В неберезниковских СМИ появилась первая реакция на решение Березниковской городской Думы о восстановлении в Уставе города нормы, предполагающей избрание главы города путём всеобщего голосования. Любопытно, что комментаторы старательно указывают на принадлежность депутатов, проголосовавших за эту норму, к т.н. «движению «Березниковский характер», и избегают даже намёков на то, что идея отмены всенародных выборов мэра также принадлежала БХ. Имеются и другие «мелкие» неточности, умолчания и недоговаривания. Нашим читателям будет небезыинтересно ознакомиться с одной из таких публикаций. Опубликовано портало УралПолит.ru, оригинальный заголовок: «Березники повернулись к народу мэром», автор – Александр Боталов.
Депутаты городской думы Березников Пермского края проголосовали за внесение поправок в Устав города, согласно которым глава Березников будет избираться прямым голосованием жителей. Это решение стало итогом почти двухмесячного обсуждения системы управления городом, в котором участвовали как депутаты, так и представители общественности Березников. В первом чтении изменений Устава, которое состоялось в марте 2009 года, 24 из 25 городских депутатов высказались за них. Эксперты «УралПолит.Ru» с пониманием отнеслись к решению березниковских парламентариев, отмечая обилие негатива в «радикальной» форме реализации Федерального закона № 131. Об этом – в материале «УралПолит.Ru».
Напомним, по инициативе депутатов гордумы Веры Поморцевой и Валерия Рахмуллина из Устава изымаются положения о том, что глава города выбирается из состава депутатов, а руководителем администрации назначается наемный сити-менеджер. Данная схема была внесена в Устав четыре года назад. В ходе публичных слушаний, состоявшихся 15 мая, жители Березников выступили за принятие поправок. На заседании, прошедшем вчера, 26 мая, из 25 депутатов городской думы 19 проголосовали «за», трое воздержались и трое отсутствовали на заседании. Для принятия решения необходимо было, чтобы две трети депутатов, то есть 17 человек, проголосовали «за». Стоит отметить, что против принятия поправок не было подано ни одного голоса депутатов.
Как сообщает «КоммерсантЪ-Прикамье», глава города Андрей Мотовилов считает, что «всенародное голосование работает в городе», поэтому процедуру и не стоило менять. Мотовилов уверен, что принятое депутатами решение не осложнит отношения территории с краевыми властями.
Эксперты «УралПолит.Ru» были практически едины в поддержке решения березниковских депутатов. Напомним, что инициаторы внесения поправок в систему избрания главы муниципалитета ссылались на то, что практика многих городов Прикамья, в которых схема «мэр плюс сити-менеджер» была применена, показала, что данная форма управления городом не оправдала себя. «Часто между главой и сити-менеджером возникают конфликты, которые нередко приходится решать через суд. И такие конфликты, конечно же, не являются позитивными в отношении управления городом», – цитировала газета «Березниковский рабочий» депутата гордумы Веру Поморцеву, одного из инициаторов поправок.
Эксперты подчеркивают, что негативные примеры реализации федерального закона действительно есть, и не только в пермской, но и федеральной практике. «На самом деле в настоящее время в России складывается 2 тенденции, – отметил в беседе с корреспондентом «УралПолит.Ru» ректор Высшей школы приватизации и предпринимательства (г. Москва), доктор экономических наук, профессор Виталий Кошкин. – Первая – это выстраивание вертикали власти в муниципальном управлении. И вторая – независимость органов местного самоуправления и их связь с народом. Если реализуется первая, то мы потеряем местное самоуправление как таковое».
По мнению Кошкина, «у нас проблема в том, что не найдена оптимальная сочетаемость централизованного управления и самоуправления». В то же время доктор наук отметил, что выстраивание вертикали в МСУ – это опасная тенденция. «Сейчас всё списывается на кризис, проще назначить, чем выбрать. Но в таком случае мы потеряем местное самоуправление, сама идея МСУ умрет», – отметил он.
Анатолий Козерадский, председатель Законодательного собрания Нижегородской области, в беседе с журналом «Эксперт» в период обсуждения процедуры избрания мэра Нижнего Новгорода заметил, что «в очень больших городах и на очень больших территориях, там, где деньги действительно зарабатываются непосредственно на территории, мэры и главы администраций должны все-таки избираться». «Это даст возможность иметь две ветви власти, которые создают друг другу противовес. Тогда даже имеющиеся объективные противоречия (например, принятие бюджета, принятие программы социально-экономического развития) действуют на благо людям, – отмечал Козерадский. – В больших городах и в больших районах нужны и административный, и депутатский подходы». В «маленьких районах, там, где деньги не зарабатываются, в районах, являющихся дотационными» главы местного самоуправления должны, по мнению Козерадского, избираться из депутатов. Он считает, что для этого приемлемо даже приглашение специалистов из региональных центров.
