Помните, была в ходу среди обитателей советских пионерлагерей такая страшилка? Новая постановка березниковского драмтеатра «Бенефис» чем-то напоминает эту старую детскую страшилку. В первую очередь, наверное, – решением сценического пространства. Глухие чёрные драпировки олицетворяют мрак, который смыкается вокруг декораций стандартной двухкомнатной «хрущёвки». Только вот смеяться от пережитого ужаса после этой страшилки не хочется…
15 декабря в березниковском драматическом театре «Бенефис» состоялась премьера спектакля «Пропасть» по пьесе современного драматурга Василия Сигарева «Семья вурдалака».
Это пьеса о правде, которую знать не хочется. О том, как бывает, если в нормальной, обычной российской семье, каких миллионы, вдруг обнаруживается, что единственный сын стал наркоманом.
Нам кажется, что это не про нас. Но уже почти у каждого есть знакомые или знакомые знакомых в Березниках, где эта беда случилась. «Наверное, они плохо своих детей воспитывали», – открещиваемся мы. «Если не думать об этом, то ничего и не будет». Запирайте крепче двери…
К «шоковой» драматургии Василия Сигарева разное отношение. А я согласна, что иными методами наше общество уже не разбудить. Может быть, и этими уже – поздно.
Сигарев – совсем молодой (он с 1977-го года) автор, родом из Верхней Салды. Ученик Николая Коляды, считается одним из самых ярких представителей «Новой русской драмы». В его пьесах нет пафоса морализаторства, он, скорее, просто рассказывает и показывает. В одном из интервью он говорил, что не придумывает своих персонажей, а просто «списывает» с реальных людей, своих знакомых. А прототипом 20-летнего наркомана Ромы из «Семьи вурдалака» стал его родной младший брат, подсевший на иглу.
Начинается действие с надежды. К родителям своего любимого Романа приезжает студентка Марина, девушка жизнерадостная и оптимистичная. Роман недавно лечился, все верят, что всё наладится. Марина ждёт ребёнка, и вместе с Людмилой Ивановной, мамой Романа, они строят планы на дальнейшую жизнь. И дальше тоже происходят обычные вещи, но они хуже ночных кошмаров.
Сам Рома, о котором идут разговоры на протяжении всего спектакля, появляется по ходу действия только ненадолго – перед самым финалом. За обыденными интонациями, узнаваемыми персонажами спектакля страшная правда не действует оглушающе сразу. Зрительный зал, состоящий, в основном, из школьников старших классов, даже смеётся в «ударных» местах и, в общем, воспринимает происходящее на сцене с благожелательным интересом. «А что, хороший такой спектакль, психологический», – сказала мне после просмотра 16-летняя зрительница.
Наверное, за точность игры и «психологичность» стоит выразить благодарность режиссёру и актёрам «Бенефиса», и в первую очередь – исполнительнице главной роли Елене Зебзеевой (учительница Людмила Ивановна), а также Павлу Ефремову, Владимиру Фомичёву и другим. Хотя самим актёрам эта постановка, не характерная для их радостного репертуара, далась огромным напряжением сил. Рассказывают, что в начальном периоде «три раза принимались читать пьесу, и не могли до конца дочитать, – тяжело».
Помогло осознание, что это нужно делать в городе, где степень распространения наркомании среди молодёжи оценивается как высокая, то есть угроза наркотической пропасти для каждой березниковской семьи вполне реальна. И если силой искусства удастся в будущем удержать на краю хотя бы одного птенца, сохранить нормальную жизнь хотя бы одной семьи – это уже хорошо. Социальную значимость этой постановки признали и в краевом министерстве культуры, оказав грантовую поддержку.
Катарсиса после этого спектакля не происходит. Не потому, что впечатления слабы, – скорее, наоборот. Актёры не выходят на финальный поклон, а зрители расходятся необычно притихшие и задумчивые, в противоположность финальным репликам спектакля: «Главное – не думать… Не думать…».
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/lichnoe-mnenie
[2] https://www.beriki.ru/author/galina-guseva