Не успел закончиться учебный год, как родителям и учащимся 5-ой школы на поселке Калиец объявили, что в этом образовательном учреждении он был для них последним. Отныне учиться они будут в школе № 4, а на занятия добираться автобусами...
С одной стороны, действия местных властей, верны: содержать целое здание ради 168 учеников, тратиться на капитальный ремонт, так как находится оно в аварийном состоянии, и приводить в соответствии со всеми требованиями – невыгодно, нецелесообразно и чрезвычайно затратно. С другой стороны, сколько бы ни говорили о том, что в санитарно-промышленной зоне детским учреждениям не место, на поселке Шахтерский живут такие же горожане, как и в других частях города, воспитываются дети, а значит, потребность в образовательных и культурных учреждениях есть. Вот только ярлычок «бесперспективный район» не позволяет им нормально существовать и развиваться.
АВАРИЙНАЯ ВЫСОКОЗАТРАТНАЯ…
– Об оптимизации школы № 5 речи не велось с 2006 года, до этого предпринимались некоторые попытки ее закрыть, что тогда повлекло некоторый отток учеников, но школу в итоге не закрыли, – объясняет начальник управления образования Геннадий Ковальчук. – В прошлом году она была включена в перечень высокозатратных школ, то есть тех общеобразовательных учреждений, которые не укладываются в нормативно-бюджетное финансирование. Но такая она в городе не единственная. Не вписываются в современные условия жизни и школы №№ 10, 13, 16, гимназия №2. И если остальные смогут получать с Пермского края дотацию на неэффективность, школа № 5, оказавшись в нынешнем опасном положении, будет закрыта.
«Здание находится в предаварийном состоянии, просим Вас принять меры по безопасной эксплуатации здания школы», – еще в августе прошлого года пришло письмо с ОАО «Сильвинит». Специализированная комиссия, также обследовавшая здание школы, пришло к неутешительному выводу: «На сегодняшний день скорость оседания земной поверхности в этом районе города составляет 10,3-16,5 мм в год. Был довольно большой временной период, когда обследования не проводились, и можно предположить, что в тот момент проходило более значительное и неравномерное оседание земли. Результатом чего стало появление многочисленных трещин на внешних несущих конструкциях здания. На втором этаже его имеются балконы, из-за конструктивных недоработок и отсутствия периодического ремонта железобетонные плиты этих балконов сегодня находятся в аварийном состоянии. Бетон плит от постоянного намокания и действия температур относительно нуля уже разрушился, арматура крыльца подверглась коррозии, кирпичная кладка в районе этих плит по вышеуказанным причинам потеряла свои несущие свойства, раскрошилась и частично выпала. Стропильные конструкции кровли находятся в удовлетворительном состоянии, но само покрытие, выполненное из асбестоцементных волновых листов, на сегодняшний день и, вероятнее всего, в прошлое время имели и имеют протечки. Деревянные балки чердачного перекрытия скрыты шлаком и визуально не просматриваются, вследствие их намокания и отсутствия проветривания вероятность их поражения гнилью велика. Необходимо полное обследование балок чердачного перекрытия, требуется полная замена утеплителя на более современный. Межэтажные балки деревянные перекрытия частично менялись вследствие их явной просматриваемой непригодности. Вывод: требуется комплексное обследование здания специализированной организации, после чего по результатам их обследования вынести заключение о целесообразности капитального ремонта или решить вопрос о сносе здания школы № 5».
По словам Геннадия Анатольевича, перечень несоответствий Госпожнадзором, Роспотребнадзором был выложен на двух листах:
«Произведено обследование конструкций здания на объекте, находящемся по адресу улица Пермская 1, школа № 5. Здание находится в предаварийном состоянии, на фасаде его по всему периметру наблюдается отбитость штукатурки до кирпичной кладки, имеется множество трещин раскрытием 0,4-10 см. Карниз здания находится в неудовлетворительном состоянии, наблюдается выпадение кирпича в нескольких местах, балконные плиты в аварийном состоянии, сгнили, видна арматура. Оконные блоки сгнили и семь окон заколочены. Кровля протекает в кабинетах № 1 и в кабинете директора. Рекомендации: необходимо срочно выполнить комплекс работ по устранению вышеуказанных замечаний, произвести демонтаж балконов в количестве пяти штук, рекомендуется произвести обследование межэтажных перекрытий фундамента зданий специализированными организациями для дальнейшей безопасности эксплуатации…».
