Регулярные и разнообразные инициативы министра культуры Пермского края Бориса Мильграма столь же регулярно вызывают волны разнообразных реакций. Для творческой среды это не редкость, однако «дискуссии» с Мильграмом постоянно переходят в публичную плоскость. На прошлой неделе министр вновь очутился в эпицентре сразу трёх скандалов.
Скандал первый. ХОРОШИЙ ОРКЕСТР ИЩЕТ ХОЗЯИНА!
Первый «бой» связан с Пермским губернским военным оркестром, который недавно вернулся с гастролей из Европы, где третий год подряд принимал участие в престижнейшем Международном фестивальном турне духовой музыки Musikparade2008. За полтора месяца пермский оркестр представил свою программу в шестнадцати городах Германии и четырёх городах Франции, дав 22 концерта. Из шестидесяти участников от России был только пермский оркестр, который выступил с программой-дефиле в русском стиле.
Рассказывая о фестивале, главный дирижёр и художественный руководитель оркестра полковник Евгений Тверетинов вспоминал, что поддержать оркестр штаба Одесского округа приехали консул Украины и военный атташе со свитой. «Естественно, авторитет Украины тут же вырос до небес, музыканты сияли, как начищенные трубы, а мы выглядели, как дети безродные!» – с горечью делился Тверетинов. – А власти Прикамья даже не поблагодарили оркестр за получение самых высоких оценок Запада. И никогда не оказывают нам никакой финансовой помощи. К Шубину подхдишь, он говорит: «Вы же не наши. Вы федерального подчинения». Идёшь к министру культуры – он даёт понять, что мы – военные, идёшь к Орлову, он говорит, что мы – «культура». Они нас не слышат, не воспринимают никак. Но при этом им всем почему-то кажется, что оркестр упакован по полной программе. Хотя у нас даже своего помещения для репетиций нет! Мы на птичьих правах «сидим» на базе ЦК им. Солдатова, отрабатывая аренду бесплатным участием в концертах».
Вот тут-то Борис Мильграм не выдержал: «Что это вы, Евгений Александрович, разбрасываетесь словами? Журналистам только волю дай, они тут же ваши слова о «детях безродных» растиражируют! Какая безродность? Придите ко мне и попроситесь, если хотите числиться при министерстве культуры. Поддержим. Но усидеть на двух стульях не получится. Определяйтесь: либо вы с МЧС, либо с нами! Если оркестр оказался в Министерстве обороны, значит, вы сами этого хотели. А все ваши разговоры о сиротстве специальны и надуманны!..» «Слава богу, – прокомментировал речь министра полковник Тверетинов, – теперь хоть на приём попаду. Мильграм мне это при всех обещал. Раньше я и этого добиться не мог!..»
К слову, деньги на гастроли Пермского губернского военного оркестра выделяют сами организаторы фестиваля в Германии.
Скандал второй. «ДЯГИЛЕВСКИЕ СЕЗОНЫ» ПРОЙДУТ НА УЛИЦЕ?
А в это время ещё один театр военных действий разворачивался в Дягилевской гимназии. Борис Мильграм резко высказался по поводу того, что памятник знаменитому импресарио работы Эрнста Неизвестного до сих пор держится на хранении в помещении гимназии №11. «Я считаю эту историю чудовищной: иметь в городе уникальный памятник, который горожане видели лишь по телевизору, когда его грузили внутрь через разобранную крышу! – возмущению министра нет предела. – Да, Неизвестный создавал монумент для закрытого помещения. Но для какого – вот в чём вопрос! Для пристроя к оперному театру? Но ведь его как не было, так и нет! Как же можно было заказывать скульптуру для несуществующего помещения? Сейчас же бронзовый Дягилев стоит в гимназии, как наказанный: его взгляд упирается в стену. Мы намерены установить памятник на том месте, где планировалось и где установлен камень: на пересечении улиц Сибирской и Луначарского, рядом с домом Дягилева».
