На этой неделе мы вновь вспоминали о ГКЧП. Для молодых расшифруем: первый президент СССР М. Горбачев был заблокирован на даче в Форосе, а самопровозглашенный Государственный комитет по чрезвычайному положению пытался сохранить разваливающийся и разваливаемый Союз.
О тех днях в Березниках, вспоминает наш читатель Юрий Прибытков:
- 19 августа началось с трансляции по радио и ТВ балета «Лебединое озеро». О создании ГКЧП депутаты городского Совета народных депутатов узнали днем 19 августа из сухого официального сообщения ТАСС. Другой информации не было, а из музыки Чайковского, разумеется, понять, что все же происходит в Москве, было трудно.
Чтобы это понять была задействована любительская радиостанция в пионерлагере «Ракета» БРУ-1, которой руководил электромеханик участка №7 рудника Владимир Герцев. Именно он первым в Березниках сумел принять 19 августа передачи ушедшего в подполье «Радио России» и ретранслировать их на Сибирь и Дальний Восток. Именно благодаря Владимиру Ивановичу и березниковцы могли услышать заявление Ельцина-Хасбулатова-Силаева, их призывы придти на помощь российским властям и к всесоюзной забастовке. На следующий день во время заседания экстренной сессии горсовета в зале появился взволнованный корреспондент газеты «Березниковский рабочий» Владимир Узких: «Запрещена работа радиостанции».
Председатель городского совета Юрий Зайнуллин предложил немедленно разобраться в том, кто дал указание о прекращении работы радиостанции? Начальник ОВД Юрий Брагин отверг все подозрения в свой адрес, а начальник городского отдела КГБ Борис Звягин прямо заявил: «Радиостанция любительская. Она имеет официальное разрешение на выход в эфир. Запретить ее работу может только инспекция по радиосвязи». Вскоре выяснилось: запретить работу радиостанции распорядился директор БРУ-1 Владимир Кравцов, который позже так объяснял свое решение: «Неизвестно, какая ситуация в стране. Рация выходит на зарубежную аудиторию, поэтому я и дал указание на временный запрет ее работы». Трудно сказать: лукавил Владимир Иванович или искренне радел за имидж страны перед западными радиослушателями.
Но в конце августа 1991-го депутатам-демократам доводы директора показались неубедительными. К этому времени Ельцин уже запретил компартию России, кабинеты горкома КПСС были опечатаны. В Березниках началась «охота на ведьм» и вопрос: где вы были 19-21 августа, зазвучал с особой актуальностью. Не удивительно, что 27 августа президиум горсовета принимает решение №29/3, в котором предлагает прокурору г. Березники расследовать законность действий директора БРУ-1. Расследование, кстати, так проведено и не было. Поступок другого Владимира Ивановича - Герцева также не был по достоинству оценен отцами города. Только в приказе генерального директора ПО «Уралкалий» Александра Поликши говорилось: «За истинно гражданскую позицию наградить электромеханика Герцева В.И. денежной премией в сумме 200 рублей». А в 1993 году Владимир Кравцов был избран депутатом Государственной Думы РФ первого созыва взамен расстрелянного Ельциным хасбулатовского Верховного Совета. Вот они, метаморфозы российской политики!
Текст: березниковская газета “Неделя.RU” [2]
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/spetsialnye-prilozheniya/istoriya
[2] https://www.beriki.ru/partnery/gazeta-nedelyaru