Текст: Варвара Петренко
Новый министр обороны приостановил процедуру ликвидации военных госпиталей. Сокращение медучреждений и офицерских должностей в военно-медицинском ведомстве было одним из направлений военной реформы. Впрочем, по мнению экспертов, Сергею Шойгу придется не только заморозить ликвидациею «важнейшей составляющей обороноспособности страны»: военную медслужбу нужно расширять и серьезно реформировать.
Новый министр обороны Сергей Шойгу принял решение приостановить процесс ликвидации военных госпиталей. «Договорились: все процедуры ликвидации ряда военных госпиталей приостановить», — заявил он при посещении 442-го госпиталя Минобороны, дислоцированного на космодроме Плесецк. К 1 декабря Шойгу поручил подготовить совещание по военной медицине и ее бюджету.
Накануне с просьбой приостановить действие директивы бывшего начальника Генштаба Николая Макарова об очередном сокращении медицинских учреждений в системе Минобороны обратилась к министру Общественная палата. «В ходе слушаний 13 ноября в Общественной палате единодушно принято решение оставить пока то, что не разрушено в системе военно-медицинского обеспечения вооруженных сил. Мы призываем приостановить действие директивы Генштаба, связанной с очередным сокращением 30 военных госпиталей и других медицинских учреждений до конца этого года», — заявил председатель комиссии ОП по национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов Александр Каньшин.
Участники слушаний «Состояние и перспективы развития военной и ведомственной медицины» говорили о необходимости серьезной корректировки реформы медицинской службы ВС, которая привела к массовому закрытию военных госпиталей, сокращению медицинских кадров, урезанию финансирования ведомственных санаториев. Как отмечалось на слушаниях, прежнее руководство Минобороны совершенно не понимало роли военной медицинской службы и заботилось только о сокращении расходов.
По словам и. о. начальника Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Вячеслава Новикова, за несколько месяцев работы в этой должности экс-министр ни разу его не принял, а само военно-методическое управление фактически сделал неким «методическим центром».
Непосредственным поводом для слушаний стала ситуация в городе Ахтубинске Астраханской области, где недавно прошли массовые митинги против намечавшейся в ноябре ликвидации военного госпиталя.
«Ахтубинск — это второй по величине город в Астраханской области после столицы региона. Там расположен ГЛИЦ имени В. П. Чкалова — масштабный авиационно-испытательный комплекс. Сейчас в городе работают около 6 тысяч военных. Однако военное ведомство России выпустило приказ, по которому Ахтубинский военный госпиталь должен быть ликвидирован. Теперь людей хотят отправлять на лечение в Ростов. А это 400—500 км от их родных домов. В Ахтубинске работает муниципальная больница, но физически она не сможет охватить все население города», — рассказал председатель комиссия ОП по контролю за реформой и модернизацией системы здравоохранения и демографии, директор Федерального государственного научно-клинического центра оториноларингологии Николай Дайхес.
Кроме того, планировалось обсудить вызвавшее волну протестов решение о переводе старейшей Военно-медицинской академии имени Кирова (основана еще Петром I) из центра Петербурга в Сестрорецк. Однако к началу слушаний из Минобороны сообщили, что новый министр намерен отменить это решение. «Ежегодно академия обслуживает 200 тысяч пациентов, она располагает уникальным оборудованием и штатом первоклассных специалистов. Перевод академии означал бы потерю кадров, гибель легендарной медицинской школы. Кроме того, по оценкам экспертов, переезд обошелся бы бюджету в три миллиарда рублей. К счастью, новый министр услышал нас и принял верное решение», — отметил Каньшин.
Между тем непродуманная реформа военной медицины уже «резко снизила качество медицинского и санаторно-курортного лечения военнослужащих и ветеранов», считают эксперты.
«Армия не может существовать без медицинской службы, — заявил Дайхес. — В результате абсолютно непродуманных действий бывшего руководства Минобороны важнейшая составляющая обороноспособности нашей страны — военная медицина — оказалась в полуразваленном состоянии».
