– Две триста, две пятьсот, три тысячи рублей!!!..
Когда родителям будущих дошколят объявили суммы благотворительных взносов, необходимые в этом году детским садам, у них появилось стойкое ощущение: они — на аукционе, главный лот которого – место в ясельной группе детсада.
КТО ПЛАТИТ, ТОТ И ЗАКАЗЫВАЕТ МУЗЫКУ?
Стоимость родительских пожертвований в этом году выросла, и в некоторых дошкольных учреждениях достигла чуть ли не половины среднестатистической заработной платы в Соликамске: отдать разом 3000 рублей для многих родителей оказалось не по силам.
– Наш ребенок поступает в детский сад, и с нас буквально требуют деньги для оборудования двух групп — нашей и соседней. Эти средства из нас просто вымогают. Очень некорректно в этом отношении ведет себя заведующая детским садом. Плохо то, что мамы у нас все молодые, ничего в ответ сказать не могут, боятся, что отношение к детям тогда изменится. Нам хотелось бы знать: на каком основании с нас берут 3,5 тысячи рублей, почему заведующая нас запугивает, что если мы не сдадим деньги, то в сад не пойдем? Но даже если и пойдем, то все оборудование в группе будет старым, в том числе, мебель, санузел? Нас предупредили, что в группе одни голые стены, и мы должны собственными силами ее оборудовать!… (звонок на автоинформатор).
Возмущенных звонков по поводу вступительных взносов в детские сады от родителей, начиная с апреля, в редакцию поступило немало. В основном мамы-папы жаловались на две беды: несоразмерность запрашиваемых сумм и требовательность, с которой эти цифры доводились до нынешних «заказчиков» образовательной услуги. По большому счету, заказчиками родители так себя не почувствовали, ведь довольствоваться им сегодня приходится совсем другой «музыкой».
– Нам даже не объяснили, куда пойдут эти деньги: не предоставили ни смет – ничего! Причем разговор один – платите и все тут! Намекнули, что если не заплатим, то можем и без места остаться… Хотелось бы узнать, с какого, извините, «потолка» взялась эта цифра – 3,5 тысячи рублей, и куда планируется потратить наши деньги? (звонок на автоинформатор)
НЕ УЧИТЕ МЕНЯ ЖИТЬ, ПОМОГИТЕ МАТЕРИАЛЬНО…
– Весь механизм сбора добровольных пожертвований и нынешняя система осуществляются в рамках закона, – утверждает заместитель начальника управления образования Татьяна Горх.
– Попечительский или управляющий советы имеют право формировать внебюджет и бросить клич родителям: «Помогите, кто как может!». И такой ракурс, кто откликнулся, тот и заплатил, действующему законодательству не противоречит, – считает заместитель соликамского прокурора Ольга Константинова. – Кроме того, ни в одном договоре не говорится о том, что родители должны или обязаны сдавать пожертвования детскому саду. Все идет на основе добровольности. Хотя сегодня и нет конкретики со стороны законодателей – либо запретим, либо узаконим эти сборы, - речь ведется лишь об упорядочении самой процедуры сбора благотворительных платежей. Если появляются жалобы от родителей на угрозы со стороны администрации учреждения, поступают обращения, мы выезжаем в учреждения с проверками. Ряд таких ревизий нам пришлось провести еще на заре появления благотворительных взносов (тогда мы их называли поборами). Был случай, когда прокуратура возбудила уголовное дело в отношении заведующей детского сада, собиравшей деньги с родителей и присваивавшей их. Для того, чтобы проверить учреждение, необходимо, чтобы родители обращались к нам с официально, а не так: двое заявили, что их принудили пожертвовать, потом от своих же слов отказались.
С точки зрения закона проблемы благотворительных родительских взносов сегодня не существует. Всплывает она лишь в самих образовательных учреждениях, когда между родителями начинают появляться разногласия: почему я сдал деньги, а он – нет? И кто вообще придумал этот астрономический платеж?