– Необходимо было решить, что делать: устранять замечания, либо закрывать школу, – рассказывает Геннадий Ковальчук. – Ни одна из компетентных организаций так и не дала нам твердых гарантий в том, что здание школы в будущем не обрушится. При анализе документации и обсуждении этого вопроса на городском экспертном совете мы решили не рисковать и перевести детей в другую школу.
- Чтобы здание прошло лицензирование, чтобы Роспотребнадзор и пожнадзор дали разрешение на лицензирование, потребуются миллионы рублей, - говорит заместитель главы по социальным вопросам Евгения Насекина. - Два года в рамках проекта «Новая школа» мы вкладывали деньги в ремонт школы, но на следующий учебный год в первый класс школы № 5 смогли набрать лишь девять учеников. А детей этого возраста на поселке Калиец много больше – родители уже везут своих детей в другие школы города.
– Возможно, для школьников условия этой школы и этого района были не самыми подходящими, – считает начальник отдела по работе с населением управления информации и связи с общественностью администрации города Вера Журавлева. – Но ребенок должен получать качественные знания, учиться в красивом удобном здании. Добираться до другой школы детям придется не больше получаса, тем более, что малообеспеченным семьям планируется компенсировать расходы на проезд.
— Понятно, что причины для ликвидации школы № 5 достаточно объективны. Но как быть со второй стороной: каким образом будут учтены средства в бюджете 2009-го, 2010-го и 2011-го годов, связанные с затратами на ликвидацию этой школы, - задавал вопросы по школе № 5 еще на майском заседании городской Думы депутат Валерий Шипулин. - Речь идет и о перевозке детей, и об устройстве учителей... Вопрос, я считаю, очень непростой. В этом районе раньше было четыре школы. И меня волнует: если такое решение будет принято, как оно будет отражено в бюджете, в изменениях к бюджету?
— В течение года мы отрабатываем вопрос перевозки школьников нашего города к местам обучения, - отвечала на вопрос Евгения Насекина. - На сегодняшний момент в 5-й школе обучаются 168 детей, они будут полностью переведены в школу № 4, большая часть педагогического состава также вольется в коллектив школы № 4, деньги на перевозку детей мы закладываем в нашу адресную программу. Средства, которые остаются от содержания 5-й школы, как раз и пойдут на обеспечение доставки детей с 1 сентября. Мы уже направили заявку в Министерство образования Пермского края на выделение для Соликамска в рамках национального проекта «Образование» трех школьных автобусов. И эта заявка принята.
– Полным ходом идет оптимизация, и все эти процессы понятны, но когда дело касается детей, действовать надо более продуманно и взвешенно, - считает депутат и выпускник школы № 5 Юрий Петухов. - Главное – учитывать все факты: что за население проживает в этом районе, в состоянии ли они будут оплатить проезд до школы. И как отразится привязанность к автобусам на самих школьниках? Каждый ли ребенок доедет до школы? На эту проблему необходимо смотреть и под тем углом, что Калиец – это отдаленный район города, и с закрытием школы поднимется такой вопрос: куда пойти детям в свободное время, кроме детского клуба, что на Анашкином хуторе? Сегодня есть такая вероятность, что дети из так называемых бесперспективных районов окажутся на улице и перейдут в социально-опасную категорию. А в будущем эта проблема этих районов, и отсутствия в них объектов социального значения: школ, спортивных школ и даже стадионов – не меньшими социальными проблемами обернется уже для нас. Наша беда, наверное, в том, что мы рубим с плеча, не задумываясь о последствиях.
— Мы беспокоимся за своих детей, – делится своими опасениями директор № 5 Людмила Златина. – Более 130 детей переходит в школу № 4, кто-то в школу № 1, кто-то – в девятую. Ребята у нас сложные – из малообеспеченных, многодетных семей, со средней успеваемостью, - я не исключаю возможности, что адаптироваться в новых условиях им будет сложно.
