Текст: Дина Полина
Дмитрий Осипов, заместитель Председателя Совета директоров ОАО «Объединенная химическая компания «УРАЛХИМ», — о здоровом развитии агрохимического рынка, дальнейших перспективах холдинга и важности поддержки российских сельхозпроизводителей.
– Дмитрий Васильевич, какова конъюнктура агрохимического рынка после кризиса? Каким образом она влияет на развитие холдинга «УРАЛХИМ»?
– Надеюсь, рынок и дальше продолжит оставаться на нынешнем уровне, достаточно комфортном для производителей. Сегодняшнее его состояние позволяет выделять средства на осуществление масштабных инвестиций, модернизацию производства. В ближайшие четыре года «УРАЛХИМ» намерен увеличить производство минеральных удобрений более чем на полмиллиона тонн. Для осуществления такой программы необходимы сотни миллионов долларов, что возможно в случае, если рынок растет вверх.
С другой стороны, мы понимаем, что спрос на минеральные удобрения должен увеличиваться плавно, а рынок развиваться без синусоид. Можно получить прибыль при очень высокой цене в одном квартале, но сработать в убыток в другом. Приведу пример, когда в 2008 году цена на диаммонийфосфат находилась на уровне 1200 долларов, а потом упала до 250 долларов, это было безумием. Поэтому нормально, когда цена находится в среднем диапазоне и в зависимости от сезона немного колеблется. В связи с этим сейчас производители минеральных удобрений, в том числе «УРАЛХИМ», надеются, что стабильный рост останется главной тенденцией на рынке.
– Каковы итоги работы холдинга за 2010 год?
– По итогам минувшего года группа компаний «УРАЛХИМ» занимает первое место среди российских компаний по объемам производства аммиачной селитры и ее производных, второе место – по объемам производства аммиака и азотных удобрений. Мы намерены ежегодно наращивать объемы выпуска продукции и к 2015 году планируем выйти на уровень производства в 5,6 млн тонн.
Объем производства всех предприятий группы компаний «УРАЛХИМ» за 12 месяцев 2010 года вырос на 10,3% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, составив в общей сложности 4,861 млн тонн продукции. Производство аммиака увеличилось на 23,8%, а фосфорных удобрений – на 635,5%. Высоких результатов удалось достичь за счет благоприятной рыночной конъюнктуры, а также роста спроса со стороны российских и западных потребителей.
Выручка за 2010 год выросла до 1 389,1 млн долларов по сравнению с 950 млн долларов, которые были заработаны в 2009 году. «УРАЛХИМ» показал существенный рост. В начале мая предприятие планирует опубликовать итоги деятельности за первый квартал. Уже сейчас могу сказать, что за первые три месяца работы в 2011 году наблюдается значительный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Динамика положительная, что не может нас не радовать.
– Вы уже упомянули о программе развития холдинга «УРАЛХИМ» на ближайшее время. Расскажите об этом подробнее.
– Холдингом сформирован производственный план на 2011 год. Сейчас нами обсуждается стратегия развития. Мы полностью определились с объемами производства, однако предстоит разобраться с предлагаемыми типами минеральных удобрений, которые будем поставлять на агрохимический рынок. «УРАЛХИМ» производит более 20 видов минеральных удобрений! Большинство, наверное, слышало только о двух – селитре и карбамиде. Кроме того, сейчас финансовая ситуация такова, что «УРАЛХИМ» может проинвестировать существенные финансовые средства в новое строительство.
– Каковы приоритеты в работе «УРАЛХИМА»? Поддерживает ли холдинг российских сельхозпроизводителей?
– «УРАЛХИМ» является поставщиком минеральных удобрений в 65 стран мира. Однако приоритетным является российский рынок, и существенная часть продукции – до 40% – остается внутри Российской Федерации. Стратегия «УРАЛХИМА» такова: поставка российским производителям осуществляется значительно дешевле, чем на экспорт. Мы стараемся поддержать российских сельхозпроизводителей. Аммиачную селитру, которая пользуется наибольшим спросом в России, другие производители этого удобрения продают на 30¬40%, а то и в 1,5 раза дороже, чем мы в России.
– Каким образом складывается сотрудничество с западными партнерами?
– Компания «УРАЛХИМ» входит в число крупнейших российских экспортеров азотных, фосфорных и комплексных удобрений, обеспечивая до 14% всего объема экспортных поставок этих видов удобрений из России. Наша продукция уходит в различные страны мира, например, в Бразилию, Скандинавию, Ирландию, Англию и Германию. Сотрудничество с зарубежными партнерами означает, что необходимо обеспечивать весь спектр услуг: качество, условия поставки, финансирование сделок, их страхование и т.д. Это целый процесс, который заставил нас в течение определенного времени работать на собственный имидж, которым можно гордиться. Сейчас «УРАЛХИМ» является надежным поставщиком, что признают наши зарубежные партнеры.
