Продолжение. Предыдущие части:
Телевидение от «Я» [3]
Телевидение от «Я». В этом идиоте что-то есть [4]
У тебя есть сюжет!? Perpetuum [5]
Езжайте с Богом [6]
Приехали, а также про козлов и Артёма Рахматуллина [7]
После съёмок [8]
НЮАНСЫ
В том-то вся и беда, что даже если все вышеперечисленное ты усвоил и реально готов применить на практике, скорее всего, ничего из этого не выйдет. И не потому, что ты тупой. Или я плохо объяснил.
Количество мелких мелкостей и хитрых хитростей в создании теленовости настолько велико, что они, порой, затмевают собой все остальное.
Примеры посмотрим? Вернее, форматы?
ФОРМАТЫ
Что именно писать? Каким образом? Я имею ввиду не смысловое наполнение, а саму структуру. Что это будет? Что именно ты снял? Сюжет? Перекрывашку? Синхрон с видео? В каком порядке располагать синхроны? Вот об этом стоит поговорить особо.
Существует много способов того, как можно рассказать вашей аудитории что-нибудь новенькое. Я имею в виду, от лица репортера.
Начнем по возрастающей.
ПОДВОДКА
А в международной классификации – cue. Это та информация, что звучит в эфире не более 25 секунд и которую читает ведущий, подводя своих зрителей к авторскому материалу. Теоретически, подводка отвечает на вопросы: «Что? Где? Когда?». Подводку всегда пишет репортер. Это логично, ведь именно ты побывал на месте события и полностью, я надеюсь, представляешь себе то, что происходило вокруг. В подводке, помимо основной соли события, должны быть изложены факты, не вошедшие в основной материал. Если это подводка к прямому включению, когда репортер вещает непосредственно с места события по телефону, то ее приходится писать Ведущему или Редактору.
«Сегодня на улице Красного коня в торжественной обстановке открылся филиал секретной службы. Там сейчас присутствует наш корреспондент Вася Букин…Ээ-ээ, Василий?»… «Да, Оксана, здравствуйте!»
Не может, ну не может начинаться подводка со слов: «Сегодня в мэрии Урюпинска состоялась пресс-конференция…» Это – не новость. Новость именно то, что на этой пресс-конференции рассказали.
Чаще всего подводка начинается с предложения, в составе которого отсутствует глагол. Или наоборот – существительное. Этим достигается «телеграфность» стиля. «Пришел, увидел, победил». «Нет ничего лучше, чем макароны». Зрителя надо зацепить на первую фразу подводки, чтобы ему хотелось узнать, что будет дальше.
ПРЯМОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ
Еще зовется лайвом, от английского live – «вживую». Это короткий рассказ о происходящем на месте. Про филиал на улице Красного коня. Репортер выходит в прямой эфир и отвечает на вопросы ведущего. Бывает, что записывается as live – «как вживую». То есть прямое включение записывается до эфира. Но говорить об этом зрителю не обязательно. А так он все равно не поймет. Текст прямого включения репортер пишет на месте, после чего согласует его с Редактором. Конечно, супер-мега-турбопрофессионалы могут текст и не писать. Но тебе – рекомендую.
Лайв звучит в эфире до минуты. Если говорить дольше, зритель устанет и перестанет слушать. Смотреть-то нечего – только на фото корреспондента. Ну, изредка – на уже снятые картинки события. И совсем редко – на самого репортера. И то, только в том случае, если твоя редакция владеет оборудованием для прямого вещания с места события.
ПОНЧИК
А вот так. Пончик. Dounut. Не совсем понимаю, почему наши западные коллеги зовут этот формат пончиком. Уместней – сэндвичем. Впрочем, называть можно как угодно. Главное, чтобы смысл остался прежним.
Это прямое включение (или записанное заранее), когда репортер, помимо собственного рассказа, привлекает для описания события его участников. Как правило, собеседников двое и репортер, попеременно обращаясь то к одному, то к другому, получает от них разные мнения. То есть, ты стоишь между двумя людьми – вот тебе и сэндвич. Для соблюдения объективности ты должен постараться найти людей с разными точками зрения. Это сложно. И далеко не всегда возможно. Но постараться – надо.
Длительность нахождения этого формата в эфире – самая разная. Все зависит от темы.
ГЛАС НАРОДА
Или vox pop – от латинского vox populi – «глас народа». Это уличный опросник. Твоя задача – набрать 4-6 внятных мнений прохожих. На заданную тему. С простым и четким вопросом. Но при этом надо помнить о том, что бывают они закрытые и открытые.