– Мы часто обращаемся к родителям за помощью, потому что тех средства, которые сегодня выделяются бюджетом, нам просто не хватает, – говорит заведующая детсада № 14 Ольга Мишарина. – В частности, на текущие ремонты, которые проводятся только за счет родителей. Был случай - потекла кровля – нам помогли родители. Конечно же, случись что, мы в первую очередь к родителям не бежим, обращаемся и к депутатам. Так, например, благодаря их помощи в детсаду сменили кухонное оборудование, в спортзале установили стеклопакеты. Недавно решением городской Думы были выделены средства на приобретение медикаментов для дошкольных учреждений. Но бывает, призываем на помощь родителей. Ведь хочется, чтоб для детей все было в самом лучшем виде: игры, спортзал, бассейн, кабинет психолога, логопеда. Однако, чтобы иметь такое большое хозяйство, его как минимум надо хорошо содержать.
О дефиците денег на нужды детского сада заявляет не только заведующая 14-го детсада, бьются с решением непосильных задач и в остальных городских МДОУ. В частности, в 13-ом, где на прочие расходы образовательного учреждения на год выделяется лишь 26 тысяч рублей, тогда как прочих расходов в любом детском саду куда больше. Местные власти ни раз заявляли о том, что увеличить объем бюджетного финансирования, да еще и в нынешних условиях, станет очень сложно. «Вряд ли ситуация изменится и в скором будущем», – дает предварительный прогноз на следующий год Татьяна Горх.
– Увеличить объем финансирования сейчас мы не можем, – объясняет заместитель председателя городской Думы, председатель комиссии по социальной политике Николай Осокин. – Во-первых, в этом году для снижения очередности в ясельные группы и так было потрачено немало средств из местного бюджета на открытие дополнительных групп в детских садах, во-вторых, нам приходится часто тратиться на различные нужды детских садов: замену кухонного инвентаря, мебели, приобретение медикаментов. В данном случае говорить о том, что детсадам выделяется слишком мало, некорректно. Сегодня врачи говорят о том, что наши больницы находятся в аховом состоянии, дорожники жалуются на ужасное состояние дорог. Но выделить деньги всем и сразу не получится.
– Реальность сегодняшнего дня такова, что образовательным учреждениям без спонсорской помощи просто не обойтись, – считает председатель городского родительского комитета Надежда Черноусова. – И основной спонсор – это, конечно же, родитель. Но вносить или не вносить деньги на развитие школы, детского сада решает уже каждая семья в отдельности, заставить их сегодня никто не вправе. В гимназии № 2, где учится мой сын, размер добровольных пожертвований определяет управляющий совет. Он же и планирует, на что будут потрачены добровольно внесенные родителями средства и ежегодно отчитывается, на какие цели и сколько было потрачено денег. Я считаю, что родители должны знать, что законодательно учителям, воспитателям и руководителям образовательных учреждений запрещено собирать денежные средства.
При спонсировании, оказании помощи детсаду родителям необходимо обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, ни предложений, ни вашей собственной инициативы по поводу того, чтобы отдать деньги прямо сейчас наличкой не должно быть, все платежи, предупреждают в прокуратуре, идут только через банк, чтоб потом их можно было отследить. Предварительно, перед оплатой, лучше познакомиться со сметами, либо иными финансовыми документами, где должно быть прописано, куда собираются потратить ваши средства и в каком объеме. Во-вторых, после оплаты покупки, проведения работ инициаторы сборов должны отчитаться, куда, на что и сколько они потратили. Ольга Константинова считает, что родителям надо требовать исполнения этого порядка даже, если платеж был минимальным.
– В нашем дошкольном учреждении информация о благотворительных добровольных взносах доводится до родителей на родительских собраниях и заседаниях управляющего совета, – рассказывает заведующая детсадом № 13 Марина Ковальчук. –Родителям предоставляются сметы, где все четко прописано.
– Сегодня все суммы пожертвований обговариваются с руководителем детского сада, и мы предупреждаем родителей, что они сдают деньги в добровольном порядке, – рассказывает Ольга Мишарина. – Если они хотят помочь дошкольному учреждению, но не могут всю суму перечислить разом, мы предлагаем рассрочку. Случается и такое, что в знак компенсации вместо денег родители предлагают физическую помощь в проведении ремонта либо в благоустройстве участка.
МОРАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ ИЛИ ПРИНУЖДЕНИЕ?
Все обращения, поступившие в редакцию от родителей по поводу пожертвований, носили лишь анонимный характер. На вопрос, почему бы родителям не выступить с официальным заявлением и потребовать ответа в компетентных органах, чтоб мероприятие имело больший успех, они объясняли, что боятся потерять место в детском саду. Другие разводили руками: доказать факт принуждения невозможно. Ведь не предъявишь же в качестве доказательства убедительную просьбу заведующей или намек родительского комитета, что не сдав необходимую сумму на приобретение стульчиков, ваш ребенок будет сидеть на полу.
Шесть лет назад в России был зарегистрирован факт, когда гражданин дошел до Верховного суда, доказывая, что такие добровольные сборы идут вразрез с действующим законодательством, утверждающим, что образование у нас бесплатное. На приведенные доводы суд ответил: «Взимание платы с родителей за содержание детей в дошкольном учреждении производится в соответствии с законодательством РФ, а в абзаце 5 пп.2 пункта 45 этого же Положения указано на то, что источниками формирования имущества и финансовых ресурсов дошкольного образовательного учреждения являются также и средства родителей». При этом пояснил, что «взимание платы с родителей за содержание детей в государственном или муниципальном дошкольном учреждении не означает, что ребенок не получает бесплатного дошкольного образования, поскольку плата в данном случае взимается лишь за содержание детей в таких учреждениях, а не за дошкольное образование». Разграничить понятия содержания и образования просят родителей в последнее время не только судьи, но и соликамские педагоги. По их мнению, граждане настолько привыкли жить по старинке, что до сих пор уверены, что детские сады, школы находятся на полном гособеспечении.
– Родителям надо разъяснять, что образование у нас хоть и бесплатное, но учреждение обеспечивает лишь минимум содержания ребенка, – разъясняет Ольга Мишарина.
В этот самый минимум входит содержание помещений, вывоз мусора, размещение твердых отходов детского сада, опрессовка теплотрассы, ремонт кухонно-прачечного оборудования, услуги по содержанию имущества. Плюс детсаду выделяются средства на чистящие, моющие средства, медикаменты для оказания первой медицинской помощи, оплату тепла, электроэнергии, обслуживание пожарной сигнализации. Родитель, приводящий ребенка в детский сад, может рассчитывать на питание (оно большей частью оплачивается за счет ежемесячной родительской платы), помещение, уход, присмотр и образование. Правда, для того, чтобы изучать какую-либо специализированную программу, родителям необходимо будет приобрести дидактические материалы для воспитателей, а для игр в спортзале – помочь его оборудовать.
В прошлом году в управлении образования был рассчитан норматив содержания одного ребенка в дошкольном учреждении в год, тот самый минимум, который сегодня так необходим детсадам.
– Это первый год, когда мы перешли на методику подушевого финансирования в детских садах, – рассказывает Татьяна Горх, – предусматривающую распределение средств между дошкольными учреждениями не в соответствии с их нуждами и запросами, а исходя из количества воспитанников в них. И хотя на сегодняшний день расчеты произведены, мы планируем применить их уже при составлении бюджета на следующий год.
Норматив на каждого ребенка, по словам Татьяны Горх, будет зависеть от нескольких составляющих, исходя из того, что содержание ребенка – это не только материальные доходы. Первая – фонд оплаты труда, вторая – фонд материального обеспечения. Сюда входят материальные расходы на ребенка, расходы по коммунальным платежам (вода, свет, тепло) и расходы на содержание имущества. Третья составляющая – это бюджет развития – куда входят расходы на текущий ремонт и обновление матсредств.
– Для расчета, например, количества игрушек мы взяли за основу методику Васильевой, то есть тот минимум, который должен быть, и составили на группу из 15 детей примерный перечень игрового инвентаря, – рассказывает Татьяна Александровна. – И так по всем материальным расходам. По отдельным правилам рассчитываются расходы по фонду оплаты труда, а также коммунальные расходы и на содержание имущества. В итоге получилась определенная сумма денег, которая необходима детсаду на обеспечение одного ребенка в год. Сколько детей в каждом дошкольном учреждении, столько денег оно и получает на год.
