Как известно, в России две беды, а Березники – неотъемлемая часть России. Но, почему, когда из благих побуждений у нас пытаются решить дорожную проблему, обостряются другие... Похоже, в дураках, в очередной раз оказались мы, березниковцы, – пассажиры и пешеходы, перевозчики и даже владельцы коммерческих объектов. Эта глубокая мысль одолевает меня уже месяц, в течение которого значительный участок улицы Юбилейной закрыт на ремонт.
БОРДЮРЫ В АЖУРЕ
Большое и нужное дело началось с мелких, но досадных неприятностей. Засучив рукава, дорожные строители в оранжевых жилетках начали с усердием прокладывать узкие канавы вдоль перекрытой улицы для особо прочного бортового камня. Раз бордюр – вещь необходимая, то ничто не может быть помехой его появлению. Жертвой пала и старательно выложенная тротуарная плитка у расположенных вдоль дороги магазинов, банков, аптек…
По словам Андрея Белоконя, директора ведущего ремонт дороги ДРСУ ОАО "Пермавтодор", восстанавливать ее предприниматели будут уже за свой счет: "Потому что данная процедура не относится к проекту дороги, а частникам заранее было дано предписание".
– У нашего офиса была снесена автостоянка, бордюр и повреждена тротуарная плитка, – говорит представитель одного из банков, расположенного на этом участке Юбилейной. – Причем, совершенно неожиданно – об этом нас не предупреждали ни устно, ни письменно.
Так что клиентов начавшийся ремонт коммерсантам пораспугал, зато убытков – прибавил. В том числе и потому, что пешеходам прыгание по хлипким мосткам удовольствия от прогулок по Юбилейной не добавило, и они предпочитают обходить этот участок улицы – со всеми его витринами-магазинами – стороной.
БУТЫЛОЧНОЕ ГОРЛЫШКО
Но поломанная плитка – лишь малая часть беды. Вслед за бизнесменами, за головы схватились автомобилисты. После 23 июня транспорт ринулся в объезд – по Парижской Коммуне и Пятилетке, образовав там дотоле почти неведомые Березникам пробки.
Так, все троллейбусные маршруты в Березниках сегодня проходят исключительно через Пятилетку. Ведь "троллейбусизация" Парижской Коммуны, о чем мэрия еще много лет назад рассказывала березниковцам, так и остается на бумаге.
Головной боли добавилось и владельцам маршрутных такси. "Затраты на бензин увеличились, – сокрушается предприниматель Сергей Мальцев. – Мало того, объездная дорога через Ломоносова – вся никакая: в буграх и ямах, еще и пробки появились, а это – стопроцентно аварийная ситуация".
Узким горлышком бутылки стал перекресток улиц Пятилетки и Свердлова, куда ринулся основной поток машин с Юбилейной. Здесь в часы пик за месяц ремонта на Юбилейной случилось уже не одно ДТП. В конце прошлой недели ваш корреспондент стал свидетелем аварии с участием свадебного кортежа! Памятные даты, конечно, предполагают насыщенную незабываемую программу, но о таком экстриме молодожены вряд ли мечтали!
НО ХОТЕЛИ-ТО, КАК ЛУЧШЕ
Казалось бы – почему бы такую широкую улицу, как Юбилейная, не ремонтировать частями, оставив движение на половине дороги?
– Именно такой вариант и обсуждался на первом заседании комиссии по безопасности дорожного движения в присутствии представителей "Службы благоустройства", ГИБДД, перевозчиков, – отвечает на вопрос "Недели.ru" заместитель начальника Управления городского хозяйства Максим Кривощеков. – Подрядчики на первом заседании отсутствовали. Однако на втором заседании – вместе с подрядчиками – выяснилось, что после фрезерования старого покрытия обнажилась дорожная одежда с обеих сторон данного участка Юбилейной. Покрытие оказалось неравномерным, появился мелкий щебень. Останься дорога открытой – она была бы окончательно разбита.
Тогда вполне логично возникает другой вопрос: зачем нужно было сразу срезать весь асфальт, создавая такую проблемную ситуацию?
– Машина, предназначенная для срезки асфальта, – отвечает Максим Кривощеков, – очень дорогостоящая, к тому же, одна на весь край. Поэтому и закрыли весь участок дороги.
Не поверите, но редакция "Недели.ru", похоже, нашла, как минимум, одного березниковца, которому ремонт на Юбилейной не шибко досаждает.
