Незаметно, тихой сапой, без объявления о начале боевых действий, но уже далеко не первый год новоиспеченные бизнес-дамы теснят мужчин с руководящих постов, добиваются успехов в деловых переговорах и не по-детски манипулируют серьезными «деловыми дяденьками». Последним остается только беспомощно разводить руками, ссылаясь на то, что понять женщину никому не под силу. А ведь совсем недавно нас считали «слабым полом» и ставили на руководящие посты по квоте, для приличия - как негров в США. И вот я, рискуя оказаться предателем со всеми вытекающими, собираюсь поведать «сильной половине» про уловки, используемые нами против вас любимых и про мужские слабости, которые нам в этом сильно помогают.
Начиная с периода, когда вы охотились на мамонта, а мы ждали вас в пещере, и до начала прошлого века мы все время занимались следующими делами: выбором самого подходящего самца, производством и последующим воспитанием потомства, ведением домашнего хозяйства и заботой об упомянутом самце. Деятельность, казалось бы, скромная, но заставляющая учиться. Для начала - учиться виртуозно манипулировать своими половинами, да так, чтобы они этого не замечали, пренебрежительно хмыкая на утверждение, что муж - это голова, а жена - шея. Во-вторых, учиться руководить: детей в семьях до недавнего времени было не по одному и не по два, так что старшие помогали по хозяйству и занимались со средними, те, в свою очередь, с младшими и т.д. Ничего не напоминает? Вот именно - иерархически построенный коллектив! Причем трудноуправляемый в силу возраста. Ну и, наконец, нельзя обойти вниманием умение притворяться… виртуозно отточенное нами за время многочисленных имитаций оргазма.
Все эти чрезвычайно полезные навыки совершенствовались, передавались из поколения в поколение и ждали случая быть использованными в областях далеких от домашнего хозяйства.
ВЫЙТИ ИЗ ПЕЩЕРЫ
Звездный час для российских женщин пробил в кризисные 90-е годы. Многие мужчины расклеились, расстроились и загрустили у костра, и нам пришлось самим идти на охоту. Ибо ничто так не способствует гибели несчастного мамонта, как пресловутый материнский инстинкт и желание кушать.
Первоначально пришедшие в бизнес женщины жили советскими стереотипами и внешним видом сильно напоминали «нашу мымру» из «Служебного романа». Только вот, в отличие от героини фильма, даже относительно счастливая личная жизнь никак на их образе не сказывалась. Справедливости ради стоит сказать, что и загнивающий Запад в лице феминистического движения тоже подлил масла в огонь - долгое время считалось, что женщина в бизнесе должна быть максимально похожа на мужчину: одеждой, поведением, манерой общения. Чтобы добиться признания и заставить относиться к себе серьезно, женщины просто… стали мужчинами. Видимо, на тот момент это было необходимо для первичного завоевания вражеской территории. Вспомните сами: стрижка бобриком, крокодилья деловая хватка, почти мужские костюмы… Как только мужское естество не прорезалось у первых бизнесменш - диву даюсь! Но всего лет через десяток, освоившись, дамы вспомнили о своей женской сущности и внезапно обнаружили, что годами наработанные навыки управления мужьями вполне применимы и в бизнесе.
«НАША МЫМРА» УХОДИТ
Первое, что изменилось - внешний вид. Были заброшены широкоплечие костюмы мужского покроя - им на смену пришли вполне женственные, хоть и деловые, одеяния, немало отвлекающие коллег противоположного пола. Вы никогда не ловили себя на том, что, засмотревшись на «случайно» расстегнувшуюся верхнюю пуговку на блузке своего делового оппонента, пропустили мимо ушей важную часть беседы? Признаться в этом неловко, и вы вынуждены говорить что-то вроде: «да, вы, видимо, правы», «вы меня убедили» или просто «да-да». Скажете, такого не было? Скорее всего, вы лукавите… В общем, красивые ноги, стройная талия и т.д. (в зависимости от предпочтений собеседника) стали нашим секретным оружием.
А кто-нибудь задумывался, что женщина только лишь посредством одежды и макияжа может произвести на вас впечатление, какое сама захочет? Недавно известная бизнес-дама в телевизионном интервью призналась в том, что если бы 10 лет назад она знала, насколько успех переговоров зависит от макияжа глаз, она бы добилась значительно больших успехов. Причем ведь не только образ можно таким манером менять, но и возраст - лет на 10 в плюс или (чаще) в минус. Кто из деловых мужчин может похвастаться таким оружием в своем арсенале?
СЛАБЫЕ И БЕЗЗАЩИТНЫЕ
Но особенно помогает то, что большая часть мужчин относятся к особям противоположного пола по-прежнему снисходительно. Просто потому, что мужчине от природы полагается считать себя сильнее и умнее нас. Ну, а мы этим с успехом пользуемся. И пусть умолкнут феминистки, причем как можно скорей - они мешают работать! Зачем доказывать свое феминистическое равенство, когда можно значительно эффективнее использовать стереотип о неравенстве полов? Короче говоря, стоит сразу насторожиться, когда с виду беззащитная женщина спрашивает вашего совета по ведению дел или просит помощи при разрешении сложной ситуации. Скорее всего, она либо хочет вытянуть какую-то информацию, либо вынудить вас заключить выгодную ей сделку. Разумеется, вы при этом будете чувствовать себя как минимум старшим товарищем, «неглупым и чутким», а как максимум - рыцарем, спасшим прекрасную даму. Слабая же и глупенькая по виду дамочка, имеющая слабое представление о бизнесе, будет просто дергать за ниточки, вынуждая вас принимать выгодные ей решения и свято верить, что они - плод ваших гениальных мозговых операций.
