Сегодня березниковское Муниципальное унитарное предприятие «Троллейбусное управление» переживает ледниковый период в прямом и переносном смыслах.
Парк троллейбусов в последний раз пополнялся машинами лет пять назад. Тогда были приобретены 12 новеньких красивых троллейбусов. Их тут же оклеили рекламой и отправили «самоокупаться» на улицы города. Но конкуренция со стороны частных перевозчиков набирала обороты, и уже в 2007 году троллейбусное управление оказалось на грани банкротства.
– Выживали в тот период очень тяжело, – воспоминает диспетчер по выпуску, работник предприятия с 37-летним стажем Людмила Фролова. – Рабочие по полгода не получали зарплату. Пятнадцать березниковских водителей тогда уехали работать в Екатеринбург. В основном, это была молодежь. Обратно вернулся один человек. Сейчас те, кто уехал, перевезли туда свои семьи. Люди говорили, что в Екатеринбурге у них лучше условия труда: техобслуживанием машин занимаются отдельные специалисты, 8-часовой рабочий день, зарплата гораздо выше и не зависит от выручки.
По словам Людмилы Ивановны, в березниковском МУП «Троллейбусное управление», в связи с недостатком кадров и машин, года четыре назад перешли на односменку «длиной» в 11 часов. Чтобы получить все необходимые документы у диспетчера и полноценно подготовить машину к маршруту, они должны приехать на работу к 5-5.30 утра. При этом зарплата водителей и кондукторов напрямую зависит от выручки, которую они привезут предприятию.
– Чтобы получить премию (водителю – 1000 рублей, кондуктору – 500 рублей), нужно за месяц «привезти» больше 100 тысяч рублей, – говорит водитель Галина Лаишева. – Сказываются на заработке простои, они особенно часты в такие морозные зимы, как эта. Кто виноват в том, что я уже два часа стою на ремонте? Думаю, виноваты неквалифицированные, недобросовестные ремонтники, которые не выполняют вовремя заявок. Они, в отличие от нас, ни от кого не зависят и потому никуда не торопятся. Кроме того, не всегда в наличии запчасти, мы ездим на летнем масле, не все машины «обуты» в зимние шины, в салонах постоянно выходят из строя печки.
Из-за неисправности своих машин водители и кондукторы, порой, остаются на целый день без работы.
– При нынешнем директоре хотя бы зарплату стали платить вовремя, – говорят они, помня времена, когда работали, а денег не получали.
Троллейбусный парк насчитывает 26 машин. Из них лишь 24 транспортных средства способны кое-как выполнять свою функцию – перевозить пассажиров. Делать это по расписанию, установленному Центральной диспетчерской службой, мешает не только никуда не годное техническое состояние транспорта. Более маневренные «ГАЗели» и «ПАЗы» так и норовят нарушить регулярность движения на дорогах. Частники, не стесняясь, обгоняют неповоротливые, с трудом переносящие холода троллейбусы и забирают их пассажиров. На пути экологически чистого, вместительного троллейбуса встает снегоуборочная техника, частные транспортные средства, оставляемые владельцами на остановках. При этом стоимость проезда в троллейбусе такая же, как в «маршрутках» – 10 рублей.
Такое количество трудностей в работе МУП «Троллейбусное управление» сказывается на популярности этого вида транспорта. Есть ли сегодня у предприятия шансы на выживание? Не уготована ли изношенным березниковским троллейбусам участь динозавров? Пока эти вопросы остаются без ответа. Руководство предприятия дать свое видение ситуации, сославшись на занятость, отказалось.
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/promyshlennost-i-biznes
[2] https://www.beriki.ru/author/elena-azanova
[3] https://www.beriki.ru/partnery/gazeta-verkhnekame