– Планируете ли увеличение показателей в 2011 году, и за счет чего? Ожидается ли выход на IPO в ближайшей перспективе?
– Компания не планирует первичного размещения акций до конца 2011 года. Мы будем ориентироваться, прежде всего, на возможность самостоятельного обслуживания финансовых потребностей компании с точки зрения вопросов дальнейшего развития и обслуживания долга. Так, складывающиеся на сегодняшний день условия, в том числе, цены на внешних рынках, а также состояние финансовых рынков позволяют нам двигаться вперед и без выхода на биржу. Однако мы технически готовы и можем вернуться к этому инструменту в случае необходимости.
– Не исключается ли вероятность приобретения «УРАЛХИМом» пакета акций ОАО «Минеральные удобрения»? Какие другие объекты интересуют холдинг?
– Это слухи, которые сложно комментировать. В этом направлении не ведется какихлибо переговоров.
– Какова роль «Азота» в структуре холдинга «УРАЛХИМ»?
– «Азот» в нашем холдинге является одним из самых важных заводов как единственный производитель карбамида и азотной кислоты, поставляемой для промышленников страны. Отмечу, у нас есть планы по увеличению производства. Инвестиционная программа оценивается в десятки миллионов долларов. Сегодняшняя цель – модернизировать предприятие таким образом, чтобы из природного газа производить большее количество аммиака. Сейчас мы достигли уровня 1700 тонн в сутки с одного агрегата, в то время как ранее находились на уровне 1450 тонн. Если говорить о природном газе, который является для нас входным сырьем, то в качестве задачи определено существенное уменьшение его потребления на производство одной тонны аммиака. В данном случае речь идет о существенной экономии для «УРАЛХИМа». Ранее для производства тонны аммиака нами затрачивалось 1300 куб. м природного газа, сегодня для этого требуется не более 1150 куб. м.
– Какие уникальные продукты производятся на «Азоте»? Что более всего востребовано на рынке?
– Мы запустили новый антислеживатель «Стеамин». Помимо поверхностно¬активной добавки в жидком виде, специалисты «Азота» разработали гранулированный вид этого продукта. Обработка антислеживателем позволяет хранить минеральные удобрения в бигбэгах (специальных полиэтиленовых мешках объемом 0,5 или 1 тонна) в течение 6 месяцев и более. Для нас данный продукт является важной позицией, потому что все чаще сельхозпроизводители заботятся о приобретении минеральных удобрений заранее, а не к посевной, и это абсолютно правильно. Обычно весной возникает ажиотажный спрос на карбамид и селитру, который мы физически не можем удовлетворить. Предприятия «УРАЛХИМа» производят удобрения равномерно на протяжении всего года, поэтому мы предоставляем возможность приобрести их заранее, в удобных условиях сохранить и использовать во время посевной.
– Федеральное правительство намерено ужесточить контроль над соблюдением промышленными предприятиями требований в области экологии. Какие мероприятия предпринимаются холдингом и «Азотом» в этом направлении?
– Направление, безусловно, правильное. В основном, крупные заводы были построены еще в советские времена, когда экологические требования были не самыми жесткими. С тех пор и мы, и другие компании вкладывают значительные средства в технологии, позволяющие снизить выбросы в атмосферу и сбросы в воду. Холдинг «УРАЛХИМ» тратит на экологические программы десятки миллионов долларов в год. У нас уже есть определенные достижения в этом направлении. Только на «Азоте», например, за первый квартал 2011 года выбросы в воздух были снижены на 13,5%. Экология находится в числе приоритетных направлений развития компании, как и модернизация, устойчивое развитие. Мы должны работать на прибыль, но и заботиться об экологии.
– В «УРАЛХИМЕ» происходят кадровые перестановки. Какие задачи были поставлены перед новым руководителем «Азота» Дмитрием Ивановым?
— Дмитрий Иванов — опытный топменеджер. Думаю, что у него получится решить задачи, которые стоят перед предприятием. Как и для любого управленца, его главная цель — стабильное развитие завода. Я уже сказал, что нами планируется увеличение общего производства минеральных удобрений. В этом направлении многое может быть сделано и «Азотом».
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/promyshlennost-i-biznes
[2] https://www.beriki.ru/partnery/gazeta-nedelyaru