«Мне импонирует позиция депутатов города, которая идет вразрез с откровенно насаждаемой администрацией губернатора системой выборов мэра из числа депутатского корпуса, – отметил в беседе с корреспондентом «УралПолит.Ru» глава Российской ассоциации политических консультантов Алексей Швайгерт. – Краевая администрация лоббирует самый «радикальный» вариант организации местного самоуправления из предлагаемых ФЗ-131, будучи в полной уверенности, что подобная схема является отличным выходом из имеющегося системного политического кризиса, когда ставленники «партии власти» проигрывают муниципальные выборы».
По мнению Алексея Швайгерта, интересен опыт внедрения подобной схемы в соседних регионах Урала: «Возьмем для примера нефтяной Ханты-Мансийский АО и Челябинскую область. На северах такая схема прижилась ввиду невероятно жесткой иерархии власти, когда губернатор вмешивается и тотально контролирует муниципальную власть. Другое дело – Челябинская область».
Как отметил Алексей Швайгерт, яркий пример негатива – город Миасс Челябинской области, «где схема выбираемого из числа депутатов мэра дала почву для серьезной экспертной оценки ее жизнеспособности». «Оказалось, что такая схема неизбежно провоцирует конфликты между главой города и сити-менеджером, – отмечает эксперт. – Более того, расплывчаты сферы ответственности как сити-менеджера, так и главы города: появляется желание списывать все ошибки в муниципальном управлении друг на друга. И уволить наемного сити-менеджера до окончания срока контракта практически невозможно. В начале апреля 2009 года правительство Челябинской области разослало рекомендательное письмо главам муниципальных образований воздержаться от схемы организации местного самоуправления с сити-менеджером. Аргументы, дословно, следующие: «Введение схемы с сити-менеджером при сегодняшнем состоянии правовой и политической культуры общества содержит значительные риски разрушения системы местного самоуправления. Разделение должностей главы муниципального образования и главы местной администрации объективно снижает общий уровень управляемости в территории и нивелирует ответственность главы муниципального образования. В условиях экономического кризиса снижение управляемости может самым негативным образом отразиться на положении населения. Сити-менеджер фактически неподконтролен населению; всенародно избранный глава администрации, наоборот, более подконтролен депутатам представительного органа и населению».
Стоит отметить, что Березники не одиноки сегодня в желании изменить форму избрания муниципального главы. «Ирония политической реальности заключается в том, что в эти же дни дума Кургана отказалась от выборов мэра, которые должны были пройти в октябре 2009 года, и перешла на схему выборов мэра из своих рядов, – отметил в интервью «УралПолит.Ru» директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин. – При этом депутаты Курганской гордумы «своими руками» перенесли выборы «себя», то есть депутатов, с весны 2010 года на осень 2009 года, чтобы совместить сроки выборов».
«В случае с Березниками все не так скороспельно: только в 2011 году мэр будет избран прямым голосованием, – продолжает Анатолий Гагарин. – Курган сумел, как говорят в таких случаях, «переобуться в воздухе». Такие города, как Нижний Тагил, Соликамск, Серов, Миасс, Мегион и другие, будут пытаться применять эту схему на себя».
В целом эксперты пессимистично смотрят на стремление краевой власти «перековать» муниципалитеты на новую систему избрания глав, отмечая, что это может привести не к решению проблем крайадминистрации, а к возникновению новых. «Реформаторская позиция губернатора Чиркунова мне близка и понятна, – отметил Алексей Швайгерт. – Однако столь поспешное желание в массовом порядке «перековать» муниципалитеты на новую систему выборов вызовет недовольство местных элит и ожесточенное сопротивление. Даже если под нажимом края вносимые поправки пройдут, а в новом цикле выборов главы будут избираться из числа депутатов, а не всенародным голосованием, то проблем управленческого характера не только не поубавится, но и существенно увеличится. С чем столкнется Олег Чиркунов? С конфликтными администрациями муниципалитетов, в которых резко возрастут кулуарные интриги, местечковая «возня». Глава города станет зависимым от депутатов, которые избрали его из «себе подобных», и, соответственно, он будет обязан всем «услужить». Возникнет и вторая ось конфликта, которая будет разворачиваться вокруг сити-менеджера и его команды. Рано или поздно каждый сити-менеджер решает стать мэром, у него появляются политические амбиции».
«Текущая политическая ситуация в Березниках, надеюсь, остановит столь безапелляционное давление на муниципальную власть, – заметил Алексей Швайгерт. – В конце концов, местная власть имеет право на самоопределение и самостоятельное решение определенных вопросов в рамках действующего законодательства».
Стоит отметить, что следующие выборы главы Березников ожидаются в апреле 2011 года. Изменения в Уставе вступят в силу после регистрации их в органах юстиции. Согласно закону сделать это предстоит до середины июля.
Подготовил: Антон Пятница
Илл. из архива «Иной газеты»
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/vlast-i-politika
[2] https://www.beriki.ru/author/anton-pyatnitsa