Но памятник не выдержит погодных условий и агрессивной внешней среды, считают в гимназии №11. «Вандалы быстро разберут монумент, изготовленный из патинированной бронзы с использованием таких уральских минералов, как агаты, бирюза, изумруды. Или работа Эрнста Неизвестного пострадает от голубей и дождей, – негодует директор гимназии Раиса Зобачева. – Тем более что и сам автор скульптуры в своем завещании отдельной строкой прописал: Дягилева ни в коем случае на улицу не ставить! Помимо прочего, если статую извлекать из помещения гимназии, снова придётся разбирать крышу, ремонтировать полы. На днях гимназию посетили Марат Гельман и представители министерства культуры. На вопрос, куда будут ставить памятник, прозвучал ответ: «Не ваше дело – куда, хоть бы и домой». Вполне возможно, что его могут продать или подарить Гельману на речной вокзал». Все эти доводы директор «Дягилевки» уже изложила уполномоченному по правам человека Татьяне Марголиной.
«Мы готовы придумать какое-то средство, которое позволит сохранить тонкую работу художника, – парируют в министерстве. – Возможно, это будет беседка, возможно, какое-то защитное средство, а может, стеклянный куб». Как сообщил Борис Мильграм, на этот счёт власти собираются консультироваться с итальянскими музейщиками, которые при необходимости умеют сохранять даже пыль. Для этих целей в Италию срочно вылетела пермская делегация специалистов. К решению вопроса, каким образом памятник впишется в ландшафт нового места, министерство планирует привлечь художников и скульпторов.
Скандал третий. ИМПИЧМЕНТ ДЛЯ МИНИСТРА
Третья беда пришла к чиновнику, откуда не ждал. Пермская краевая организация Российского профсоюза работников культуры подала в краевую прокуратуру заявление о незаконном назначении Бориса Мильграма на пост министра культуры. По словам председателя организации Ирины Становкиной, назначение министра было проведено с нарушением закона «О государственной гражданской службе»: «Не был проведён конкурс на замещение вакантной должности, есть такое правило для госслужащих. Заявление стало лишь одним из наших действий. Потому что то, что творится сегодня с учреждениями культуры, нам, профсоюзам и работникам культуры, категорически не нравится! По закону заявление в прокуратуру должно быть рассмотрено в течение месяца».
Сам же краевой министр относится к подобного рода заявлениям достаточно спокойно: «Они боролись со мной, когда я был еще художественным руководителем, но у них ничего не вышло. У них такая установка, в лице руководителя профсоюза, – нужно бороться со всем начальством. Если выяснится, что я был назначен незаконно и это мне позволит вернуться в лоно театра, то сильно расстраиваться не стану. Меня вообще в последнее время удивляет позиция некоторых наших работников культуры. Например, Раисы Зобачевой, директора Дягилевской гимназии, или Галины Захаровой, директора краевого Дома народного творчества. Первая на полном серьёзе заявляет, что ляжет на пороге, когда будут эвакуировать скульптуру Неизвестного, как будто это – её личная собственность. Вторая знает, что её вскоре собираются уволить с занимаемой должности, и поэтому ведёт себя неадекватно. Собирает какието собрания против меня…»
«У нас действительно в прошлую пятницу состоялось собрание общественности по поводу намерений передать здание краевого Дома народного творчества под будущий филиал московского театра, куда мы пригласили наших учредителей, – не спорит директор учреждения Галина Захарова. – Но за пятнадцать минут до его начала нам позвонили и сказали, что г-жа Костина придти не сможет. А г-н Мильграм после публикаций в «ПН» о «прихватизации» нашего ДК всё-таки пошел на попятную и заявил, что филиал «Практики» будет размещён в малом зале ТеатраТеатра и никто на наши помещения не покушается».
Каждая из описанных выше историй, безусловно, сложнее, чем рассказывают участники. У каждой из сторон есть своя правда. Но совершенно точно можно сказать, что министр Борис Мильграм пока не может найти общего языка с представителями культуры, которой управляет.
Текст: Кира Кошкина , «Пермские новости» [2]
Илл. из архива «Иной газеты»
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/vlast-i-politika
[2] https://www.beriki.ru/partnery