К тому же доставлять до школы 130 детей – дело непростое. Когда закрыли школу № 8, около 30 детей с района Анашкина хутора подвозили к нам. А сейчас их в четыре раза больше. В школьном автобусе же всего 20 мест – во время движения дети должны сидеть, пристегнутые ремнями безопасности, - в салоне должно быть двое сопровождающих.
Спорить о судьбе школы № 5 сегодня несколько поздно – в начале июля в школе осталось лишь 13 личных дел школьников. Все остальные уже забрали родители, чтобы устроить детей в новые школы. Но вопрос об использовании здания школы остается открытым.
ШКОЛЫ НЕТ, НО РАЙОН ОСТАЕТСЯ…
Многие до сих пор с ностальгией вспоминают советское прошлое, когда в стране строились города, в городах – новые районы, а в районах – школы, детские сады, дворцы культуры и больницы. Тогда объекты социального значения были в каждом дворе. Считалось, что социальная инфраструктура – это артерия всего района, залог его дальнейшего процветания и развития, ведь там где есть школа, детский сад, всегда будут строиться дома, приезжать на жительство новые семьи, появляться новые улицы.
Очагом культурной жизни Соликамска считался и поселок Калиец. В свое время здесь собиралась местная интеллигенция, проходили культурно-массовые мероприятия. Со временем, когда выяснилось, что поселок находится в санитарно-промышленной зоне и опасен для проживания, из очага культурной жизни он превратился в так называемые «графские развалины».
– Прожил на поселке до 1973 года, – вспоминает Юрий Петухов. – И то, что было тогда и теперь – небо и земля. В нынешней ситуации жители Шахтерского, Поповки, Южной оказались в таких условиях, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, все сегодня зависит от них самих.
– Сегодня в поселке Шахтерский много проблем – дороги, уличное освещение, водоснабжение, - местные жители хотели бы, чтобы здесь провели газ, – говорит Вера Журавлева. – Многие живут постоянно, стараются поддерживать порядок у домов, появляется молодежь, но часть поселка все же используется под летние дачи. Возможно, поэтому район и не развивается как другие части города.
– На сегодняшний день в районе Шахтерского из детских учреждений остается лишь детский клуб «Сильвинит», – объясняет Геннадий Ковальчук. – Открывать еще что-то в этом районе сегодня нет возможности.
— С Шахтерского сегодня не уезжают, наоборот, люди едут сюда, покупают жилье на ул. Металлургов, отстраивают дома в Корякино, Давыдово, - рассказывает Людмила Златина. - Я не считаю наш (сама прожила здесь большую часть жизни) район неперспективным. Возможно, ремонт школы был бы лучшим вариантом для этого района. Может быть, его можно было бы использовать как досуговый центр для всего района.
— Шахтерский, наверное, единственный район, где нет инспектора по работе с населением, - рассказывает Евгения Насекина. - Праздники двора, мероприятия с родителями и детьми проводит центр детского в творчества «Сильвинит» — муниципальное учреждение дополнительного образования, — расположенный на Анашкином хуторе.
— Но ведь два года назад его тоже хотели закрыть как неперспективный?
— Сейчас там работает новый энергичный директор Юлия Батанова, центр обновился, этим летом на его базе организовали детские площадки на две смены.
- Как нам сообщила педагог школы № 5 Кира Афанасьевна Матвеева, на базе школы тоже организован летний отдых - заканчивается вторая смена в трудовом лагере, ребята – в отряде работает 21 человек – по заказу ОАО «Сильвинит» проводят благоустройство на базе отдыха. В течение учебного года в школе работали секции дзюдо, кружок умелые руки… В прошлые зимы молодежь поселка своими силами устраивала ледовый каток. В помещении бывшего дровяного сарая ребята сделали спортзал, установили тренажеры, команда с Калийца участвует в футбольном первенстве города. Если школу закроют, здание же можно использовать для организации досуга на поселке. Как детского, так и взрослого.
— Как объект социальной направленности… Пока никаких вариантов по размещению в здании школы каких-то учреждений мы не просматривали. Было предложение перевезти сюда городской архив, но по пожарным нормам в помещениях с деревянными перекрытиями размещать данное учреждение не желательно.
