Обаятельный, энергичный и искренний… В Паше Ефремове столько легкости и стремительности, что в какой-то момент начинаешь бояться: еще мгновение – и он расправит невидимые крылья и взлетит. Наш разговор прервется, а он отправится по своим многочисленным и очень важным делам. К трехмесячному сынишке Мише, к своим ученикам в театральную студию «Росинка», на репетицию очередного спектакля театра «Бенефис». И обязательно будет в этой суете счастлив потому, что научился ценить жизнь в каждой, казалось бы, незначительной ее детали.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ШКОЛА ЖИЗНИ
Паша охотно рассказывает мне обо всех своих наградах, об участии в фестивалях и конкурсах. Он выдает мне информацию четко, торопливо, рисуя «картинки», кажущиеся ему необходимыми для газетного формата. При этом совсем не возникает ощущения рисовки или бахвальства. В какой-то момент ты понимаешь, что эта торопливость – от трогательного, по-детски непосредственного, но уже и по-своему мудрого стремления скорее жить и чувствовать.
– Я пришел в театральное искусство в 8 лет, после того, как не стало моей мамы, – говорит идущий рядом легкий, словно лишенный земного притяжения человек. – Не знаю, что бы из меня вышло, если бы судьба мне не подарила встречу с моим педагогом Эммой Андреевной Казаковой. Благодаря ей я очень многому научился в плане актерского мастерства и вокала, стал дипломантом конкурса «Утренняя звезда», дважды лауреатом «Артиады народов России», победителем конкурса вокалистов «Новые имена Перми».
К участию Павла в фестивале актерской песни «Соломенная шляпка», который проходил 29 мая в Перми, готовились всей немногочисленной труппой театра «Бенефис». Главный режиссер театра Александр Староскольцев занимался постановкой двух номеров (партия «Труффальдино» и песня, известная нам по фильму «В бой идут одни старики» – «Смуглянка»), актриса Елена Зебзеева работала над прическами его героев, остальные – готовили костюмы, записывали «минусовку». Так что диплом лауреата фестиваля – заслуга всей труппы.
– Я считаю большим плюсом, что в начале своей творческой карьеры я оказался именно в этом театре, – с теплотой в голосе, с которой обычно говорят о родных людях, рассказывает Павел. – Сегодня я знаю весь театральный процесс изнутри: где крепится штакетник, как правильно набиваются половицы и как обслуживать костюм. Наша труппа состоит из восьми человек, и мы – единая семья: делимся друг с другом секретами, забавными курьезами. Наш «папа» Александр Кимович не дает нам спуску (Паша улыбается). Он постоянно подпитывает нас новыми мыслями, и мы живем полной интересной жизнью!
Слушаю этого улыбчивого молодого человека и удивляюсь тому, сколько в нем позитива: таких людей сложно испугать трудностями и уж точно не сломать. Всем известно, как тяжело живет сегодня альтернативный муниципальному – драмтеатр «Бенефис». Выживает, точнее. На энтузиазме, на бескорыстной любви к театру – практически никакой финансовой поддержки у «Бенефиса» сегодня нет. Здесь актеры – и декораторы, и завлиты, и рабочие сцены, и костюмеры, и музыкальные оформители. В общем, школа «выживания», конечно, для 21-летнего актера серьезная.
О ВЕРЕ И СОКРОВЕННОМ
Впрочем, испытания на долю Паши Ефремова выпадали и посерьезнее. Поэтому, когда разговор касается веры, он, не задумываясь, отвечает:
– Да, я – верующий человек. И хотя мои родители мусульмане, я уверен, что Бог один. Я доверяю ему: пока он меня направлял только по верному пути. Несколько лет назад я был на волосок от смерти (это давняя история и вспоминать ее не хочется), но за меня молились близкие и друзья. Мне словно дали вторую жизнь, и теперь я стараюсь проживать каждый день, как будто он последний. Конечно, иногда ленюсь и расслабляюсь… Но стараюсь работать над собой: много читаю, смотрю фильмы, спектакли.
Сегодня Паша учится на последнем курсе Екатеринбургского государственного театрального института. Между прочим, у профессора Вячеслава Анисимова, прямого ученика Товстоногова. Кстати, Александр Староскольцев тоже ученик Анисимова и последователь «театра воспитания души».
– Со сцены нужно говорить о чем-то сокровенном, – размышляет достойный воспитанник своих учителей. – Говорить о том, что затрагивает душу, преображая ее. Современная драматургия, по-моему, уходит от этой задачи. К 9 мая мы показывали пьесу «А зори здесь тихие...»: ветераны плакали, молодые люди несколько минут после окончания спектакля, потрясенные, сидели в тишине и только потом зааплодировали. Людям необходимо снова и снова напоминать об этой трагедии, когда мечта, война, юность совпали… Есть в нашем репертуаре спектакль «Брачный договор», эпиграфом к которому, я как заведующий литературной частью театра, выбрал народную мудрость: «Что имеем, не храним. Потерявши – плачем». К сожалению, мы сегодня, действительно, не храним взаимоотношений, и об этом нужно говорить, об этом нужно заставлять думать.
«А ты бережно хранишь то, что имеешь?» – спрашиваю Пашу Ефремова напоследок. Он, жмурясь от солнышка, со свойственной ему легкостью и открытостью отвечает:
– Представляете, мой трехмесячный сынишка сегодня в первый раз засмеялся! Этот, казалось бы, пустячок согрел меня на весь день. Я стараюсь хранить эти минуты в памяти. Кстати, в день, когда малыш родился, у меня должна была начаться сессия. Я позвонил в институт и стал растерянно объяснять, что приехать вовремя не смогу. Сдал госэкзамен через неделю после рождения сына – на «отлично», мою миниатюру признали лучшей. Думаю, это мне Бог помог… и мой Мишка.
Текст: Елена Азанова [2], березниковская независимая газета “Неделя.RU” [3]
Фото: Вадим Белов
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/author/elena-azanova
[2] https://www.beriki.ru/tag/elena-azanova
[3] https://www.beriki.ru/partnery