Текст: Алёна Попова
В последнее время в метро становится все больше аварийных ситуаций. Только за последние 14 месяцев (с 5 мая 2013 года по 15 июля 2014-го) стало известно как минимум о 35 нештатных ситуациях в московском метро.
Одна из самых крупных аварий за прошлый год произошла 5 июня 2013 года, когда в перегоне между станциями «Охотный ряд» и «Библиотека им. Ленина» случилось возгорание из-за короткого замыкания высоковольтного кабеля.
Тогда людей эвакуировали из тоннелей и со станций Сокольнической ветки внутри кольца, а сами станции закрыли, осуществляя принудительную вентиляцию задымленных тоннелей. Была страшная давка и смятение как в самом метро, так и снаружи. Движение по Сокольнической линии было фактически парализовано около шести часов.
21 марта этого года из-за подтопления открытого перегона между станциями «Первомайская» и «Измайловская» почти на семь часов было остановлено движение поездов от «Щелковской» до «Партизанской» в обоих направлениях. Эвакуировано около 600 пассажиров, никто не пострадал.
При аварии в московском метро между станциями «Молодежная» и «Славянский бульвар» утром во вторник, 15 июля, погибли 23 человек, 217 пострадали. На момент написания текста работа синей ветки еще не возобновилась.
На инфографике [2]можно увидеть, на каких ветках происходит больше всего аварий:
Что делать в будущем?
Чтобы избежать суматохи и нехватки оперативной информации, необходимо информировать людей с помощью гражданской системы информации (в отсутствие работающей государственной) о возникшей чрезвычайной ситуации по примеру американской AMBER Alert. Работает она так: информация аккумулируется и через доступные ресурсы (соцсети, радио, ТВ, SMS, с помощью волонтеров на местах) рассылается пользователям. Так можно предупредить негативные последствия ЧС — давку, панику, скопление людей, не знающих, что делать.
Например, ваш оператор рассылает SMS: «Сегодня в 9.05 произошло возгорание в тоннеле ст. м. «Охотный ряд» — «Библиотека Ленина». Сокольническая ветка закрыта для движения. Просим искать объездные маршруты».
О ЧС необходимо сразу проинформировать МЧС по номеру 112 или +7 (495) 629-65-11 и сообщить информацию в штаб Гражданского корпуса @civil_corp или +7 926 712 47 52.
На случай если в метро все-таки случится взрыв или пожар, существуют специальные инструкции.
Так, если в вагоне метро возник пожар, по инструкции необходимо:
1. Почувствовав запах дыма, немедленно сообщить машинисту о пожаре по переговорному устройству и выполнять все его указания. Постараться не допустить возникновения паники в вагоне, успокоить людей, взять детей за руки. При сильном задымлении закрыть глаза и дышать через влажный носовой платок, респиратор или противогаз.
2. Оставаться на местах, пока поезд движется в тоннеле. После прибытия на станцию и открытия дверей пропустить вперед детей и престарелых, затем выйти самим, сохраняя спокойствие и выдержку.
Проверить, не остался ли кто-нибудь в вагоне, помочь этим людям покинуть его. Сразу же сообщить о пожаре дежурному по станции и по эскалатору. Оказать помощь работникам метро, используя для тушения огнетушители и другие противопожарные средства, имеющиеся на станции.
3. При появлении в вагоне открытого огня во время движения постараться потушить его, используя имеющиеся под сиденьями огнетушители (под каждым передним сиденьем вагона) или подручные средства. Если это возможно, перейти в незанятую огнем часть вагона (лучше вперед) и сдерживать распространение пожара, сбивая пламя одеждой или заливая его любыми негорючими жидкостями (водой, молоком и т.п.).
Ни в коем случае не пытаться остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном (не дергать ручку «открытие дверей») – это затруднит тушение пожара и эвакуацию.
4. При остановке поезда в тоннеле не пытаться покинуть его без команды машиниста; не прикасаться к металлическому корпусу вагона и дверям до отключения высокого напряжения по всему участку. После разрешения на выход открыть двери или выбить ногами стекла, выйти из вагона и двигаться вперед по ходу поезда к станции. Идти вдоль полотна между рельсами гуськом, не прикасаясь к токоведущим шинам (сбоку от рельсов) во избежание поражения электротоком при включении напряжения.
Особенно внимательными надо быть при выходе из тоннеля у станции, в местах пересечения путей, на стрелках, так как возможно появление встречного поезда. Если оставленный поезд сдвинулся с места и нагоняет вас, прижмитесь к нише стены тоннеля. Необходимо немедленно сообщить диспетчеру (с помощью тоннельных телефонов) о случившемся и выполнять его указания.
Но попав в чрезвычайную ситуацию, необходимо помнить, что большинство травм происходят именно в толпе, из-за большой давки.
Как вести себя в толпе
В московском метро проблема эвакуации пассажиров из остановившегося в тоннеле поезда решена просто: отключается подача электричества на пути, и людей по шпалам выводят к ближайшей станции.
Если же задымление или взрыв произошел в вестибюле, то в соответствии с инструкцией дежурный сразу пускает три эскалатора только на выход, а один останавливает, оставляя его в качестве запасного для спасателей и врачей.
В таких случаях самое главное – сохранять спокойствие; люди, сохраняющие спокойствие, действуют отрезвляюще на всех.
Начинается цепная реакция: сначала успокаиваются те, кто рядом с лидерами, потом те, кто стоит подальше. Люди начинают трезво размышлять, осознавая произошедшее.
Самое опасное – это паника, если человек посеет в толпе панику – сам же и погибнет под ее ногами. Поэтому специалисты советуют: «Если у ближайшего к вам человека случилась истерика, не стесняйтесь залепить ему увесистую оплеуху. Таким образом вы, возможно, спасете ему жизнь». Удержать рвущегося куда-то человека можно спокойными, но категоричными командами: «лежать!», «не бежать!», «сидеть!».
Если вы оказались в бегущей толпе людей, бегите вместе со всеми.
На ходу постарайтесь собрать волосы в узел, одежду застегнуть на все пуговицы, молнии и заклепки, руки согнуть в локтях и крепко сцепить их перед собой, чтобы максимально защитить грудную клетку от сдавливания.
Ваша самая главная задача – не упасть под ноги толпе. Двигаясь вместе с толпой, постарайтесь постепенно перемещаться к ее краю, чтобы в конце концов выбраться из нее. К стенам в метро лучше не прижиматься: испуганная толпа может сломать ребра. Обвала потолков метрополитена бояться не стоит: даже взрыв 500 граммов тротилового эквивалента вряд ли сможет их разрушить. В большей степени пострадать можно от стеклянных ларьков в переходах и от находящихся в них аэрозолей.
Все же необходимо помнить, что отсутствие аварий возможно лишь при систематической и полной проверке работы метро. При этом сейчас складывается ситуация, когда никто из жителей Москвы не осведомлен о мерах, принимаемых для улучшения ситуации.
Поэтому мы призываем подписать петицию, чтобы провести публичную проверку безопасности метрополитена Москвы, выложить отчет в публичный доступ, проверить траты на безопасность метрополитена Москвы после ЧС летом 2013 года.
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/proisshestviya
[2] http://img.gazeta.ru/files3/829/6116829/metro2.png
[3] http://www.gazeta.ru/comments/2014/07/17_a_6116829.shtml