К настоящему времени в 17 субъектах России ликвидировано более двух десятков военных госпиталей (в том числе один из крупнейших — в Санкт-Петербурге) и других медицинских учреждений. «После так называемого реформирования военной медицины «по Сердюкову» военные госпитали, поликлиники отсутствуют в 47 субъектах России, где проходят службу 43 тысячи военнослужащих и проживают более 350 тысяч военных пенсионеров. По сути, солдаты-срочники и офицеры вместе с ветеранами вопреки нашему законодательству лишены права на бесплатное медобеспечение», — возмущается Каньшин.
Первое большое сокращение военных медучреждений проводилось в 2009 году, отметил эксперт. Однако на этом бывшее руководство военного ведомства не остановилось.
«По решению экс-министра до конца 2012 года было запланировано расформировать еще 30 филиалов военных госпиталей и структурных подразделений», — рассказал Каньшин.
Всего же, согласно утвержденным три года назад планам сокращения военно-медицинской службы, до 2013 года намечалось расформирование 23 госпиталей из 191, ликвидация 17 лазаретов, а также сокращение числа военных поликлиник (со 124 до 41) и закрытие пяти санаториев (их останется 40). Кроме того, планировалось упразднить все военно-медицинские институты, в том числе Государственный институт совершенствования врачей Минобороны. Офицерский состав военно-медицинской службы к окончанию «модернизации» должен был сократиться в 2,8 раза. Около 30% должностей офицеров службы заменяются на должности гражданского персонала, который в последующем также должен был быть сокращен почти вдвое.
В результате во многих госпиталях закрылись специализированные отделения (офтальмологические, отоларингологические, дерматологические), а штат сохранившихся отделений урезан до предела.
Сокращение персонала в военных поликлиниках привело к отказу принимать гражданское население (до сих пор жители военных городков получали помощь в военных медучреждениях по полисам ОМС). Так, в поликлинике при военном госпитале № 1080 в подмосковном военном городке Сергиев Посад-7 висит объявление о том, что с 24 ноября гражданскому населению следует обращаться за медпомощью в муниципальные поликлиники города Сергиева Посада. Эту тему поднял в среду перед Шойгу и начальник 442-го госпиталя в Плесецке Олег Мельников. «Городская больница не имеет хирургического стационара, поэтому на договорной основе военные врачи оказывают необходимую помощь гражданским жителям города и ближайших деревень. Услугами военных врачей пользуются также сотрудники всех силовых ведомств», — рассказал Мельников.
Реформирование коснулось и Внутренних войск МВД, несущих службу в том числе и в горячих точках.
«Мне, как военнослужащей, можно отдать приказ и потребовать его немедленного выполнения, — рассказала ветеран боевых действий в Чечне, фельдшер одного из подразделений Внутренних войск. — Но как они смогут заставить ехать в горячую точку, которые у нас были, есть и будут, гражданских медиков, которых набрали после сокращения офицерских должностей?..»
Военно-медицинская служба в России находится в упадке и нуждается в восстановлении, считает сопредседатель РОО «Общество сохранения наследия ВМедА» (Санкт-Петербург) Александр Редкокаша. «На 2013 год не предусмотрены средства в бюджете на оказание медицинской помощи четырем с половиной миллионам наших граждан (военнослужащих, членов их семей, военных пенсионеров), поскольку Главное военно-медицинское управление не отработало механизм оплаты этих процедур в системе Минздрава», — заявил Редкокаша в среду на пресс-конференции в «Интерфаксе».
По словам Дайхеса, в ОП удовлетворены тем, что новый министр обороны обратил внимание на ситуацию и дал ей «абсолютно правильную оценку». «Но мало остановить ситуацию, ее надо переломить», — считает эксперт. По его мнению, кроме тщательной ревизии решений предыдущего руководства ведомства необходимо в первую очередь увеличить финансирование военной медицины. «Необходимо расширять и серьезно реформировать военно-медицинскую службу, — заявил он. — Потому что если в Москве есть сильные, прекрасно оснащенные госпитали, то в регионах военные медучреждения оставляют желать лучшего».
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/vlast-i-politika
[2] http://www.gazeta.ru/social/2012/11/14/4852925.shtml