Текст: Александр Раскин
Для многих столичных учителей 1 сентября – отмечающийся в России как День знаний, может оказаться грустным праздником. Дело в том, что, согласно проекту постановления правительства Москвы, в городе начинается эксперимент с новой системой оплаты труда педагогов.
Сюрприз заключается в том, что многих учителей, образовательные учреждения которых попали в список экспериментальных, лишат надбавок к окладу, которые между собой педагоги называли «лужковскими». В 2005 году тогдашний градоначальник Юрий Лужков своим распоряжением установил доплаты работникам образования. Нынешний же градоначальник решил изменить систему поощрения педагогов и возложить это право на руководителей образовательных учреждений.
Как следует из проекта постановления столичного правительства, оказавшегося в распоряжении редакции, эксперимент по новой системе оплаты труда учителей начнется 1 сентября в 125 столичных школах. Долгое время зарплаты московских педагогов оставались выше, чем в регионах. «Преподаватели иностранного языка зарабатывали в среднем по 60 тыс. рублей, а учителя-предметники тысяч по 40. Главное, что все учителя прекрасно знали, кто сколько получит за месяц, так как все надбавки были прозрачными и прописаны в постановлении столичного правительства», – говорит сопредседатель независимого педагогического профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.
Сейчас же учителю гарантируется базовая ставка – 19 300 рублей. Сумму доплат для каждого педагога школы индивидуальна. По итогам каждого месяца ее будет определять созданный при школе общественный совет. В профсоюзе возмущаются самой системой начисления стимулирующей части зарплаты. Вводится система рейтинга учителей, баллов и коэффициентов за сложность предмета. «Совершенно непонятно, почему, к примеру, история и обществознание будут оплачиваться по меньшей ставке, чем, например, математика и физика. Почему было решено считать, что провести урок истории легче, чем математики или физики. Кто и как измерил сложность предметов и начисления баллов, по которым будут оценивать учителей и распределять существенную часть их зарплат», – возмущается учитель с 30-летним стажем Луховицкий.
Но чиновники из столичного правительства доводы Луховицкого не слышат. Москва вслед за другими регионами вступает в эксперимент по реформе системы оплаты учителей. Как следует из проекта столичного правительства, городской бюджет уже выделил около 800 млн рублей для проведения эксперимента. Но, как уверяют специалисты, новая система оплаты педагогического труда приведет к росту произвола и коррупции внутри образовательных учреждений.
В учительском профсоюзе утверждают, что проводимая реформа образования вызывает во многих педагогических коллективах раздражение. Люди просто не верят в объективность новой системы оценки их работы и то, что их труд будет оценен по справедливости.
«Ведь школа – это довольно склочный коллектив, где, как правило, положение учителя в коллективе зависит от отношений с администрацией учебного заведения», – утверждает Дмитрий, учитель истории одной из столичных школ. По словам Дмитрия, может так сложиться, что большая зарплата будет не у тех педагогов, которые работают, а у тех, кто умеет «дружить» с начальством.
По мнению Луховицкого, реформа оплаты труда учителей приведет к тому, что администрация школ, чтоб удержать педагогов от увольнения из-за маленьких зарплат, просто начнет вводить платные факультативные занятия для учащихся. Однако столичные власти утверждают, что от реформы учителя только выиграют, а их зарплаты должны расти. В учительском независимом профсоюзе властям не верят и призывают педагогов заключать коллективные договора с четким запретом на оценку труда учителя по рейтингам и баллам.
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/sotsium
[2] http://expert.ru/2011/07/28/uchitelej-lishayut-nadbavok/