Я больше не люблю мой город. То есть, люблю, конечно, есть всё-таки такое понятие: «Родина», но так обидно... До слез... Когда какое-то Усолье, какой-то Соликамск... Когда березниковцы согласны подчиняться Соликамску... Не просто березниковцы, березниковские солдаты, прошедшие огонь и воду, пролившие кровь за Родину... Когда березниковская организация ветеранов последних войн вынуждена вести переговоры о переходе под крыло соликамичей... Я больше не люблю мой город. Мне за него обидно.
Ветеранские организации возникают естественным образом после любой войны. Ты участвовал во всемирной бойне или стерег интересы Родины на афгано-иранской границе, или дрался с румынами за свободу и независимость русского Приднестровья, или восстанавливал социалистическую законность в Венгрии, или наводил конституционный порядок на мятежном Кавказе – неважно.
Ты воевал. И психология твоя уже иная, ты видишь и ощущаешь мир иначе, чем все остальные. И ты тянешься к своим, к таким же как ты. И мир, общество делится для тебя на тех, кто воевал и тех, кто не воевал. Особенно первое время после того, как ты вернулся с войны живой. Хотя и не всегда невредимый.
Поэтому возникают ветеранские организации. Как, например, в Штатах – союзы ветеранов вьетнамской войны. В России первыми подобными организациями новейшего времени были союзы «афганцев». Имеются в виду общественные органнизации, которые создавались вне зависимости от политических интриг и секретных пожеланий спецслужб. (Знакомые «афганцы» рассказывали, например, что в «час Ч» - еще при советском режиме – все пермские ветераны Афганской войны должны были прибыть не в военкомат, а в обком ВЛКСМ, где спецслужбисты сформировали бы из них спецбатальон. А знакомый «краповый берет» недавно рассказал, что «в час Ч» все выпускники Дивизии Дзержинского должны через 48 часов собраться в своей части).
Если отбросить интересы политического режима и спецслужб (в которых ветераны несильно разбираются), то ветеранские организации имеют всегда две цели. Одна – забота о своих, забота о житейском благополучии друг друга, товарищей по оружию, по пролитой крови. Другая – забота о тех, кто пойдет в армию потом, говоря посконно-канцелярским языком – военно-патриотическое воспитание. Мы воевали, мы забоитмся о братьях по оружию. Мы воевали за Родину, мы любим Родину, мы хотим, чтобы другие воевали лучше нас и любили Родину так же, как мы. Чтобы не было предателей и солдат знал, за что он воюет.
Следующими после «афганцев» стали организовываться «чеченцы». После известного «афганского» центра «Опора» в Березниках образовалась «Березниковская городская общественная организация участников боевых действий в Афганистане, Чеченской республике и других локальных войнах и горячих точках «Щит». Сперва организовались «чеченцы» с Первой Чеченской, потом к ним присоединились несколько «афганцев»... Сейчас, рассказывают, среди участников «Щита» есть даже ветеран венгерских событий 56-го года.
Справка о погибших березниковцах:
Афганская война: 7 погибших, 9 умерло от ран и болезней после службы.
Таджикистан: 1 погибший.
Чеченские войны (первая и вторая): 35 погибших, в том числе Герой России (посмертно).
По некоторым подсчетам, участников «локальных войн» (т.е. тех, которые после Великой Отечественной) в Березниках насчитывается несколько тысяч. Живых. Но они никому не нужны. Особенно те, кто воевал после Советской власти. У «чеченцев», например, вообще никаких ветеранских льгот нет, кроме бесплатного проезда (об «афганцах» еще Советская власть заботилась). Они никому не нужны.
И организации их никому не нужны. Имеется в виду, разумеется, тем, кто от имени государства отдает приказы, раздает награды и как бы по должности за всё происходящее в стране, области и городе отвечает.
Деньги. Разумеется, вопрос о деньгах. Медалью «Мать защитника Отечества» наградить – нужны деньги. Небольшие деньги. Инвалиду Первой Чеченской протез сладить – нужны деньги. Большие деньги. Хотя бы минимальный пенсион, хотя бы сто рублей в месяц, хотя бы только матерям погибших ребят, хотя бы от города – нужны деньги... Опять же небольшие, гораздо меньшие, чем из городского бюджета идет на льготы для Почетных горожан... «Щиту» выделили помещение бывшего детского клуба «Ависмы» в Абрамово. В «послепожарном» состоянии. Что смогли ветераны восстановили своими силами, но не дождавшись хоть какой-то финансовой помощи, вернули здание муниципалитету. Который, по слухам, вернул его «Ависме».
Впрочем, нет. Вопрос даже не о деньгах. Вопрос: кому это надо? А никому. За исключением, разумеется, периода избирательных кампаний. «Щит» предложил организовать для школьников игру типа «Зарницы» и вести курс типа прежнего НВП, но кому это надо? Областной бюджет перечислил деньги на покупку пары квартир для «афганцев», но кому это надо? День памяти погибших в локальных войнах установлен в качестве официального Дня в Пермской области, но кому это надо? Военно- патриотическое воспитание, родители погибших, сами солдаты. выполнившие свой долг перед Родиной... Кому это надо?
А соликамичи при полной поддержки своей городской власти и соликамских предприятий развились до такой степени, что готовы подкидывать денежку березниковским соратникам. А в Усолье создается что-то типа филиала березниковского «Щита», но финансирование будет из усольского бюджета и березниковская организация будет изображать свадебного генерала... Я больше не люблю свой город.
Родину защитил? – Свободен?
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/lichnoe-mnenie
[2] https://www.beriki.ru/author/andrei-luchnikov