкалия» в яму» нас интересует не столько с точки зрения поведения калийной корпорации и её PR-службы сейчас. С этой точки зрения всё происходит вполне предсказуемо, а сто пятьдесят третий раз изучать одни и те же грабли – увольте. Гораздо забавнее вернуться к чуть более раннему периоду и попытаться выяснить причины падения «Уралкалия» и, соответственно, уралкалийного режима.
Хорошую подсказку в этом смысле дал вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов. Который, как известно, заявил [4], что «вся история началась с того, что владелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев устранился от проблем, связанных с аварией».
Шувалов, кстати, сказал, что «Уралкалий» как бизнес-единицу никто уничтожать не собирается, и эти его слова были растиражированы в Березниках местной прессой «Уралкалия». Слова из того же абзаца про, с чего начинается Родина… простите, история с государственными претензиями, калийные СМИ мягко проигнорировали. Что, повторим, было предсказуемо и, собственно, не имеет ни малейшего значения. Ни для темы нашего занятия, ни, тем паче, для дальнейшего развития сюжета. Хотя – стоит предупредить – связь с темой нашего занятия имеется. Но это – вопросы домашнего задания.
Итак, «вся история началась с того, что владелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев устранился от проблем, связанных с аварией», сказал вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов.
И в данном вопросе нас интересует не справедливость или несправедливость высказывания Шувалова. Нас, в рамках нашей рубрики, интересует прежде всего информационная составляющая. Проще говоря: а почему Шувалов так сказал? С чего он это взял? Откуда узнал? Кто-то, ведь, должен был об этом сообщить, рассказать, проинформировать? Здесь важно иметь в виду: информация существует всегда и обо всём, на неё можно обращать внимание или не обращать, к ней можно обратиться, когда появилась причина для интереса и т.д., но: всегда существует источник этой информации. А после источника всегда имеется тот, кто эту информацию обрабатывает и доносит. Особенно это касается тех случаев, когда потребителем информации выступает государственно озабоченный, т.е. буквально купающийся в информационном потоке, персонаж.
И здесь выясняется очень забавная штука. Никакого источника негативной информации про «Уралкалий» и Дмитрия Рыболовлева и их устранение от проблем в связи с аварией у правительства не было. И нет.
Местные медиа, принадлежащие «Уралкалию» и читаемые, по словам главы города Андрея Мотовилова, в Кремле? Ага, как говорится, щазззз. Региональные СМИ? Слова плохого не скажут, а совсем напротив, регулярно публиковали реляции о заботах «Уралкалия». Разве что, одиозный «Пермский обозреватель» время от времени что-то тявкал, но это – несерьёзно и несистемно, и только если при том была возможность наехать на пермского губернатора. Столичные медиа? Да их, кроме как курса акций «Уралкалия» и гордости от приобретения российским олигархом самого дорогого дома в США, ничего не интересовало. Вот тут с третьей парты подсказывают: Караулов. Ну да, Караулов, было что-то в «Моменте истины». Но так давно, что проще связать нынешнее расследование со следствием по заказному убийству, в котором некогда обвинялся Рыболовлев.
Пойдём по другой линии. Министр природных ресурсов Юрий Трутнев, державший руку на пульсе и курировавший «недопущение негативных последствий»? Явно не он, ещё в ноябре 2007 года Трутнев сидел за одним столом с Рыболовлевым и Мотовиловым и получал обещания построить за счёт «Уралкалия» больницу и детский садик. И во время последнего приезда в Березники Трутнев особо отметил роль и значение «Уралкалия» в решении проблем. Губернатор Олег Чиркунов? Так то же самое. Андрей Мотовилов и Березниковская городская Дума? Не смешите.
Пойдём по третьей линии – крупный бизнес жаловался. Да. Промышленники жаловались. Но не на «Уралкалий»! Более того, во всех сообщениях и всех информациях о проблемах, грозящих крупному бизнесу Северного Прикамья в связи с железнодорожным кризисом, звучало: «Уралкалий» готов содействовать, вон, площадки готовит в срок и т.д.
