Текст: Андрей Матлин
Иллюстрации: Сеть
Маргарита Ивановна, пенсионерка, не поленилась приехать к заветной «коровке» из другого микрорайона Перми и делает это регулярно после того как прознала про неё: «А где ж ещё нынче в городе купишь настоящее молоко? Практически парное, фермерское?» Её соседи по очереди согласно кивают головами: «А на цену-то обратите внимание! Всего по 11 рублей за литр! Фантастика!»
«ПАРАДА БОЧЕК» НЕ СЛУЧИЛОСЬ
«Вот ругают нас, что мы зажимаем родных селян, – обижаются в управляющей компании ЗАО «Центральный рынок», – и что мы видим? Всего одна бочка с молоком появилась. Хотя мы готовы принять и больше. А вот тут – посмотрите, сколько свободного места! – могли бы стоять машины со свежим картофелем на продажу. И где они?»
Кто его знает, что отпугивает селян везти продукцию на пермский рынок, хоть им и обещан здесь «зелёный свет»? Может, какая-то кривая молва о каких-то там жестоких городских порядках упорно продолжает циркулировать в сёлах?
«Действительно, – признаётся заместитель директора управляющей компании рынка Вера Артемихина, – даже с этой отдельно взятой бочкой было поначалу много проблем. В первый день, как она появилась, продавец в панике звонит предпринимателю: «С меня вымогают разные документы! Милиционеры пристают!» Тот – к нам. Мы объясняем: это же обычные простые правила, к которым городские предприниматели давно привыкли: товар должен быть сертифицирован, продавец – иметь санитарную книжку. Мало помалу всё утряслось, в том числе и с милицией. Но факт есть факт: сельским производителям ещё нужно учиться и учиться торговать. Хотя ничего непреодолимого в этом нет».
Краевой министр сельского хозяйства Елена Гилязова не склонна упрощать проблему: «Сложностей по согласованию этого проекта с контролирующими организациями было немало. Но вот договорились: одно предприятие в Суксунском районе приобретает специальные ёмкости, Роспотребнадзор согласовывает базы их санобработки».
Правда, пока установлено только две бочки – на Центральном и на гайвинском рынках». Но то, что наши сельские производители не умеют управлять сбытом продукции, по мнению министра, – одна из основных бед села: «Там люди могут услышать где-то, что в этом году «пойдёт», например, морковка, вырастит её, и будут сидеть, удивляться: почему за ней никто не приезжает?»
ПУСТЫЕ ВИТРИНЫ, СКУЧАЮЩИЕ ПРОДАВЦЫ
Молочные продукты, по качеству приближающиеся к «настоящим крестьянским», на городском рынке можно купить не только «из бочки». В павильоне №1 открыта площадка под названием «Покупай пермское!» Весьма современный вид зала. На стенах – большие плакаты с разнообразными призывными лозунгами. И… тут и там видим глазницы пустых прилавков. За ними нет продавцов, под красивым изогнутым стеклом – стерильная пустота. Раз, два, три… насчитываем тринадцать штук таких пустующих «вакансий»!
«Все эти места, – поясняет Вера Артемихина, – ещё в августе мы выделили в качестве льготных именно для пермских сельхозтоваропроизводителей. Сначала льгота предполагала, что они смогут пользоваться оборудованием и местом бесплатно десять дней, потом срок продлили на месяц, на два месяца… И видите, какой эффект? Занятыми оказались лишь пять мест. А ведь деньги мы потратили немалые – на оборудование зала и закупку импортных холодильников – 17 миллионов рублей. Простой только одного места даёт нам убытки от 60 до 90 тысяч рублей в месяц (именно столько стоит аренда для обычных «частников»-торговцев).
В чём же дело? Ведь, казалось бы, в этом павильоне такой покупательский поток, какого не снилось даже торговым сетям: место людное, к тому же, по золотому правилу рынка, здесь дают продегустировать продукцию…
И рыночные власти, и в минсельхозе грешат на нерасторопность производителей, пока не научившихся торговать. В самом деле, контраст бросается в глаза сразу: на витрине у «чэпэшницы», что называется, чего только нет. А рядом скучает грустная продавщица из совхоза «Труженик» Краснокамского района: на её витрине лежат одинаковые, как близнецы, пакеты с молпродуктами родного предприятия. И больше… ничего. К ней народ не ломится.
Недавно в минсельхозе «поймали за руку» одного фермера, который вздумал продавать не только свою продукцию. И – лишили льготного права на торговое место. «Ну а почему бы и нет? – интересуемся в минсельхозе. – Если накладывать столь жёсткие ограничения, не получится ли, что сельхозпроизводители заранее проиграют конкуренцию с частными торговыми предприятиями, которые заведомо смогут предложить выбор шире?»
«Ну, уж кто-кто, а передовой совхоз «Труженик» мог бы предложить гораздо больший ассортимент собственной продукции на продажу!» – возражают там. «Но вообще-то тут надо ещё думать, – соглашается министр. – Возможно, предоставим право продавать людям и продукцию «соседей».
ОЧЕРЕДЬ – ЗА МЯСОМ?
Зато бойкая торговля идёт на не самом приметном пятачке. У одного из прилавков стоят пять крестьянок – представительницы личных подсобных хозяйств, арендующие место за 200 рублей в сутки, – и продают молочко, творожок, «образцы продукции» – тут же, если хочешь, можешь попробовать. Те, что побойчее, Люба Веселкова и Наташа Шатова из Кунгурского района, охотно поясняют: «Молоко у нас, конечно, не дешёвое, 50 рублей за литр. Но своего покупателя имеет – ведь покупают его почти на заказ, из-под «своей» коровы, той, которая понравилась. Нам бы ещё помогли утвердиться на мини-рынках, а то постоянно грозят, что вот-вот прогонят…»
«Не выгоните нас? Не потесните? – тревожно спрашивают женщины у заместителя директора Веры Артемихиной. – А то говорят, что кроме молочных пермских продуктов вы здесь собираетесь продвигать пермское мясо?»
«Не беспокойтесь, – успокаивает та. – Под пермское мясо вскоре выделим отдельные места в другом помещении».
Но не будут ли и они пустовать, как те же «молочные»? Тем более что говядину в сельскохозяйственных предприятиях края сейчас практически не производят, а есть лишь проекты её производства.
СКАЗАНО!
Министр сельского хозяйства края Елена Гилязова: «Наш потребитель «вышел» из советских дефицитных времён и ещё никак не может понять, что замороженное новозеландское мясо, которое может быть примерно одного со мной возраста, и практически парное пермское мясо – два принципиально разных продукта».
КУШАТЬ ХОЧЕТСЯ ВСЕГДА
Предприниматели, в том числе занимавшиеся строительством и продажей автомобилей, «переключаются» на село. Этим летом в Перми продавали дешёвые пупырчатые огурчики: для их выращивания один из бизнесменов-строителей закрыл плёнкой теплицы общей площадью около 12 гектаров, а в следующем апреле собирается порадовать горожан не только огурцами, но и овощами из так называемого набора для борща. Другой предприниматель переоборудовал склад, предназначавшийся для автомобилей, и теперь заказывает фермерам выращивать для него картофель, который обрабатывает и закладывает на хранение.
ПРОКОЛ ЛЕТА
Из-за того, что в крае оказались неизрасходованными 15 миллионов рублей на программу по жилью для сельских специалистов, федеральные власти не будут выделять нашему региону очередной транш на реализацию этой программы.
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/potreblenie
[2] http://www.beriki.ru/partnery