ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.
Трудно в полной мере оценить вред, нанесённый березниковскому медиа-пространству и березниковскому медиа-сообществу, деятельностью «Уралкалия» и его калийного пула. Не в плане, разумеется, разработки полезных ископаемых под городом и даже не захватом политической власти, а именно деятельностью в связи и по поводу информационного пространства.
Самый малый из ущербов – подрыв рынка спамом, бесплатными газетами в каждый ящик. Для производителей и продавцов не бывает хуже ситуации, когда потребитель привыкает к бесплатному получению продукта. Информационного продукта это касается в самой значительной степени, поскольку информационная искушённость потребителей, готовность потребителей платить деньги за более качественный, в сравнении с бесплатным, товар, напрямую связаны с образованностью, интеллектуальным развитием человека. Которые определяются совершенно независящими от производителей информации факторами.
Только то, что на самом деле в перспективе вся печатная пресса вынуждена будет стать бесплатной (как бесплатны Интернет и телевидение. Относительно бесплатны, конечно), позволяет назвать нанесённый ущерб «самым малым». По сути, калийный пул просто ускорил в березниковской локации общемировую тенденцию. Однако это ускорение лишило березниковские СМИ ещё пяти или десяти лет спокойного, инерционного развития по старым правилам, когда хочешь информацию – хотя бы подпишись. И обратный ход уже едва ли возможен (забавно, что именно калийный пул первым же и вкусил результаты тотального спамирования Березников), если потребитель привык получать бесплатно, подписываться за деньги его заставит только очень большая нужда. Или рекламная кампания с такими затратами и так эффективно организованная, что проще всех березниковцев в Соликамск переселить. Т.е., конечно, возможно, невозможного вообще не бывает, но настолько хлопотно, что в практической плоскости даже рассматривать неинтересно. Фантастика, что называется, на другой полке.
Кроме того это ускорение всемирно-исторического процесса, как всякое подобное насильственное ускорение, произошло не на подготовленной почве и не позволило развиться в Березниках качественной прессе, подрубив экономические основы для такого развития. Т.е., развивайся медиа-пространство своим чередом, качество березниковской прессы неуклонно бы повышалось – благодаря конкуренции за читателя, который платил бы за то, что более качественно, и не платил бы за менее качественный товар – и, когда пришла бы пора, бесплатно распространялась бы именно качественная пресса, другой бы просто не было. Выброшенный на информационный рынок низкопробный продукт «Уралкалия» планку качества уронил и уронил насмерть – качество издания полностью перестало быть конкурентным фактором. Сейчас возрождение конкуренции качества на информационном поле Березников стало возможным только в интернет-пространстве (и эту конкуренцию калийный пул беспощадно проигрывает), и потому лишь, что в Сети производство информационного продукта и доставка его до потребителя не отягощены чрезмерными накладными расходами (например, на бумагу, помещения и почтальонов), всё равно как на испеченный заботливыми материнскими руками пирог требовалось столько же муки, сколько на миллион буханок хлебозаводского производства. Или тысяча человек могла выбирать между пельменями машинной лепки и пельменями лепки ручной, домашней. Чистая экономика, словом.
Но Интернет ещё не стал в Березниках доминирующим способом распространения информации (хотя год-два, не более, и уже можно будет об этом говорить), а в печатной прессе качество продукта, повторю, не имеет конкурентного значения уже. Поэтому, говоря о результатах деятельности «Уралкалия» на нашем медиа-пространстве, это, хотя и малый, а всё-таки ущерб.
Другой, нанесённый калийным пулом, информационной политикой «Уралкалия», режимом БХ, ущерб Березниковскому медиа-пространству, имеет гораздо более серьёзное значение. Это – ущерб профессионального характера. Даже если оставить в стороне травмы, полученные и без того неустойчивыми психически медийщиками (поощрение доносительства и шпиономании, насаждение атмосферы низкопоклонства, внедрение поведенческих стереотипов «свой – чужой», культивирование нищенского положения работников, при котором определяющим мотивом поведения является страх голода и «умри ты сегодня, а я завтра», на фоне морального разложения… впрочем, ладно вопросы морали оставим святым, и т.д.), даже если не трогать подмену критериев качества (и, соответственно, успешности) работников критериями лояльности, личной преданности и «идеологической» (именно так – в кавычках, в виду отсутствия в калйном пуле осознанной идеологии) совместимости (а подобная подмена тоже непременно сказывается на качестве продукта), даже если не обсуждать допустимость выпуска низкокачественного продукта (это снижает общую требовательность к себе всех производителей), ущерб велик.
