Любопытство, говорят, не порок, а уж для журналистов – непременное профессиональное качество. И когда коллеги из телеканала "Астер" пригласили нас на свою "кухню", мы отказаться не смогли. Тем более, что и повод для визита имелся – трехлетний юбилей телеканала, на котором многие из нас смотрят информационные и развлекательные программы. А хотите знать, как делается "кино", чем живет телевизионная "кухня"?
СВЕТИТ ВСЕМ ЗНАКОМАЯ ЗВЕЗДА
"Астер" – в переводе с греческого "звезда". Поднявшись на лифте в офис телекомпании, словно оказываюсь в иной цивилизации. Здесь меня интересует все. Неизвестное ранее оборудование, загадочные термины и жесты. Ах, это сервер, а я-то думала – шкаф для скафандров. Определенно, где-то здесь притаились представители неземной цивилизации!
Начнем с кабинета директора. До этого слышала, что он молод, образован, обаятелен.
– "Астер" действительно не простая "кухня", – рассказывает директор телеканала Александр Старков. – Не в обиду вам, газетчикам, будет сказано, динамика совершенно другая на телевидении. В газете освещается несколько новостей, но печатная пресса, как правило, еженедельная. А мне такую газету каждый день делать необходимо, только в видео-исполнении. Со всеми вытекающими. Тут совершенно иные техническая составляющая, финансовые затраты, кадровая специфика. Вот на вакансию водителя километровая очередь выстраивается. А попробуйте найти профессионального видеомонтажера? Тут уже другая песня. Для начала находим человека, знающего, хотя бы, как включается компьютер, а там уже терпеливо начинаем обучать. И так далее по списку.
К сожалению, я к числу зрителей телеканала "Астер" не отношусь и вынуждена довольствоваться теми шестью эфирными каналами, что у меня есть. Стыдно, а что поделаешь?
– Это нам должно быть стыдно, что у вас нет кабельного, – успокаивает меня Старков. – Уверен, мы исправим ситуацию в течение ближайших одного-двух лет, и придем в дом к каждому желающему. В последнее время интерес к телеканалу и зрительская активность заметно выросли, и это неудивительно – растет уровень зрительских притязаний. Следовательно, и мы обязаны расти и развиваться. Всесторонне.
Парадокс, но несмотря на обилие СМИ в Березниках, информационный голод ощущаешь постоянно.
– Каждую потребность необходимо удовлетворять. Тем более, потребность общества в объективной информации. И наше телевидение предоставляет зрителю уникальную возможность быть в курсе местных новостей в режиме нон-стоп 24 часа в сутки. Переключившись на "Астер" в любое время, вы получаете необходимую новостную и полезную информацию. В этом наша уникальность. Мы продолжаем развивать информационное направление, и уже сейчас начинают проявлять себя те качественные изменения, к которым мы стремились с начала этого года. И прогрессивные изменения начинают отмечать те, кто является нашим главным критиком, для кого мы каждодневно трудимся – наш Зритель и наши партнеры.
Да, это только на экране все выглядит быстро и красиво. На самом деле, над минутным новостным сюжетом трудится масса специалистов: корреспонденты, операторы, монтажеры, дизайнеры.
ВОЗДУХ ЗРЯ НЕ СОТРЯСАЕМ
Заглядываю в кабинет, где на клавиатуре бойко выбивает морзянку корреспондент Татьяна Малкова.
– Тележурналистика не позволяет расслабляться, – объясняет Татьяна. – Это очень динамичный процесс, поскольку нужно не только мгновенно отреагировать на событие и быстро собрать информацию, но и успеть отсмотреть материал и написать текст, чтобы в тот же вечер выдать готовый сюжет в эфир. Если в газете можно порассуждать на какую-то тему, то на телевидении тексты более лаконичные – только самое главное и интересное. Поэтому очень важно подобрать такие слова, чтобы задеть зрителя за живое. Иначе зачем тогда вообще сотрясать воздух?
Сюжеты, которые делает Татьяна Малкова, напрасными не назовешь. Взять, к примеру, историю человека, который, вернувшись из мест не столь отдаленных, оказался изгоем. Жить негде, поддержки со стороны никакой, соблазн утопить тоску-печаль с соседями по общежитию велика. Вероятно, он так никогда бы и не выкарабкался из этой трясины одиночества и равнодушия, если бы не Татьяна. После показа в новостях "Астер" ее сюжета, жизнь героя круто изменилась – ему дали место в приличном общежитии, и он, может быть, впервые ощутил себя человеком.
В КАЖДОМ ЕСТЬ ЧТО-ТО ИНТЕРЕСНОЕ
У оператора Алексея Красных очередная съемка. Так что общаться нам пришлось буквально на бегу. Зато удалось своими глазами увидеть, каково это – метаться с тяжеленной камерой в руках и штативом подмышкой.
– Вес камеры и другие неудобства во время съемки не ощущаешь, – успокаивает меня Алексей. – Дело полностью тебя захватывает. Особенно нравится снимать масштабные события вроде Дня города. Обычно люди у нас ходят все какие-то грустные, погруженные в себя, а тут у всех радость в душе, радость на лице, тогда и самому становится радостно.