— Можно сделать там кабинет инспектора по работе с населением, организовать для жителей прием специалистов социальных служб. Какова будет дальнейшая судьба здания?
— Здание будет передано в управление имущественных отношений. В бюджете заложены средства на отопление, охрану. Как оно будет использоваться в дальнейшем пока не решено.
- Не так давно решалась судьба школы № 10 – район Боровой тоже не считался перспективным, стоял вопрос о закрытии школы…
— Сегодня там возведена газовая котельная, набор в школу увеличен, закрывать ее пока не планируется.
— То есть, район живет? А Карналлитово, там ведь тоже нет ни одного культурного и образовательного учреждения?
— Школу на Карналлитово закрыли лет десять назад. Сейчас 109 ребят из этого района обучаются в школах № 7 и № 9.
— Ланинские поля, Боровая, Карналлитово, поселок Калиец, может рано мы присваиваем этим районам ярлыки неперспективных?
— Я думаю, что можно будет еще вернуться к обсуждению этого вопроса.
КАК БУДЕШЬ ЖИТЬ, ОКРАИНА?
В ближайшем будущем Соликамск должен стать городом комфортного проживания. Но насколько комфортно будут жить те, кто оказался на «отшибе», и чей район посчитали неперспективным? Кстати, в проекте нового генерального плана Соликамска район, где расположено здание школы № 5, считается зоной индивидуальной коттеджной застройки. Как сообщили в комитете по архитектуре и градостроительству, в границы санитарно-защитной зоны промпредприятий район школы № 5 не попадает…
А КАК У НИХ?
Наталья Зверева, заместитель председателя комитета по вопросам образования администрации г. Березники: "В связи с введением новой системы финансирования у нас возникли проблемы только с начальной школой №18, в которой наряду с общеобразовательными функционируют и специальные коррекционные классы для слабовидящих детей. Но мы подали заявку в край, и нам удалось отстоять эту школу: нам добавили финансирование и теперь школа отвечает всем нормам и запросам.
С 1 сентября 2009 года средняя школа № 27 будет реорганизована и присоединена к школе № 28, расположенной в нескольких десятках метров от нее. Ученики школы № 27 переводятся в школу № 28 классами-комплектами вместе с педагогами. В стенах школы №27 расположится специальная коррекционная школа №15, которая сейчас находится в здании бывшего детского сада, а там недостаточно площадей для ведения коррекционного образовательного процесса.
В связи с техногенной аварией, произошедшей на территории БКПРУ-1, нам также пришлось закрыть школы № 26 и 21. Тем не менее, вопрос с обучением детей решен: классы и преподаватели были переведены в школы №14 и № 1, специально до школы № 14 администрацией города был пущен автобусный маршрут, а детей до школы № 1 доставляют школьными автобусами".
Тамара Кириллова, начальник управления образования Усольского района: "По закону об образовании сельские школы не должны закрываться. Но в связи с сокращением количества детей в поселениях (как следствие - сокращение финансовых возможностей) и оптимизацией сети приходится это делать.
Исторически мы мыслим традиционно: школа – очаг культуры, - но сегодня меняются подходы к организации образовательного процесса, санитарно-гигиеническому, техническому и прочему обеспечению, развивается дистанционная модель получения знаний. Приходится пересматривать, корректировать свою работу. Обучать должны высоквалифицированные кадры, применяться все современные методики. А в сельской местности кадровая проблема стоит особенно остро. Наш край в числе 31 субъекта РФ, в которых действует комплексный проект модернизации образования. Всего на его выполнение будет потрачено 3 года. Сейчас мы уже второй год его воплощаем. Проект спорный и дискуссионный.
Реорганизована одна из средних школ Усолья (стала основной, девятилетней), приходится закрывать малочисленную Щекинскую основную школу и переводить старших детей в Березовскую школу, которая находится в 18 километрах. Начальную школу попытаемся оставить в существующем здании д. Щекино".
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/sotsium
[2] https://www.beriki.ru/author/sergei-volodin
[3] https://www.beriki.ru/author/lyudmila-klimova
[4] https://www.beriki.ru/partnery/gazeta-nash-solikamsk