Сгорбленная фигура, опирающаяся на метлу, печальный задумчивый взгляд русского интеллигента... Этот вылитый из бронзы современный Дон Кихот, кажется, должен зарабатывать на хлеб насущный и очищать мир от духовной скверны. В усольских «Палатах Строгановых» открылась выставка пермского скульптора Юрия Шикина под названием «Дворник Кихот. Художественное литье».
В своем творчестве преподаватель живописи пермской Академии архитектуры и зодчества Юрий Шикин, кажется, больше поэт, чем скульптор. Его может увлечь строчка из песни Александра Башлачева, перечитанный роман, научно-исследовательская статья или ожившее в памяти стихотворение. И тут важно как можно быстрее воплотить образ, переживание в объемную фигуру – «оживить» то, что потрогать руками нельзя.
– Меня заинтересовало, получится ли мимолетность музыки, эмоции передать в статическом, тяжелом металле, – рассказывает Юрий Шикин. – Мэтры живописи утверждают, что в скульптуре существует предел в изображении эмоций. Мне захотелось его преодолеть.
В создании образа я скольжу за первой эмоцией – материал ведет за собой. Когда я начинаю лепить по воску, уже получается нечто отличное от эскиза. Изначально мои персонажи – восковые куклы. Потом я перевожу их в более надежный материал – в бронзу. И уже по бронзе ложится обработка.
Все скульптуры Юрия Шикина оригинальны: они существуют в единственном экземпляре. Работы пермского мастера украшают частные коллекции ценителей искусства России, Финляндии, Венгрии, Англии и США.
Юрий Анатольевич с охотой говорит о своих скульптурах: ему необходимо озвучить эту связь между источником и результатом творения. Рассказать, как развивался образ, как он обрастал новыми смыслами – как он жил в довыставочный период.
В экспозиции представлены работы из нескольких циклов. «Пермь Великая. Афкула» имеет историко-философскую направленность. Предметы (обереги, амулеты) пермского звериного стиля, бытующие сотни веков назад в плоской металлической форме, обретают в руках скульптора новую жизнь. Он наделяет эти археологические реликвии не только объемом и большим размером, но задает им движение. Интерпретируя образ, Юрий Шикин делает его современнее и, возможно, понятнее для зрителя.
Интересующее автора исследование предельных эмоциональных состояний нашло свое отражение в цикле «Для тех, кто свалился с луны». Как воспроизвести в бронзе состояние человека, готового на самоубийство? Как передать стремление души ввысь, к познанию?
Впрочем, у посетителя выставки наверняка возникнут свои ассоциации при рассматривании скульптур из циклов «Маска Рад», «Четыре стихии», «Механический зоопарк». А значит, поэтическому, музыкальному прообразу обеспечено вечное движение.
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/sotsium
[2] https://www.beriki.ru/author/elena-azanova
[3] https://www.beriki.ru/partnery/gazeta-verkhnekame