Четвёртая линия, четвёртый вероятный источник негативной информации – прямые жалобы населения. Это тоже, прямо скажем, несерьёзно, поскольку не имело и не имеет слаженного и системного характера. И не могло, и не может иметь, поскольку в Березниках отсутствует реальная самоорганизация населения. А наличие «отдельных недостатков», пусть даже подкреплённых письмами Президенту, едва ли могло стать основанием для упомянутого заявления вице-премьера.
И простым методом исключения мы находим единственный полноценный источник информации, на основании которой правительство могло составить пресловутое мнение о том, что владелец «Уралкалия» устранился и т.д. Это – березниковская интернет-общественность. Березниковский Форум [5], как площадка свободного выражения мнений, и общегородской web-ресурс «Город Березники» [6] (здесь же располагается и "Иная газета" [7] как единственное в Березниках полностью независимое СМИ). Предупреждая возможные упрёки в тщеславии и гордыни, заметим: нет, наверняка не только березниковский Интернет, в конечном итоге, оказался источником информации про ситуацию в Березниках и с «Уралкалием», наверняка, было «что-то ещё». Но именно «что-то». Не имеет смысла обсуждать явления и факты, нам неизвестные. Само наличие их можно только предполагать. А это ненаучно.Итак, с точки зрения информационной составляющей «Уралкалий» попал под нож с подачи березниковского сегмента Всемирной Паутины. Именно здесь сконцентрировалась вся негативная информация про «Уралкалий» и положение дел в Березниках, и именно здесь голос самого «Уралкалия» был практически не слышен. Пардон, то есть, с «Уралкалия»-то было много голосов, и в большинстве – далеко не хвалебные (сами калийщики недовольны корпорацией), но PR-работа, пропагандистская работа, информационная активность калийной корпорации на этом участке была равна нулю. Доска объявлений - официальный сайт «Уралкалия», согласитесь, не считается. А молодой Государь наш, Дмитрий свет Анатольевич, как на грех, оказался молодцем интернет-продвинутым.Впрочем, Медведев в этой истории, может быть, и ни при чём, однако гляньте-ка – для противодействия Игорю Сечину (а ещё и Игорю Шувалову) лучше всего подошла бы жалоба молодому Государю, чтобы заступился Президент, чтобы не кошмарили бизнес. Но вот, дошла жалоба до Медведева, решил Дмитрий Анатольевич заступиться… а дай-ка, гляну я в Интернете, что там, березниковская интернет-публика по этому поводу думает. И входит Медведев в Паутину, ищет там Березники и… И приходит в тёплые объятия Березниковского Форума [5] и общегородского web-ресурса «Город Березники» [6]. На которых известно какая информация и известно какое общественное мнение.
Словом, как мы не раз говорили, владелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев со своей продвинутой PR-службой, скупившей в начале XXI века и поставившей под контроль почти все березниковские газеты и единственное эфирное ТВ, оказался в глупом положении магната, вознамерившегося наложить лапу на весь частный извоз и скупившего всех лошадей в самом начале автомобильной эры. К слову, это является одной из лучших иллюстраций профессионализма и компететности пресловутой «команды успеха».
Однако это ещё цветочки. Ягодки в том, что у «Уралкалия», у PR-службы корпорации, у пресловутых профессионалов и мастеров выборных технологий была возможность избежать такого конца.
Так, например, в марте-апреле 2006 года PR-служба «Уралкалия» инициировала переговоры о приобретении сайта города Березники (один из авторов этой публикации в тех переговорах участвовал). Переговорный процесс быстро увял, причём, следует заметить, по обоюдному согласию… в смысле, взаимному отсутствию интереса к возможному результату. Нас здесь интересует именно это: по обоюдному согласию. Потому что этот случай всего лишь показатель того, что PR-служба «Уралкалия» сама и вполне сознательно пренебрегла развитием информационной политики в web-пространстве. В конце концов, согласитесь, Всемирная Паутина – пространство открытое, создание web-ресурсов дело не затруднительное. Здесь не договорились, можно своё конкурентоспособное замутить. А вот поди ж ты. Нам оно не надо, мы и так сладко спим.