В идеале, при монтаже эти мнения должны распределиться примерно так: «да, нет, да, нет, да, нет». И еще так: «он, она, он, она, он, она». Или: «молодой, пожилой, молодой, пожилой». А еще: человек смотрит направо, человек смотрит налево. Должно быть чередование.
Имена людей, говорящих в вокс поп, не называются. Не подписываются. Синхроны слишком коротки, чтобы прикрывать их снизу титром – так называемым «напузником». Максимальная суммарная рекомендуемая длительность опроса – не более 25 секунд. Хотя – бывают исключения.
КЛИП
Это такая штука, когда после подводки ведущего сразу идет синхрон какого-нибудь человека. Это, выражаясь фигурально, комментарий данной новости, сделанный человеком, давшим интервью по теме.
В подводке излагаются основные моменты новости, а задача клипа состоит в том, чтобы дополнить ту информацию, которую зритель уже получил. Попросту – авторитетное дополнение. Длительность – до минуты. Но это должна быть ОЧЕНЬ важная тема. ОЧЕНЬ. Как правило, клип не превышает 30 секунд.
ЛЮФТ
Очень нужная штука. Очень. Для чего служит? Для того, чтобы ввести зрителя в сюжет. Баба Маня уже неделю живет в неотапливаемой квартире. Какой может быть люфт? Баба Маня подходит к градуснику, стучит по нему пальцем и говорит что-то вроде: «Вот, уже неделю выше пяти градусов не поднимается!» Отличие от интервью в том, что в нем человек говорит стоя, сидя, в проходке, лежа. Он не отвечает на вопросы. Люфт – это нечто из жизни. То, что баба Маня могла сказать не тебе, тележурналисту, а своей соседке или внучке.
Кочегар кидает в топку лопату угля. Чем не люфт? В комментариях нуждается? Зачем? Действие, звук – все показывает на то, что зрителю показывают кочегарку, а не ресепшн Домодедово.
Однажды, редактируя выпуск новостей «25 канала» (теперь – «Наши Новости», город Березники), я обратил внимание на люфт в начале сюжета одного из стажеров. Сюжет был из разряда «бантиков» - дети нашли средь бела дня в своем дворе раненую летучую мышь. В начале сюжета – этот самый люфт. В фабрике новостей написано: «Мышь пищит». Ну, думаю, пищит и пищит. На эфире – картинка есть, звука нет. Зову репортера Марию Девятерикову: «Что там делает мышь?» «Пищит». Пошли смотреть.
Как мне сразу не пришло в голову, что мышь не может пищать? Вернее, может, только этот писк телеприемники не воспроизводят. Диапазон не тот. Чертова летучая зверюга пищит на ультразвуковой частоте!!! Репортер поднимает полные слез глаза: «Но она пищит!» Надеваю наушники… Действительно. На пределе слышимости, на полной громкости… Мышь пищит… Вернее, хрипит даже.
Будь внимателен. Напиши субтитр. :)
ВСЯЧИНА
Ну, как объяснить. Со временем, когда накопленный опыт согнет твою спину, забьет оперативную и долговременную память в твоей голове, научит тебя жить с единственной мыслью – о работе… Возможно, ты станешь Редактором. Вот тут тебе пригодится знание и этих форматов подачи новостей на ТВ.
Вкратце.
Так называемый two-way. Ведущий берет интервью не у кого-нибудь, а у тебя. Да. Да, у тебя. Ты изучил тему, сделал по ней уже неимоверное количество репортажей, имеешь в голове субъективную, но кое-где претендующую на объективность картину происходящего… Да и вообще, все эксперты отказались прийти в эфир. Остаешься ты.
Такой формат подачи новостей может предоставить аудитории ценную и непредвзятую информацию. Как это ни странно звучит. Он может быть использован для того, чтобы обобщить что-либо. Или чтобы ввести зрителя в курс дела. Бывает так, что репортер – единственный свидетель события от начала и до конца.
Head lines. Top lines. Я уже говорил о них немного раньше. По-газетному – это заголовки. Это самое начало выпуска. Это – анонс. Можно – шпигель. Это – первые строки. Смысл, опять же, не меняется. Это то, что читает ведущий в начале выпуска. Или в подходящие моменты во время программы новостей. По сути - очень краткое и яркое изложение двух или трех новостей с целью привлечь внимание зрителей и заставить их выслушать выпуск до конца.