Этот ущерб состоит в превращении журналистики в пропаганду. Речь не только о том, что вся продукция калийного пула отчётливо пахнет пропагандой и является ничем иным, как пропагандой. Речь о том, что на пропаганду начинает походить и вся журналистика. Более того, на любую журналистику сразу вешается пропагандистский ярлык, вся журналистика начинает восприниматься через призму пропаганды. И не только теми, кто потребляет продукт (неважно, нравится он им или нет), а и теми, кто его производит.Потребители, понятно, начинают оценивать информационные продукты с точки зрения «за» или «против». Реакция, понятно, разная, но всё равно – «за» или «против». Оно возникает потому, что Березники – вследствие политики режима БХ, в первую очередь – информационной её составляющей - чётко и твёрдо разделены на «мы» и «они», и даже неопределившиеся со своей стороной баррикады, или нежелающие (пока не припекло) вмешиваться в чужую (пока) свару, прекрасно осознают это разделение.
В Березниках образовалось Великое Противостояние.
И это чёрно-белое мышление мешает адекватной оценке потребителями информации. «А, опять ругают… Ну, они нас всегда ругают, не обращай внимания». «А, опять хвалятся… Ну, они всегда хвалятся, не обращай внимания». Информационный продукт лишается самой важной своей составляющей – внимания и интереса. И, соответственно, эффекта. Прежде всего – коммуникационного эффекта. Чем заканчивается отсутствие коммуникации между двумя недовольными людьми (а в нашем случае – между властью, режимом БХ, калийным режимом, управителями и массой березниковского населения), понятно. Для озлобленных «беспрестанными нападками» ИнГи и, соответственно, не внемлющих справедливости критики калийных и чиновных читателей поясним на пальцах: мордобоем кончается. Как на чей, а на наш вкус в мордобое победителей не бывает.
Сами же производители информационного продукта, которых разделение на «мы» и «они» (причём именно стараниями режима БХ) коснулось гораздо сильнее, нежели березниковские массы в целом, производят означенный продукт с ещё большей оглядкой. Оглядкой не на информационную ценность и качество, а на соответствие «их» и «нашим» интересам. Любая, совершенно любая информация идёт кому-то на пользу, а кому-то во вред (любая статья кому-то выгодна, а кому-то невыгодна). Но производитель информации может пользу снизить, а вред усилить, если он этого желает. Если он НЕ непредвзят. Или даже если он хотя бы чуть-чуть не блюдет непредвзятость (а соблюдать непредвзятость это тоже – труд, человеку непредвзятость несвойственна).
Политика же режима БХ, калийного режима, «Уралкалия» не только не способствует непредвзятости, а прямо стимулирует предвзятость производителей информации. И не только среди работников калийного пула, с этими всё просто и примитивно, а и среди тех, кто к калийному пулу не относится. Одна мысль в загашнике журналистского сознания (и без того не обременённого во многих случаях профессиональным мастерством, результат падения качества), что «это будет наездом», «это будет воспринято как наезд», «на это слово обидятся», одно это уже мешает изготовлению полноценного продукта. «Это будет воспринято, как наезд, но я не хочу ссориться, дай-ка я про это не стану ничего делать» или «Это будет воспринято, как наезд, но не напишу – решат, что струсил, так я ещё и усилю» - разница невелика. А если учесть, что любая «антикалийская» пропаганда сама по себе в наших условиях пользуется успехом, то это и вовсе открывает простор для некачественной продукции. Некачественной с профессиональной точки зрения.
Совсем недавний пример - статья Последствия Аварии на Первом разгребают дети [3]. Некачественная журналистская работа. На важную тему. Тема не воспринята потребителями иначе, как в плане Великого Березниковского Противостояния. Но и сработана она некачественно именно потому, что играла на Противостоянии. Но будь она сработана качественно, она всё равно бы воспринималась как эпизод Противостояния (что снижает ценность её разработки для профессионалов). Это только один, под-руку-подвернувшийся пример.
Когда гремят трубы, музы молчат. Когда идёт война, журналистика становится оружием и… перестаёт быть журналистикой. Калийный режим, режим БХ, «Уралкалий», учинивший в Березниках Великое Противостояние, создавший в Березниках ощущение оккупированной территории, нанёс березниковской журналистике, брезниковскому медиа-пространству, березниковскому медиа-сообществу ущерб, который трудно оценить в полной мере. Не зря, ведь, на приснопамятной, помпезно открытой выставке в музее по случаю 90-летия газеты «Березниковский рабочий» на стендах отсутствовало всё последнее десятилетие. Судя по выставке, с наступлением калийного режима газета умерла, осталась лишь в давней истории. А насколько уж точно продлевать давнюю историю – до 95-го, до 98-го или 2002-го – уже неважно. Как неважно, по большому счёту, в каком именно году рухнула Древнеримская империя или закончились Средние века. Конечно, то же сказать о березниковской журналистике вообще (а не одном БР), нельзя, но ущерб нанесён значительный. Очень значительный.
Правда, это не значит, что нормальная = качественная журналистика в Березниках стала невозможна в принципе и (или) не имеет никаких перспектив. Однако это тема совсем иного разговора.
Текст: Александр Наковальня, Андрей Лучников
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/spetsialnye-prilozheniya/shkola-luchnikova
[2] https://www.beriki.ru/author/andrei-luchnikov
[3] https://www.beriki.ru/2008/08/15/posledstviya-avarii-na-pervom-razgrebayut-deti