Научное направление цивилизационизма и Николай Данилевский как первый цивилизационист

Гобино и Рюккерт стали предтечами научного направления цивилизационизма, который позже сформировали такие мыслители как М. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, С. Гангтингтон. Нужно отметить принципиальное расхождение, которые отличают Гобино и Рюккерта от цивилизационистов: первые рассматривают цивилизации в контексте истории, а не наоборот - историю в контексте цивилизаций, то есть для них основным действующим лицом является история, которая порождает разные культурные типы, тогда как для преемников история становится следствием развития цивилизаций.
Николая Данилевского принято считать первым цивилизационистом. Его работа "Россия и Европа" (в 1869 г.) положила начало новой традиции социальных исследований. Одновременно можно сказать, что некоторые идеи его концепции культурно-исторических типов похожи с идеями Рюккерта. Для Данилевського термины "культурно-исторический тип" и "цивилизация" являются синонимами. Следовательно, научный работник делает акцент на особенности и самодостаточности разных уровней бытия, которые создают определенное культурно-историческое единство. Он выводит культурно-исторические типы, используя соответствие таким требованиям относительно общественных систем: принципу разделения совокупности; определенной степени родства; принципу однородности. Оригинальным является определение Данилевським условий прогресса : прогресс заключается не в том, чтобы постоянно идти в одном направлении, а в том, чтобы пройти все поле, которое образует область исторической деятельности человечества во всех направлениях.
Эта мысль подчеркивает важность учета категории "особенного" при рассмотрении качественной стороны прогресса. Данилевський определил пять критериев цивилизации : единство языка; политическую независимость; относительную автономность; разнообразие как основу продвижения; несоответствие короткого периода расцвета и неопределенного периода роста. При этом период "заготовки запаса для будущей деятельности" автор называет "этнографическим", а период непосредственного расходования - "цивилизацией". Он считал, что существует три способа распространения цивилизаций - колонизация, прививка (перенесение цивилизационных начал) и выращивание на основе аккумуляции лучшего опыта. Каждая культурно-историческая целостность отличается одна от другой особенностями четырех основ жизнедеятельности - религиозной, культурной, политической и общественно-экономической. Ученый придерживал циклических представлений относительно периодизации развития цивилизаций, сравнивая их с фазами жизни человека. В целом четкая, конструктивная, аналитическая концепция культурно-исторических типов Николая Данилевського является примером непротиворечивой теории, практическое использование которой положило начало бурному развитию геополитики. Все онлайн займы Казахстана подобраны на finbee.kz с единой формой

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


животные

5e2b7a99a6bdf0f12760e182d3ad3f88