Это, конечно, не призыв, а, скорей, идея, посетившая нашу тёплую компанию в связи с необходимостью заменить чехол на трехместной байдарке. Мы заядлые походники, и повреждение судна, а с ним перспектива остаться без любимого досуга оптимизма не добавляла ещё и потому, что в магазинах не предлагалось ровно ничего из требуемого. Искать нужный атрибут по городам и весям времени нет, а компьютер вот он – в пределах вытянутой руки.
Несколько минут лавирования в поисковике и - о чудо: некая фирма в Нижнем Новгороде предлагает именно то, что нужно в полном соответствии с моделью лодки и самых разнообразных цветов. Тут же на сайте оформили заявку, и уже на следующий день из Нижнего пришло подтверждение о наличии данного товара, его стоимость (кстати, весьма приемлемая) и способ оплаты. Нам предлагалось перевести всю сумму через банк, после чего товар будет отгружен, о чем нас, естественно, известят дополнительно. Деньги были переведены, и, спустя пару дней действительно пришло сообщение о том, что наш чехол в пути, посылка прибудет примерно недели через две.
ДОЖДАЛИСЬ!
Мысль о том, что покупки через Интернет – дело, в общем, удобное и не хлопотное укрепилась после того, как приятельница прихвастнула новой, весьма оригинальной курткой, сообщив, что приобрела ее через один из многочисленных Интернет-каталогов.
- Заходишь, выбираешь по фотографии модель, указываешь размер, складываешь все это в виртуальную корзину, оплачиваешь и ждёшь. Цены в Интернет-магазинах обычно ниже, чем в реальных, за покупками идти не надо: выбранный товар доставят на дом. Пока проколов не было, может, потому, что выбираю солидные компании, - рассказывает она.
Другой приятель, оказывается, давно и успешно приобретает через сеть компьютерные программы, ещё один - книги и фотоальбомы, благо в сети можно найти на любой вкус.
ЗАГВОЗДКА В МОЗГАХ
Интересно, а насколько в России популярны виртуальные покупки? Понятно, что до стран Западной Европы, где порядка 80% розничного товарооборота происходит через Интернет, нам ещё далеко. здесь специалисты отмечают две проблемы: ограниченное по сравнению с развитыми странами количество продвинутых пользователей Интернет и психологический барьер. Российскому покупателю, привыкшему к различному «кидалову», довольно сложно решиться на приобретение товара, который невозможно пощупать, попробовать на зуб, примерить, в конце концов.
- Даже если поставить компьютеры в каждый дом, вряд ли объем продаж по Интернету резко возрастёт, - полагают эксперты по продажам. - Многим кажется, что это чрезвычайно сложно, люди должны привыкнуть к такого рода услугам, понять, что Интернет-магазин в сущности работает по тем же правилам, что и обычный.
САМОЛЁТОМ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ
Сегодня купить через Интернет можно всё: от автомобиля до детского питания. Количество магазинов в российском сегменте Интернета за год увеличилось с 2005 года примерно на 47%. Более стремительными темпами растет количество Интернет-ресурсов, предлагающих оборудование, строительные материалы, подарки и цветы, книги, спортивные и детские товары, мужскую и женскую одежду. В последнее время всё более популярным видом Интернет-шопинга становится приобретение через сеть железнодорожных и авиабилетов.
Всё очень просто. Вы заходите на сайт, к примеру, “Аэрофлота” (www.aeroflot.ru [2]), смотрите раздел “Бронирование”, где указаны все маршруты и тарифы, выбираете нужный рейс и одним нажатием компьютерной клавиши бронируете билет. Приготовьте паспорт: бронируя билет, вам придется ввести паспортные данные. Часто летающим пассажирам достаточно указать их всего один раз: информация останется в компьютерной базе, поэтому бронируя билеты на другие рейсы, повторно вводить данные паспорта уже не нужно. Оплатить забронированный билет можно наличными в офисах авиакомпании или безналично пластиковой картой через Интернет. В компьютер водят номер карты, после этого по защищенному каналу в режиме шифрации компания производит авторизацию пластиковых карточек. Если она прошла успешно, оформляется электронный или бумажный билет. Специалисты Аэрофлота утверждают, что информация специально передается на сервер компании в шифрованном виде, чтобы никто не мог воспользоваться данными пластиковой карты пассажира. После оплаты пассажир получает право лететь на самолете. Последний способ — самый удобный, позволяет экономить пассажирам свои силы и время. Одно условие: после того, как вы забронируете билет через Интернет, необходимо оплатить его в течение 24 часов, в противном случае бронь снимается. ОСТОРОЖНО! ХАКЕРЫ!Естественный вопрос потребителя - насколько безопасно приобретать товары через глобальную сеть. Действительно, некоторые проблемы здесь есть и связаны они, прежде всего, с активностью хакеров, взламывающих систему защиты Интернет-ресурсов и похищающих номера банковских карт, используемых для оплаты товаров через Интернет. В частности, в этом деле подозревалась российская хакерская группа Hangup Team, создавшая новый компьютерный вирус – Korgo. Этот вирус ворует данные владельцев кредитных карточек во время осуществления покупок и заказов через Интернет. Вместе с тем, специалисты антивирусной компании Sophos предостерегают от паники. “Все компании, серьезно относящиеся к своей безопасности, уже установили „заплатки“ против эпидемии нового вируса. Та же ситуация и с железнодорожными билетами, заказать которые можно на официальном сайте ОАО «Российские железные дороги» (www.rzd.ru [3]). Выбираете маршрут следования, дату и время отправления, номер поезда и место, которое после подтверждения заказа будет зарезервировано, затем вводите реквизиты банковской карты и таким образом оплачиваете билет (стоимость билета снимается с банковского счёта).