БОЛЬШИЕ ГОЛУБЫЕ ГЛАЗА
Кстати, почему вы решили, что она глупенькая? Скорее всего, она молодая и хорошенькая, верно? Выводы делайте сами. Недавно один знакомый хвастался мне, как сумел выторговать у эдакой «малышки» практически задаром партию продуктов питания. Оказалось же, что срок годности этого добра закончился до того, как его успели передать на реализацию. С формальной точки зрения - и условия контракта соблюдены, и цена недорогая, а по факту - чистый убыток, исключительно благодаря миловидной внешности и широко распахнутым глазам нашей глупышки.
И самое главное правило: бойтесь комплиментов! Глянцевые женские издания давно учат нас привлекать и удерживать мужчин посредством рассказов об их очень оспоримых достоинствах. Самые продвинутые дамы, отточив это оружие на личном фронте, давно перенесли его в деловую жизнь. «Вы такой умелый руководитель! Как у вас все слаженно работает - у меня так никогда не получится! И как вам удается сохранять столь низкую цену при таком отличном качестве!» - восторженно говорит собеседница, и вы уже готовы рассказать и про поставщиков дешевого сырья, и про используемые технологии. Что, не про вас? Ну-ну!
ВСЕ ГРАНИ ФЛИРТА
Традиционно считается, что флирт неприменим в деловом общении. Позволю себе не согласиться с этим устаревшим постулатом и заверить, что мы давно и успешно используем флирт в «деловом этикете». Помогает нам в этом отличная интуиция и умение точно улавливать настроение мужчин. Ни одна по-настоящему деловая дама не позволит себе использовать флирт с тем, кто может перейти грань и потребовать большего. Зато, когда оказаны кое-какие знаки внимания и произошел обмен несколькими «неделовыми» намеками, отказать в просьбе для мужчины становится на порядок сложнее. Причем к нам это не относится - мы провоцируем вас на комплименты и намеки, сами оставаясь недосягаемыми. Провокация может заключаться в использовании правильных интонаций, открытых нарядов или направлении разговора в нужное русло.
В таких случаях суперудобно быть замужем - во-первых, замужняя женщина в глазах других мужчин выглядит значительно привлекательнее, во-вторых, она защищена от подозрений в легкой доступности. Я сама, грешница, когда приходится говорить о повышении цен на услуги моей компании, всегда выбираю из состава руководителей того, с кем у меня наладилось «неформальное» общение. А когда сама хочу договориться о существенных скидках, не «приглашаю на деловую встречу», а «назначаю свидание».
НУ И СЕКС, КОНЕЧНО…
Что греха таить, иногда дело не ограничивается одним флиртом. НО! Если рассматривать именно бизнес-дам, а не потенциальных жен и содержанок, то это последнее средство они используют крайне разумно. Не для заключения конкретной сделки или покупки дорогих побрякушек - а для серьезного карьерного и профессионального роста. Например, молодая амбициозная карьеристка может на стартовом этапе не по любви, но из глубокого уважения связать свою жизнь с не вполне свободным успешным мужчиной значительно старше себя. В результате ей обеспечен устойчивый карьерный рост и возможность учиться у любовника всем деловым тонкостям и премудростям, благодаря которым он и добился успеха. Впоследствии они, скорее всего, расстанутся друзьями, и наша карьеристка успешно будет продвигаться дальше, горячо осуждая всех «продажных женщин».
Хотя бывают и более «материальные» резоны для того, чтобы перейти от флирта к чему-то более серьезному. Но этим чаще грешат не бизнес-дамы, а, как ни странно, те, кто находится у них (или у вас) в подчинении. Так, насколько мне известно, рекламные менеджерши одного из центральных российских телеканалов, когда он еще только-только начинал вещание и не был в должной мере популярным и раскрученным, вовсю использовали секс как средство убеждения клиентов родной фирмы. И проституцией это опять-таки никто не считал - с миллионных контрактов менеджерам полагалось по 10-15%, а при таком гонораре подобная деятельность называется уже как-то иначе… Или вот, скажем, одна моя знакомая журналистка хвасталась, что, мол, тройную выгоду соблюла - газете рекламу принесла, материал для статьи собрала, да еще и бревна для строительства загородного домика на халяву получила. И все - за пару часов э… развлечений. В общем, всяко бывает, но это скорее исключение, чем правило. Уж больно это сильное средство с непредсказуемыми подчас последствиями.
В общем, краткий итог моего предательского по отношению к сестрам по бизнесу опуса таков: в бизнесе нет глупых, слабых, неуверенных в себе и сексуально озабоченных женщин. Все мы стервы. В лучшем, разумеется, смысле этого слова.
Текст: Дарья Подольская, журнал «Белая Полоса» [2], специально для «Иной газеты»
Рис.: «Белая Полоса»
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/sotsium
[2] http://whitestrip.ru/authart.php?id=7