Помните старый анекдот, как старушка жалуется продавцу овощного отдела, что хотела бы купить пять килограммов картошки, да боится, что не донесет? На что хозяйка отдела ей отвечает: «Берите, бабушка! Я вам так взвешу, что донесете!» Очень жизненный анекдот, поскольку нет в Березниках ни одного человека, которого хотя бы раз не обвесили при покупке продуктов питания.
Как-то одна моя знакомая по дороге на работу купила полкилограмма огурцов в киоске возле Дома учителя. По дороге решила пересчитать, во сколько же ей обошелся каждый огурчик. Сумма оказалась настолько значительной, что наша героиня завернула в первую попавшуюся столовую, где попросила перевесить товар. Подозрения подтвердились – ее обвесили на 300 г. В другой раз, остановившись у киоска на ул. Юбилейная, она решила побаловать себя яблочками стоимостью, скажем, 64 рубля за килограмм. Стрелка весов показывала ровно 500 г, и покупательница уверенно протянула продавцу необходимые 32 рубля. Однако та, со знанием дела понажимав на кнопки калькулятора, объявила, что покупка обошлась в 48 рублей и никак не меньше.
Любовь НЕСТЕРОВА, специалист - эксперт северного территориального отдела управления «Роспотребнадзора» по Пермскому краю: – Действительно, наиболее часто обвешивают и обсчитывают покупателей как раз в киосках, торгующих овощами и фруктами на улице. Скандалить по этому поводу с продавцом совершенно бесполезно, а лучше обратиться к владельцу торговой точки, табличка с именем и телефоном которого должна висеть на видном месте.
Но и крупные магазины не отстают в надувательстве наивных покупателей. Увидев в супермаркете над корзинкой с зефиром магическое слово «скидка», одна пожилая гражданка радостно приобрела на все имеющиеся у нее деньги аж три упаковки. А потом долго пыталась понять, почему на кассе с нее потребовали значительно большую сумму. Побросав обратно зефир, она хлопнула дверью, заявив, что ноги ее больше в этом магазине будет.
Любовь НЕСТЕРОВА, специалист - эксперт северного территориального отдела управления «Роспотребнадзора» по Пермскому краю: – Самое больше количество поступающих к нам жалоб касаются как раз неразберихи с ценниками. На мой взгляд, это не сознательный обман покупателя, а введение его в заблуждение из-за халатного отношения к работе. Дело в том, что цены меняются чуть ли не каждый день, поскольку магазины получают товар от разных поставщиков и по разным ценам. Новую стоимость они обязательно забивают в компьютеры, а вот переписать ценники не всегда успевают.
Как-то, собираясь на выходные в сад, одна утомленная трудовой неделей дама решила «под завязку» затариться в магазине по пр. Ленина. До краев наполнив корзинку провизией, она тяжело взвалила ее на стол возле кассового аппарата. Но когда попыталась проследить, не пробивает ли кассирша чего-нибудь дважды, обнаружила, что табло кассового аппарата скрыто за рядами жевательной резинки.
Любовь НЕСТЕРОВА, специалист - эксперт северного территориального отдела управления «Роспотребнадзора» по Пермскому краю: – Раньше в Правилах продажи было прописано, чтобы табло на кассе не загромождалось, и покупатель мог его видеть. Сейчас законодательство требует только наличие кассового аппарата, а видно его или нет, мы во время проверок внимания не обращаем. Обнаружить, что его обсчитали, покупатель может, только проверив чек. С начала этого года к нам поступила только одна жалоба, связанная с обсчетом на кассе.
Конечно, проблему всегда можно решить на месте. Как это случилось с покупательницей, обнаружившей в магазине на перекрестке улиц Юбилейная и Свердлова, что в ее чеке вместо двух купленных пачек сигарет пробито аж 28. И сдачу она получила с учетом этого оплаченного, но оставшегося в магазине товара. Сначала разбираться в ситуации кассир наотрез отказалась, ссылаясь на то, что «не она, а машина считала, а значит, ошибки исключены». Действительно, при сканировании обозначенного на ценнике штрих-кода ошибок нет, но они возникают, когда кассир вручную пробивает количество товара.
В общем, спасать свое здоровье и деньги надежнее нам самим, проверяя чеки и пересчитывая сдачу. А в случае обмана – не стесняться просить Жалобную книгу и обращаться к администрации магазина, а еще лучше – к директору торговой сети. Да не с устным обращением, а с претензией, написанной в двух экземплярах. Как правило, работники торговой сети избегают огласки таких нелицеприятных историй.
Текст: Ольга Половникова [3], березниковская независимая газета “Неделя.RU” [4]
Илл. из архива «Иной газеты»
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/potreblenie
[2] https://www.beriki.ru/author/olga-polovnikova
[3] https://www.beriki.ru/tag/olga-polovnikova
[4] https://www.beriki.ru/partnery