За четыре года Минобрнауки РФ обещает перевести российское образование на международные стандарты, в результате чего в стране может остаться лишь 20% существующих вузов. Соответствующий проект до конца сентября будет внесен в Совет по развитию нацпроектов при Президенте РФ. Сегодня в стране насчитывается 1108 вузов. Из них, по словам министра Андрея Фурсенко, жестким критериям вузов соответствуют лишь 150-200 учебных заведений и только 50 университетов. «Многие вузы сегодня выполняют лишь роль «социального лифта», – заявил глава Минобрнауки. – Выпускники получают «корочки», между тем, их реальные знания не соответствуют современным требованиям рынка».
Напомним, что в 2003 году Россия присоединилась к Болонской декларации, предполагающей унифицированные подходы к системе европейского высшего образования, что позволяет свободный обмен преподавателей и студентов, признание дипломов разных стран и возможности трудоустройства за рубежом. Оценить предполагаемые нововведения, как и то, чем они могут обернуться для Березников, мы попросили представителей высшего образования нашего города.
Андрей ТИМОХИН, директор Березниковского филиала ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»:
Количество и вузов, и студентов за последние годы возросло в разы. Сам по себе этот факт, скорее, положительный. Хотя по количеству студентов на 10 000 населения мы еще уступаем США. В Японии вообще всерьез обсуждают возможность всеобщего высшего образования. Это мировая тенденция – мы ведь тоже хотим, чтобы в России поскорее сформировался тот самый средний класс, одной из характеристик которого является наличие высшего образования.
Другое дело, что рынок высшего образования у нас по-настоящему только создается. В бурные 90-е здесь попросту царила анархия. Диплом о высшем образовании предлагали по сходной цене в любом селе, где электричество-то появилось пару десятилетий назад. Трудно, например, отнести к вузовским центрам деревню Тохтуево, где уже несколько лет «лепит» специалистов с высшим образованием некое отделение иногороднего негосударственного вуза. Увы, подобные примеры есть и в Березниках.
Но вот, наконец-то, государство всерьез взялось за наведение порядка. Уже есть конкретные решения. Так, в Госдуму РФ внесены поправки в Административный Кодекс, предусматривающие серьезную ответственность за ведение образовательной деятельности без лицензии, выдачу дипломов без госаккредитации, организацию учебного процесса в представительствах. И в этой работе есть союзник – Его Величество Работодатель, которому давно не нужны просто «корочки», а нужны реальные знания!
Сейчас главное – очистить рынок от тех, кого деликатно называют «коммерческими вузами», тогда количество вузов резко убавится. Что же касается университетов, то министр Фурсенко слегка лукавит, потому что огромное количество университетов появилось как раз во исполнение норм, заложенных в Законе «О высшем образовании», где под критерии университета подходил любой провинциальный педагогический институт – вот все и поспешили быстро «подрасти». Так что чиновники просто исправляют ошибку, которую когда-то совершили.
Главное сейчас – очистить рынок от «однодневок» и создать эффективную государственную систему контроля за качеством образования. Для небольших городов, подобных Березникам – это вообще вопрос выживания: не будет здесь приличных вузов уровня Пермского «политеха», классического университета, или УрГЭУ-СИНХ, все сколько-нибудь толковые ребята будут уезжать. Что тогда будет с нашей экономикой? А желающих учиться в родном городе предостаточно: хороший набор студентов в этом году тому подтверждение.
Николай УЗЛОВ, завкафедрой психологии ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»:
Мы изо всех сил стремимся в Болонский процесс, ломая свое, бывшее лучшим в мире образование. Я не думаю, что кто-нибудь уехавший на работу в Америку или Европу недоволен полученным в России образованием (инженеры, программисты). Раз уж ситуация развивается в сторону ужесточения, то сокращением надо грамотно управлять, создавать правовую базу, а не резать «по-живому». Например, поднимать статус средне-специального образования по схеме «техникум = колледж», где, как в США, могут преподавать университетские профессора, ученые, а не делать из них «отстойники для недоумков».
ОПРОС НАРОДА:
Опрос Исследовательского центра портала SuperJob.ru, проведенный среди 2 500 респондентов в семи федеральных округах показал, что большинство опрошенных положительно отнеслись к предложению министра образования Андрея Фурсенко.
Мотивы:
1. Качество образования будет только расти
2. Лучше один хороший институт, чем двести плохих
3. Наконец-то, рынок насытится представителями рабочих специальностей, которых так не хватает.
Негативно восприняли известие о возможном сокращении количества вузов 43% опрошенных.
Мотивы:
1. Предполагаемая мера все равно не решит проблемы качества образования.
2. Неужели мы все будем токарями и слесарями? Как мотивировать детей на хорошую учебу?
3. Из-за сокращения вузов произойдет еще большее расслоение общества. Теперь в вузах будут учиться только дети олигархов.
Лариса ЛЯХОВА, завкафедрой общенаучных дисциплин филиала ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»:
По моему мнению, 120 вузов на такую огромную страну явно недостаточно. В состав РФ входит более 80 субъектов, получается, по 1-2 вуза на каждый субъект. Можете себе представить Москву, Санкт-Петербург, республики в составе России с одним - двумя высшими учебными заведениями? Ограничение количества вузов ущемит граждан в их конституционном праве на высшее образование.