Ещё забавнее другое. Хотя web-ресурс как таковой остался независимым и вне контроля, у калийной службы по борьбе с общественностью сохранялась возможность работать с ним. Здесь следует напомнить, что с начала существования городского web-ресурса первым березниковским изданием, публиковавшим здесь свои статьи, стало «независимое социально-экономическое издание «Городская газета» [8] (или - «Городская газета» Андрея Лучникова, не путать с нынешним одноимённым медиа-продуктом). Некоторое время на сайте публиковались также материалы газеты «Моя среда», затем эта газета ушла с рынка, осталась одна «Городская газета». И её материалы продолжали публиковаться на сайте и ПОСЛЕ ухода Андрея Лучникова с поста главного редактора.
До июля 2006 года включительно. В августе встал вопрос. Простой, банальный и естественный. Размещение статей на сайте требует труда. Любой труд должен быть оплачен. Платить будут?
Из достоверных источников известно: вопрос стоял в сумме 400-500 рублей в месяц. За ежедневное размещение материалов «Городской газеты» на общегородском ресурсе. И не кому-нибудь, а самим же работникам «Городской газеты». Платить будут? И было решено: нет! Из достоверных источников известно, что об этом в августе 2006 года сказала тогдашняя и.о. главного редактора Алёна Козырева (ныне – главный редактор БерТВ Елена Казакова), сославшись на решение директора по связям с общественностью ОАО «Уралкалий» Эдуарда Коридорова. Мотивация выглядела так: да кому это нужно, да туда ходят одни малолетки початиться.
На нет и суда нет. Идеи, за которую можно было бы работать, понятное дело не имелось, а 500 рублей платить своим же работникам «Уралкалий» не захотел. И… всё.
Тут можно вспомнить заодно, что уже в 2007 году Андрей Лучников обращался ко вновь назначенной редактором «Березниковского рабочего» Елене Вяткиной с предложением всё-таки размещать на сайте материалы БР (как размещались перед тем материалы «Новой газеты-1» и сейчас – материалы «Недели.RU»), однако, по словам Вяткиной, на этот начинание последовал запрет из всё той же дирекции по связям «Уралкалия». Впрочем, это уже не так показательно, как история 2006 года.
Таким образом, березниковское web-пространство оказалось вне сферы информационной политики «Уралкалия», а сама информационная политика в Березниках привела к тому, что Web стала единственным местом, где могла звучать критика, проявляться недовольство и т.д. Этакий мусоросборник с точки зрения уралкалийной политики. Ну вот и накопилось «мусора». Даже свалка при определённой концентрации может оказаться опасной (любой березниковец это подтвердит летом, когда горит городская свалка). А в березниковском Web концентрировались отнюдь не отбросы, а вполне интеллектуальные, образованные, социально активные особи, лишённые иной возможности высказаться, приложить силы, быть услышанными.
Результат уважаемый читатель может видеть сам. Интернет безопасен и никому не интересен? Ну да, конечно. А потом какой-нибудь вице-премьер Игорь Шувалов говорит, что "вся история началась..."
Во флоте говорят, что скорость эскадры определяется скоростью самого тихоходного судна. Экстраполируя это правило на корпоративные истории, можно сказать и так – цена корпорации определяется самой маленькой ценой ошибки, приведшей корпорацию к гибели. Повторю: мы говорим об информационной составляющей ситуации. И в нашем случае цена «Уралкалию» определилась в 500 рублей. Право, смешно.
Домашнее занятие для курсантов Школы Лучникова:
1. Определить, как повлияет на общественное мнение в Березниках и развитие сюжета вокруг «Уралкалия» сокрытие от потребителей калийных медиа высказывания вице-премьера Игоря Шувалова про то, с чего "началась вся история".
2. На основании решения п.1. вычислить эффективность затрат на содержание калийных медиа.
Ответы присылайте через контактную форму ресурса
Текст: Александр Наковальня, Андрей Лучников
Фото из архива
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/spetsialnye-prilozheniya/shkola-luchnikova
[2] https://www.beriki.ru/author/andrei-luchnikov
[3] https://www.beriki.ru/2008/11/12/spasti-ryadovoi-uralkalii
[4] https://www.beriki.ru/2008/11/13/dobro-i-zloba-dnya-13-noyabrya
[5] http://berforum.ru
[6] http://www.beriki.ru
[7] https://www.beriki.ru/2009/10/10/inaya-gazeta-gorod-berezniki-ofitsialnye-svedeniya
[8] https://www.beriki.ru/spetsialnye-prilozheniya