Текст: Дмитрий Ценёв
Прошли годы после тех «Утомлённых солнцем». Кто-то к выходу на экраны «Утомлённых солнцем 2: Предстояние» постарел нещадно, а кто-то простенько так повзрослел. И кинотеатры изменились: теперь в подлокотники такая круглая подставка вделана — под банку с попкорном. Никогда не понимал, зачем это? Чтобы скучно не было? Или у нас у всех поголовно под эмоциональным вздрючем аппетит разыгрывается?
На этот раз мне повезло: даже не буду особо упираться, что романы надо читать со страниц книжек, а не пикселями с монитора, а настоящее кино надо смотреть в кинотеатрах, и далеко не в домашних. Никите Сергеевичу давно стало модно ставить диагноз «мания величия», и я в том грешен, с одним лишь отличием от мнения простых смертных, просиживающих кресла самых что ни на есть обыкновенных кинотеатров: он на эту самую манию, на это прижизненное осознание собственного величия своё право имеет.
После интересного, но конъюнктурного, «12» (2007), невольно напомнившего славную застойных времён гельмановскую «Премию» (1974, режиссёр — Сергей Микаэлян, «Влюблён по собственному желанию»), показалось вдруг: всё, скурвился наш великий киносветоч, но нет…
Времени, немалый отрезок которого я посвятил просмотру сиквела (продолжения) «Утомлённых солнцем» (1994), я не пожалел. Ибо, несмотря на старость свою и утомлённость просмотренным за жизнь кинобагажом, был потрясён…
Актёрский состав, понима-ашь, потрясает в первую очередь, как только на глаза наворачиваются предчувствием грядущих слёз фамилии: Никита Михалков, Олег Меньшиков, Надежда Михалкова, Сергей Маковецкий, Дмитрий Дюжев, Артур Смольянинов, Андрей Мерзликин, Максим Суханов, Евгений Стычкин, Евгений Миронов, Андрей Панин, Сергей Гармаш, Виктория Толстоганова, Валерий Золотухин, Александр Голубев, Мария Шукшина, Наталья Суркова, Александр Пашутин, Валентин Гафт, Алексей Петренко, Александр Адабашьян, Александр Фисенко, Даниил Спиваковский…
И это не весь список, прочитав который, понимаешь: эти заставят заплакать, даже если ты не хочешь этого… И посмеяться — тоже. И разозлят.
А ещё: Владимир Ильин, Михаил Ефремов, Алексей Булдаков, Анна Михалкова, Роман Мадянов, Николай Козак, Иван Добронравов…
Да ладно, они все профессионалы, и играют — соответственно… ощущение такое, что если кому и не досталась большая роль, то и из маленького своего эпизода каждый сделал свою лебединую песню в фильме.
Назвать это кино блокбастером язык не поворачивается, как не возникает и мысли пойти за попкорном. Язык поворачивается крыть матом вслед за героями, потому что так надо. И молиться, даже если ты никогда этого не делал из идейных побуждений — как дочь легендарного до войны комбрига Котова.
Интересно, отступит ли когда-нибудь мелкая месть из-за любовной интриги перед страшным ликом нагрянувшей нежданно всеобщей беды? Вопрос возникает под щемящую мелодию известного танго, в свете утомляющего солнца из-за кружевных занавесок прежней жизни, как выяснилось теперь, хоть и жестокой по-своему, но не настолько, как нынче: когда вражеские танки почему-то выезжают из собственного тыла.
Когда шмайссер надо добыть в бою, когда повезёт, и молодого кремлёвского курсанта, обладателя мосинской винтовки, убьют раньше тебя. И когда куражащиеся немецкие лётчики «учебно» бомбардируют транспорт «Красного креста» из индивидуального, так сказать, бомболюка. Чем кончилось?! А чем может кончиться унижение?
Недоразумением. Гневом. Взрывом. И трагедией.
Не имеет смысла рассказывать о фильме в рекламных целях, для этого есть трейлеры. Могу лишь поделиться тем, что вынес с сеанса, удивлённый приятно: впервые за долгие уже годы я не просто смотрел кино — я прожил прожитые героями фильма жизни. А всё остальное — информация для циничного скучающего современного кинопотребителя (иногда очень не хочется говорить слово «зритель»):
бюджет — 33 000 000 € и школьников с педагогами уже обязуют посетить фильм…
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/lichnoe-mnenie
[2] https://www.beriki.ru/2009/10/10/inaya-gazeta-gorod-berezniki-ofitsialnye-svedeniya
[3] http://blogber.ru/user/148
[4] http://www.proza.ru/avtor/tseneff