– А кто вам сказал, что ДТП на перекрестке Пятилетки-Свердлова участились? – искренне удивляется инспектор дорожного надзора ГИБДД Сергей Башкирцев. – Ремонт на Юбилейной никоим образом не повлиял на движение. А то, что пробки, так они были и в мае…
"Наверное, инспектор Башкирцев на работу по другой дороге ездит, – решили мы всей редакцией. – Поэтому и не видит, как июльским утром или вечером вереницей аж до здания суда выстраиваются десятка полтора троллейбусов. "Рогатые" терпеливо ждут, когда из-за очередного "поцелуя" на перекрестке затор будет ликвидирован".
– В день из-за этого ремонта мы теряем порядка 30 тысяч рублей, – комментирует директор МУ "Троллейбусное управление" Леонид Жуланов. – То есть почти миллион за месяц дорожного ремонта».
Кроме простоев в пробках, это и ужесточившаяся конкурентная борьба, в которой неповоротливые троллейбусы вчистую проигрывают юрким "тэшкам"-пираньям, выхватывающим у них пассажиров прямо из-под носа. Вот так благое дело аукнулось потерей миллиона для БТУ. Учитывая, что дотационное троллейбусное управление и так съедает в год примерно по 10 миллионов из городской казны, то этот миллион троллейбусникам никак бы не помешал.
ПРЕКРАСНОЕ НЕДАЛЁКО
Что ж, чего только не сделаешь во благо родного города. Главное, чтобы качественно и надолго. Если память не изменяет, года два назад на этом же участке улицы Юбилейной уже укатывали под асфальт бюджетные, а, значит, наши с вами, миллионы рублей… Сегодня другие строители вновь осваивают немалую казенную денежку – более 34 миллионов рублей.
Нынешние дорожные строители – как на подбор — выходцы из южных стран ближнего зарубежья. Загорелые от рождения ребята-гастарбайтеры, хотя "академиев" и не заканчивали, зато недорогие и неприхотливые.
Прогуливаясь в начале июля в разгар рабочего дня, мы насчитали аж пятерых(!) работяг в оранжевых жилетах на всем полукилометровом участке работ. Двое сидят на бордюре, еще трое – лениво перебрасываются парой слов. Хотя нет, вон, за рулем синей "семерки", еще один дядя в оранжевой жилетке волочит три доски, привязав их к багажнику, – малая механизация в действии! Большая техника – замерла под палящими лучами солнца.
Естественно, что мы начали переживать: а успеют ли построить дорогу к заявленному сроку?! Как нас успокоил директор МУП "Служба благоустройства" Дмитрий Давыдов, курирующий дорожные работы, подрядчик обязуется сдать объект в срок или даже раньше, то есть 2 августа. Все работы идут согласно графику.
И зажмурив глаза, мы постарались представить, как всего через десять дней откроется нашему взору ровнехонький, уложенный в три слоя асфальт, отремонтированные тротуары, ограждения, урны, навороченные светофоры и особо прочный бордюр! Все, что и было заявлено в проекте дороги. Открываем глаза, и что мы видим за десять дней до сдачи объекта? Груженные асфальтом КамАЗы, катки и иная чудо-техника "Брянский арсенал", вовсю пыхтя, внушает осторожный оптимизм: неужели и вправду уложатся?!
ДЕНЕЖКИ СЧЁТ ЛЮБЯТ
Но печальный опыт предыдущих ремонтов не дает оптимизму расправить крылья: сколько прослужит Березникам эта многомиллионная дорога?! Хочется верить, что трехлетняя гарантия "Пермавтодора" – это не пустые обещания. При этом мы понимаем, что все замечания исполнитель за этот период должен будет устранять за свой счет.
Кроме трехлетней гарантии, заверений и благих намерений строителей договором предусмотрены серьезные штрафы. За каждое выданное предписание, например, за отсутствие входного контроля материалов или ненадлежащее ведение исполнительной документации, налагается штраф в размере 50 тысяч рублей.
И еще один вопрос, который нам не дает покоя. В протоколе ведения аукциона записан шаг аукциона в размере 5% от общей суммы контракта. То есть он составляет 1 миллион 711,23 тысяч рублей. Однако ООО "Пермавтодор" получил контракт в размере 34 миллиона 053,39 тысяч рублей. А вот разница между начальной ценой контракта и окончательной составила всего 171 тысячу рублей с небольшим. То есть шаг аукциона составил не 5%, а только 0,5%.
Почему аукционы на размещение муниципального заказа проводятся с уменьшением аукционного шага, причем в 10 раз? Это вопрос журналистского расследования в следующих номерах газеты «Неделя.RU».
Текст: Юлия Ждахина, березниковская газета “Неделя.RU” [3]
Фото: Вадим Белов
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/potreblenie
[2] https://www.beriki.ru/author/yuliya-zhdakhina
[3] https://www.beriki.ru/partnery/gazeta-nedelyaru