Так, например, для ребенка дошкольного возраста, посещающего обычный детский сад, в котором количество групп меньше шести и нет бассейна, норматив на 2010 год составил 27670 рублей 87 копеек. Получается, что группа в 20 человек получает 553 тысячи рублей, в 22 ребенка – уже 600 тысяч. Норматив детей ясельного возраста больше - 30651 рубль 70 копеек, так как детей в группе меньше, а заработная плата педагогов, при том же нормативе что у дошкольников, получается чуть меньше.
Но в норматив подушевого финансирования вошли не все расходы. Например, в них нет капремонтов, так как ветхость здания количеством детей не измеряется. Не получилось рассчитать и налоги (налог на имущество рассчитывается по его остаточной стоимости здания): разброс сумм составляет от 300 до 3000 рублей на ребенка. Непросто пришлось и с социальными гарантиями работникам детсадов, куда входят выплаты для молодых специалистов, пенсионеров и педагогов, имеющих награды. Их решили считать отдельным списком и лишь тем учреждениям, где есть «льготники».
– Я думаю, что будущее детских садов за автономными образовательными учреждениями, которые будут иметь большую свободу зарабатывания дополнительных средств сверх бюджетного финансирования, – уверена Татьяна Горх. – Но в нынешнее непростое время не все допуслуги востребованы родителями дошкольников.
В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗАСАДЕ
Сегодня родителям, заведующим и всем, кого эта проблема волнует, можно предложить несколько возможных вариантов ее решения.
Например, узаконить сборы, установив определенную ставку, чтобы слово «добровольный» не приводило родителей в заблуждение, а главное к возникновению междоусобиц между законными представителями детей. Единственный минус данного метода – платить придется всем, в том числе и малоимущим, неполным, многодетным семьям, где уровень дохода итак не высок.
– Проблема добровольных пожертвований сегодня не узаконена, вопрос не урегулирован, а вся система построена на принципе добровольности, – считает Николай Осокин. - Если мы решим узаконить эти пожертвования на местном уровне, Дума не сможет принять нормативный акт, противоречащий региональному и федеральному законодательству, и прокуратура опротестует наши действия.
Второй вариант – запретить сборы раз и навсегда. От этого выиграют родители и пострадают детские сады. Не факт, что на нынешние суммы бюджетного финансирования они смогут выжить в новых условиях.
Третий, пожалуй, самый безобидный – оставить все как есть, а систему нынешних сборов, финансирования детских садов, сделать максимально прозрачной. Для чего родителям придется стать максимально активными, взять в свои руки не только вопросы финансового обеспечения образовательных учреждений, но и управления. Готовы ли на такие действия родители?
– Я думаю, что все вопросы надо решаться только путем взаимопонимания, – считает Ольга Мишарина. – Приятно видеть, когда родители ходят, беспокоятся, однако большая часть – мамы-папы, которым ничего не надо. Проблема безразличия касается сегодня не только образования, но и других сфер городской жизни, когда людям просто наплевать на окружающих.
В любом случае уже сегодня у родителей есть выбор, хоть и небольшой – оказать помощь детсаду или же отказать. В первом случае, у родителя появляется еще одно право – потребовать результат за потраченные деньги. Во втором – довольствоваться тем, что имеется. Можно также вместо материальной помощи предложить и физическую. Например, в проведении ремонта или же при благоустройстве участка.
– Между заведующими и родителями сегодня заключаются договорные отношения, в рамках которых прописывается, на что согласны обе стороны, – считает Ольга Константинова. – И если родители хотят, чтобы их ребенок чувствовал себя комфортно в дошкольном учреждении, придется создавать необходимые на то условия самим. Если помощь оказывать не материальную, то физическую, например, когда помыть окна, помочь сделать ремонт в группе, побелить стены. Ведь нам не безразлично, в какую группу будет ходить мой ребенок или за какую парту он сядет 1 сентября.
Текст: Елена Лодыгина, газета «Наш Соликамск» [2]
Илл. из архива «Иной газеты»
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/sotsium
[2] https://www.beriki.ru/partnery