Вместе с этим, нельзя не обратить внимание на огромное количество представительств и филиалов у некоторых вузов. Может стоить начать сокращение с них? Представляется правильным довериться законам рынка. Попытка искусственно регулировать эти процессы, скорее всего, не будет успешной и может вызвать негативные социальные последствия.
Олег КОСВИНЦЕВ, директор Березниковского филиала ГОУ ВПО «Пермский государственный технический университет»:
По поводу реформы высшего образования не может быть единого мнения, есть плюсы, есть минусы. С одной стороны в стране большое количество вузов (вместе с филиалами), с другой – сокращается количество абитуриентов. Третья проблема: отток абитуриентов с учебных заведений среднего и начального профессионального образования. Можно отчасти решить эту проблему, ставя искусственные барьеры для выхода на новый уровень образования.
Хорошо это или плохо? Я боюсь, что мы «подрежем» все то, что сумели накопить в нашей системе высшего образования за все предшествующие десятилетия. Кстати, именно в тяжелые 90-е годы она сумела выжить благодаря запасу прочности, сформированному в советские годы. У каждого российского региона свои задачи, проблемы и интересы. Поэтому в каждом городе и в каждой территории лучше видно, в какую сторону развивать высшее образование, так как более понятен социальный заказ. В таких городах, как Березники наличие системы высшего образования – один из факторов повышения привлекательности города, притока сюда молодежи и, конечно же, стимул здесь остаться.
Хотя я считаю чем-то фантастическим предположение, что Березники останутся совсем без филиалов. Те вузы, которые десятилетиями доказывают право на существование, свою актуальность и значимость для экономики города останутся. Судьба учебных заведений, созданных 10-15 лет назад, может действительно оказаться под вопросом.
Термин Фурсенко «социальный лифт» я не стал бы абсолютно опровергать. Но такое явление есть во всех системах образования, не только в российской. Мы все равно постепенно переходим от модели образования «на всю жизнь» к модели образования «в течение всей жизни». Иными словами, человек имеет право переквалифицироваться, когда в этом есть необходимость. Нередко получается, что люди, получившие определенную специальность в вузе, работают и очень неплохо в другой сфере, опираясь на ранее полученный образовательный опыт.
Преподаватели нашего филиала имели возможность познакомиться с опытом работы вузов других стран, и все констатируют одно: ни одна из европейских стран не рвется ломать свою систему образования только потому, что они подписали Болонскую декларацию. Болонский процесс направлен на то, чтобы скоординировать образовательные системы всех европейских стран, но это не значит, что это нужно сделать завтра, сломав собственную систему сейчас. Я сторонник не революционного, а эволюционного пути реформ.
Татьяна СТАРОДВОРСКАЯ, начальник отдела научно-технической информации филиала ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»:
Считаю, что в вопросе оптимизации вузов необходимо проявлять умеренный пессимизм. К сожалению, протесты и несогласие с проводимыми в стране реформами в образовании, навязываемыми регионам государственной политикой, не оказывают влияние на их ход. Парадокс: с одной стороны государство передает значительное число полномочий по формированию социально-экономической жизни регионам, с другой навязывает кардинальные изменения в сфере высшего образования, не задумываясь об уже сложившихся образовательных связях «центр-глубинка», на налаживание которых потрачено немало средств и времени.
Можно понять ликвидацию представительств вузов, которые провели удачную интервенцию на чужую территорию и отобрали студентов у местных вузов. Достаточно отправить на родину филиалы из других регионов (как это делается в Свердловской области) и мы снизим проблему качества высшего образования.
Но чем плохи филиалы вузов своего региона? Какой преподаватель более доступен Березниковскому студенту – пермский или какой-нибудь «бургский»? Кроме того, наш професорско-преподавательский состав работает по научным направлениям, связанным с деятельностью предприятий города, выполняет их заказ. Без местной науки не обойдется ни одна компания. Слишком усердная оптимизация приведет к созданию локального научно-образовательного пространства на базе крупных центров, что географически отсечет от образовательного развития точки экономического роста. Очевидно, нашему городу нельзя идти на поводу очередной непродуманной акции.
ОТ РЕДАКЦИИ:
Повышение качества высшего образования, признание российских дипломов за рубежом, без сомнения, дела благие. Открытым остается вопрос о доступности высшего образования для молодых россиян в свете предлагаемых реформ. Не секрет, что уже сегодня «вышка» становится уделом избранных (прежде всего в финансовом плане). Не стоит надеяться, что сокращение числа вузов будет сопровождаться увеличением количества бюджетных мест: одним из постулатов реформ, как раз и значится сокращение бюджетных затрат на сферу образования. Неплохо было бы законодателям при обсуждении данного проекта предусмотреть этот момент. Если уж мы ориентируемся на западные страны, то можно заметить, что в престижных университетах США и Великобритании действуют квоты на обучение одаренных студентов из малообеспеченных семей за счет тех, кто платит. Иначе собственных «Ньютонов» можно и потерять.
Текст: Ольга Ерёменко, <березниковская независимая газета “Неделя.RU” [2]
Илл.: Неделя.RU
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/sotsium
[2] https://www.beriki.ru/partnery/gazeta-nedelyaru