Не такая уж это редкость – счастливые лица. Вон их сколько на свадьбах и юбилеях, только успевай снимать. Неужели любой, кто научился держать в руках камеру, может претендовать на роль телеоператора?
– Не так все просто, – смеется Алексей. – Надо владеть первоначальной информацией, что ты едешь снимать и зачем. Надо представлять, как о событии расскажет корреспондент, на каких деталях заострить внимание, а какие – отмести. Надо увидеть "говорящую картинку" и снять ее так, чтобы зритель сразу понял, что и где происходит. Это умение приходит не сразу…
Нашу беседу прерывает корреспондент, делая Алексею какие-то непонятные знаки. Это сигнал, кого и что на мероприятии надо обязательно запечатлеть. Причем, немедленно. Такова специфика работы оператора – упустил момент, не снял, значит, "зарезал" сюжет. Без "картинки" на телеэкран ни одна, даже самая захватывающая новость, не идет. Профессия оператора ошибок не прощает и не дает времени на их исправление.
– Работы очень много, – вернувшись, признается Алексей. – Но как только появится возможность, попробую снять хороший документальный фильм. Героем его будет не какая-то известная в городе персона, о ней и так уже все знают, а обычный человек, который просто живет и работает. Уверен, что в каждом человеке есть что-то интересное, надо только это увидеть и показать зрителям. Показать так, чтобы эта история их задела, заставила задуматься о том, правильно ли они живут, и подсказала, как быть дальше.
ТВОРЧЕСТВО И ЕЩЁ РАЗ ТВОРЧЕСТВО
Атмосфера творчества и единомыслия – это первое, что покорило Юлию Непогодину, когда она пришла на "Астер". Покорило так, что она осталась.
– С первых же дней работы мне было позволено сделать два своих проекта. Первый – это программа "Бесплатное кино", где мы знакомим зрителей с анонсами новых фильмов, ведем с березниковцами в эфире светскую беседу о кино, вручаем контрамарки. Второй проект – "Гвоздь программы" – основан на мнении жителей города, когда они отвечают на предложенный вопрос, выбирая один из трех вариантов ответа. Выбранный ответ подробно обсуждается в эфире. Таким образом, у нас были сделаны программы про лучших депутатов-мужчин, депутатов-женщин, про самый красивый сквер.
Сейчас Юля журналистский блокнот и диктофон убрала подальше, потому что всерьез занялась рекламой. Судя по тому, как телевизионная реклама на любом канале раздражает зрителей, новое дело должно привести Юлю в уныние. Однако глаза горят, голос звенит, и оптимизм такой, что невольно позавидуешь.
– Мне это удается, потому что нравится делать все яркое и развлекательное. Если говорю о предприятии, показать его с лучшей стороны, если о человеке – с лучшей стороны, если услуги – только с лучшей стороны!
Но над каждым рекламным роликом должна работать целая группа. И тут астеровцы не упускают ни одну идею, а не рубят на корню. Это отличительная черта телеканала.
СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА
Продюсера новостей Илью Гладких тоже удалось поймать только на съемках.
– Только тогда ты напишешь и снимешь хороший материал, когда будешь любить героя, – говорит Илья. – Не важно, кто перед тобой – красивая девушка, чиновник или бомж – ты должен любить этот образ.
На шумной улице Илья продолжает неспешный диалог со своим собеседником, а оператор так ни разу не выключил камеру. Где же стандартное: "Кадр пятый, дубль пятнадцатый…"?!
– Зритель должен видеть естественную беседу, поэтому мы всегда снимаем с первого дубля. Даже неискушенный человек заметит постановочный кадр, особенно, когда на экране дети выражаются словами, недоступными их разуму.
Как зритель, я полностью с Ильей согласна. А как коллега, представляю, сколько времени уходит на то, чтобы очистить запись от тех охов-вздохов и прочего "мусора", который присутствует в речи каждого. Но что делать? Правда жизни превыше всего! Но этого для хорошего сюжета мало.
– Сюжет должен отвечать трем требованиям: интересно, понятно, касается всех и каждого. Если хотя бы одного из этих элементов не достает, сюжет уже не будет смотрибельным.
Свою карьеру тележурналиста Илья начал четыре года назад. Учился у коллег местного ТВ и центральных каналов: искал интересные повороты, пристраивал их к региональной тематике, экспериментировал. И однажды доэкспериментировался.
– Сюжет о поездке наших металлургов в Москву на чемпионат по летнему триатлону, который проводился под эгидой Аллы Пугачевой. В Березниках реакция на этот материал была бурная, и я отправил его на конкурс "Профессия репортер". Татьяна Миткова раскритиковала меня в пух и прах. Правда, на церемонии награждения призналась, что кроме больших промахов есть в этом материале и такие моменты, от которых члены жюри восторженно ахали.
Вот какой способный и талантливый молодой человек. Но Илья, как и его коллеги, уверен – успех каждого из них во многом зависит от команды, в которой они работают. Команды, где тебя понимают без слов, где тебе всегда подскажут и научат, где поддержат любую твою идею. Именно такая команда сложилась в редакции за три года работы телеканала "Астер". Такой команде все их планы – по плечу.
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/sotsium
[2] https://www.beriki.ru/author/olga-polovnikova
[3] https://www.beriki.ru/partnery/gazeta-nedelyaru