Tale. «Хвост» по-русски. Проще выражаясь – это анонсы - напоминалки в конце выпуска. «Еще раз кратко напомню вам основные темы выпуска…»
Extra. Экстренное сообщение. В случае, если внезапно узнается нечто очень важное, и ты считаешь, что зрителям необходимо узнать об этом СЕЙЧАС, вы можете прервать любую программу, которая идет в эфире и выйти с экстренным сообщением. Оно должно содержать в себе максимально краткое изложение новости. Ведущий описывает новость и затем говорит примерно следующее: «…более подробно об этом в нашем следующем выпуске новостей сегодня в…»
РЕПОРТАЖ
Вот тут есть о чем поговорить особо. Я злоумышленно оставил это формат «на сладкое».
Это твой формат. Основной. В него входят синхроны, опросы, стэнд-апы, люфты… Куча всего. Оптимальная длительность – 1 минута 40 секунд. В жизни бывает – до 5 минут и больше. Ну, всякое бывает. Остановимся на репортаже подробно.
- ЛЮФТ
- закадр
- СНХ
- закадр
- СНХ
- закадр
- СТЭНД АП
Примерно так, в идеале, выглядит схема построения телесюжета. Можно сделать по-другому. Стэнд ап может быть в середине сюжета. Люфты могут быть в теле сюжета и в конце. Все зависит от уместности. Где-то в репортаже может находиться вокс поп. Опять же, вопрос уместности.
О люфтах уже поговорили. Теперь о стэнд апах.
Что это за штуковина. Думаю, ясно как белый день, что это то, что репортер говорит в кадре. А вот что говорит, как говорит, и, самое основное – зачем говорит…
Теоретически, репортерская стойка используется для того, чтобы репортер рассказал в ней то, что не удалось получить в ходе создания сюжета в виде синхронов или видео. То, что мы знаем, но никто нам не сказал на камеру. Это первая причина сделать стэнд ап.
Вторая причина сделать стэнд ап – ради связки между смысловыми блоками в репортаже. К примеру, переход от проблематики сельского хозяйства к заседанию Правительства по той же теме запросто соединяется именно стэнд апом.
Третья причина сделать стэнд ап – для того, чтобы продемонстрировать зрителю нечто необычное, удивительное. Выделить изюминку. Снимая сюжет про утреннюю дойку коров, можно «отстэндапиться» с автодоилкой. Рассказать и показать, как ее приделывают к корове. Какие процедуры для этого нужно с коровой проделать. Узнать, почему рогатые не пинают доярок. И вообще, ты в курсе, что автодоилка килограммов 15 весит? 99% городского населения этого тоже не знает. В твоих силах подчеркнуть, что труд доярки – ох как непрост. Вот тебе и стэнд ап.
Четвертая причина. Самая редкая. И следствием этой причины является еще одна. Этот стэнд ап ставят в начале репортажа.
Это самый вожделенный стэнд ап для многих, особенно начинающих журналистов. Да и, что душой-то кривить, не начинающих тоже. «За моей спиной…» Догадался? Ага, за твоей спиной самолет врезался в здание WTC. Или бушует мощный пожар. Или еще что-нибудь серьезное. Но запомни! Такой стэнд ап делается не ради того, чтобы показать твое напыщенное лицо, а ради того, чтобы зритель понял – вы там были. Не ты. Вы, новости. Команда, которая работает для зрителя.
Игровые стэнд апы – это еще один, правда, несколько выбивающийся из формата стандартных новостей, повод показать себя красивого. Это такая форма стэнд апа, когда репортер либо примеряет на себя другую профессию (долбит отбойным молотком асфальт и попутно рассказывает о том, что делает), либо в процессе стэнд апа идет из одного интерьера в другой, либо… Вариантов тьма. И опять же, в силу вступает вопрос уместности такой репортерской стойки. В принципе, этот вид стэнд апа – не для новостей. Вспомни «Намедни» Леонида Парфенова. Вот там такие стэнд апы смотрятся сказочно красиво и уместно.
О закадровых читках или текстах. Первый кусок текста в репортаже – очень важная, практически определяющая его часть. Будет смотреть дальше зритель этот сюжет или нет – зависит от первого закадровика.
Сколько людей, столько и мнений, но я придерживаюсь следующего.
Первая читка – это «песнь акына». Буквально: текст описывает происходящее на картинке. Если продолжать пример с бабой Маней… Сразу после люфта с градусником может быть примерно такой текст: «Баба Маня уже вторую неделю живет на кухне рядом с газовой плитой. Постоянно греет руки и пьет горячий чай. Спать приходится под тремя одеялами. В валенках. Но самое обидное, говорит женщина, что все ее цветы замерзли. В первую очередь – очень редкие южные виды…»
Это так, в порядке бреда. Но логика сохранена. Какая картинка будет на этой читке? Какой синхрон бабы Мани пойдет за этой читкой? Верно – видео должно соответствовать смысловой нагрузке текста, а СНХ должно быть про цветы и нелегкую судьбу старушки.