Получить проездной документ можно в любой кассе ОАО «РЖД», сообщив кассиру свои паспортные данные и номер заказа, который будет вам присвоен после оформления заявки. Стоит обратить внимание: бланк заказа не является проездным документом, поэтому перед поездкой пассажир должен обязательно обратиться в железнодорожную кассу за билетом, приобретённым с помощью Интернет-услуг РЖД. Также пока через Интернет нельзя приобрести билеты для льготников и военных. При возврате проездного документа деньги перечисляются обратно на банковский счёт. За услугу (e-ticket) будет взиматься дополнительный сбор в размере 125 рублей 40 копеек за одно место.
Всего за первый месяц Интернет-продаж железнодорожных билетов (началась она в мае этого года) через глобальную сеть было сделано 519 заказов. На 15 июня, в кассах Свердловской железной дороги было выкуплено 274 билета. А за первую половину июля оформлено 97 заказов (на 178 мест).
ЗАКОН НА ЗАЩИТЕ ПРАВ ИНТЕРНЕТ-ПОКУПАТЕЛЯ
Потенциальному потребителю услуг так называемой дистанционной торговли необходимо помнить, что деятельность Интернет-магазинов, продажи через каталоги и телемагазины регулируются Законом о защите прав потребителей. Главной фишкой здесь является право потребителей отказываться от купленного дистанционным образом товара в промежуток времени от оформления заказа до его получения, а также в течение недели после его доставки просто потому, что товар не подходит или не нравится.
В европейском законодательстве уже давно есть понятие "период охлаждения". Считается, что когда человек приобретает товар в телемагазине, или с красивой картинки в Интернете, он находится под воздействием агрессивной рекламы. Этот период в семь дней позволяет ему трезво осмыслить, действительно ли ему нужны эти биодобавки или пояса для похудания. Теперь эта норма и для России. Не удастся вернуть лишь товары, сделанные по спецзаказу или в принципе не подлежащие обмену. К примеру, если вам изготовили футболку с вашей фотографией и она надлежащего качества, вернуть её нельзя. Впрочем, еще до оформления покупки на торговца наложат целый ряд ограничений. Так, покупателю телемагазина, интернет-магазина или по каталогу должна предоставляться полная информация о товаре, цене его доставки, порядке его оплаты и сроках действия предложения.
Вот несколько общих правил для тех, кто все же решил попробовать сделать покупки через сеть:
Одна из самых распространенных ситуаций, связанных с покупками в Интернет-магазинах, это разочарование, которое наступает при получении товара. Согласно Закону о защите прав потребителей, вы можете обменять покупку или потребовать возврата денег без объяснения причин в течение 7 дней после доставки, сославшись на статью 26.1. Правда, продавец имеет право удержать стоимость доставки и расходы на вывоз товара, зато твою просьбу должны выполнить в течение 10 дней.
Если товар оказался с дефектом или сломался вскоре после покупки, то на него распространяется общее правило Закона о защите прав потребителей: как и в обычном магазине, его можно вернуть, потребовав деньги, обменять на другой или попросить исправить дефекты по гарантии.
Вид оплаты в Интернет-магазине вы можете выбирать сами. Обычно есть 3 варианта: наличные, кредитная карта и WebMoney. С наличными все понятно – это старый, проверенный способ. Его преимущество в том, что расставаться с деньгами придется не раньше, чем ты увидишь свою покупку вживую (хотя в нашем случае было иначе). WebMoney – система оплаты, для использования которой необходимо завести пополняемый при помощи карт или банковского перевода “кошелек” (счет на www.webmoney.ru [4]), его содержимое можно использовать для оплаты покупок в Интернете. Расчет по кредитной карте требует соблюдения нескольких правил, которые защитят вас и ваши деньги от сетевых мошенников. ОСТОРОЖНО! ХАКЕРЫ-2!Компании, занимающиеся онлайновыми платежами, конечно, осознают опасность сетевых вирусов и советуют клиентам иметь для Интернет-транзакций отдельную банковскую карту с небольшим лимитом. Слабым утешением является только тот факт, что в России проблема мошенничества с платежными картами не так остра, как за рубежом, но именно она отпугивает многих клиентов. Вместе с тем, как правило, Интернет-компании предлагают несколько вариантов оплаты товара, включая и старый добрый почтовый перевод или перевод денежных средств через банк. Оставлять данные карты на незнакомом сайте опасно, поэтому ещё до приобретения товара расспросите друзей об Интернет-магазинах, которыми они уже пользовались. Обратите внимание, использует ли сайт программу защиты от мошенничества с кредитками. Обычно на сайте есть информация о сертификатах защиты. Одна из самых распространенных программ – 3D-Secure, принятая картами VISA и Master Card.
Регулярно проверяйте движение средств на карте, чтобы убедиться, что неправомерных списаний денег не произошло. Кстати, отслеживать факт снятия денег со счёта проще, если подключить банковскую услугу sms- информирования. В случае подозрений сразу же заблокируйте карту по телефону.
Не используйте основную кредитку для покупок через Интернет. Лучше завести отдельную с небольшой суммой денег, пополняя счёт по мере необходимости. Обратите внимание на адрес и реквизиты фирмы на сайте Интернет-магазина. Если такие данные полностью отсутствуют, от покупки лучше воздержаться.
Текст: Ольга Ерёменко
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/potreblenie
[2] http://www.aeroflot.ru
[3] http://www.rzd.ru
[4] http://www.webmoney.ru