Что может быть дальше? Опять же, следуя формальной логике и в порядке бреда, в следующей читке можно рассказать о причинах такого коммунального кошмарища у бедной бабы Мани. И о том, что баба Маня стерла валенки в поисках правды в различных инстанциях. Синхрон? «Уж я просила-просила, уж я писала-писала… А ничегошеньки не случилось. Так, видать, на старости лет и помру – в холоде».
Дальше? Дальше чиновник оправдывающийся. Или соседи-доброхоты, бабушке помогающие, кто чем может. Ну, к примеру, сцена на лестничной клетке: «Баб Мань, пошли к нам сегодня ночевать. У нас тепло!»
А если чиновники отказались помогать бабе Мане, то об этом стэнд ап можно записать на фоне коридоров власти. Что, мол, вот так и так... Негодяи какие!
Какими должны быть читки и синхроны. Читка – это твоя отсебятина, в которой ты излагаешь историю. Всю ее суть. Лаконично. Понятно. Доступным языком. Короткими предложениями. Каждая читка так выстроена логически, чтобы подвести зрителя к следующему синхрону. Длительность читки – порядка 20 секунд. Максимум.
Синхрон должен быть не только коротким и внятным, но и интересным. Сравни: «В этом году мы намолотили 1000 тонн ржи, 2000 тонн пшена, собрали картофеля 10 тысяч тонн…» Или. «Небывалый урожай. Небывалый. С тех площадей, что мы засеваем нашими культурами, мы больше пяти сотен центнеров с гектара ни в жисть не получали. А тут!!!» В чем разница? Да в том, что в синхроне человек должен проявить себя эмоционально. Сухую цифирь ты можешь озвучить в читке. А интервьюируемый должен быть живым человеком. Он должен радоваться и печалиться. Гордиться и стыдиться. Ругаться и благодарить. Он должен высказывать мнение и свое личное отношение к исследуемой тобой проблеме. А все остальное, типа «сколько тонн клевера с каждой курицы-несушки…» рассказать – твоя задача. И рассказать интересно, заметь.
Маленький нюанс. Если у тебя в синхроне говорит человек, облеченный немыслимой властью, то его обещания, его цифры можно взять. Потому что не ты их в читке пообещаешь зрителю, а он. А это важно. Особенно, если он врет. Ну, это может оказаться впоследствии.
Но это все лирика. Если по временным параметрам, то в идеале репортаж должен иметь хронометраж от минуты сорока секунд до двух минут пятнадцати секунд. Если меньше, то промелькнувшее по экрану «нечто» будет, скорее всего, куцо, недоделано и неинтересно. Если гораздо больше – материал будет перегружен синхронами, читками и прочими составляющими сюжета.
Математика простая. Люфт – 6 секунд. Первая читка – 20 секунд. Первый синхрон -15 секунд. Вторая читка – 20 секунд. Снова синхрон – 15. Опять читка. Опрос. Стэнд ап. Секунд тоже 15-20. Вот тебе и две минуты.
КАК ПИСАТЬ
В двух словах буквально. Все уже обсудили так-то. Но кое-что хочу пояснить. Язык репортажа – лаконичный и сухой. Это в идеале. Это свойство достигается особым образом. Нам нельзя использовать прилагательные. Вернее, нам необходимо стараться их не использовать. Они чересчур оценочны. Все слова, отвечающие на вопрос «какой» - в сад. По возможности. В принципе, весь текст должен выглядеть как легендарное предложение, состоящее только из сказуемых. «Послали купить выпить, поскользнулся, упал, разбил, убили» :)
Да, кстати… «Время покажет», «стихия бушует» и это… Как его? А, «очевидно, что».
Задуши себя сам. Пока Редактор не увидел.
Объясню позже.
Продолжение следует.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/spetsialnye-prilozheniya/shkola-luchnikova
[2] https://www.beriki.ru/author/aleksandr-shestakov
[3] https://www.beriki.ru/2009/02/15/televidenie-ot-ya
[4] https://www.beriki.ru/2009/02/22/televidenie-ot-ya-v-etom-idiote-chto-est
[5] https://www.beriki.ru/2009/03/01/u-tebya-est-syuzhet-perpetuum
[6] https://www.beriki.ru/2009/03/08/ezzhaite-s-bogom
[7] https://www.beriki.ru/2009/03/15/priekhali-takzhe-pro-kozlov-i-artema-rakhmatullina
[8] https://www.beriki.ru/2009/03/22/posle-semok