Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами, иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги). Методом «контрольной закупки» проверялось внедрение Административного регламента предоставления услуг ГИБДД и миграционной службы города Березники.
Административные регламенты Федеральной миграционной службы РФ
Осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации
Методом «контрольной закупки» проверялось внедрение Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утвержденного приказом ФМС РФ от 20 сентября 2007 г. N 208).
Был проведен эксперимент в отделе УФМС России по Пермскому краю в г.Березники, в рамках которого производилась оценка качества информирования о порядке предоставления государственной услуги, соответствия помещений для приема граждан стандарту комфортности и т.д.
Были выявлены следующие важные особенности исполнения требований административного регламента:
Соответствие места предоставления услуги стандарту комфортности: Отсутствуют условия для приема людей с ограниченными возможностями. Так, несмотря на то, что пункт 45 административного регламента указывает на обязательное наличие «пандусов, специальных ограждений и перил, обеспечивающих беспрепятственное передвижение и разворот инвалидных колясок», данное требование на практике не исполняется. Это относится как к входу в здание, так и к внутренней планировке. В зале приема в ходе эксперимента не было зафиксировано «столов для обслуживания инвалидов размещенных в стороне от входа с учетом беспрепятственного подъезда и поворота колясок».
Кроме того, субъект закупки не смог обнаружить работающий гардероб и туалет, что предписывается пунктом 44 регламента. Данным пунктом устанавливается необходимость оборудования помещения системой кондиционирования воздуха, отсутствие которой было также отмечено в ходе эксперимента.
Информирование о порядке предоставления услуги: в ходе эксперимента в помещении УМФС оценивался информационный стенд. Большая часть обязательной к размещению информации (пункт 32 регламента) присутствует за исключением, адресов Интернет-сайтов и электронной почты органов, в которых заявители могут получить бланки документов, необходимые для осуществления регистрационного учета, а также не прописан порядок получения консультации. Было отмечено, что размещенные на стенде материалы напечатаны мелким (стандартным) шрифтом, что делает их фактически недоступными для слабовидящих людей.
При личном обращении исследователя к специалисту, у последней не оказалось личной информационной карточки (бейджа), предписанной пунктом 43. В целом общение произвело положительное впечатление: на 4-ку по 5-ти бальной шкале «вежливость, понятность». Однако на вопрос о комплекте документов необходимых для регистрации по месту пребывания, было зафиксировано отклонение от текста регламента, пункта 16. Сотрудница УФМС назвав «документ, удостоверяющий личность» и «документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина», забыла упомянуть о необходимости писать заявление, о регистрации по месту пребывания. Кроме того, дополнительно запросила военный билет или приписное свидетельство, которые не указаны в комплекте необходимых документов, для регистрации по месту пребывания. Это особенно важно с учетом, что субъектом закупки являлся молодой человек призывного возраста. Фактически оказание государственной услуги оказалось поставленным в зависимость от выполнения иных обязанностей, что может указывать на сговор органов ФМС с военкоматом. Следует упомянуть, что Конституционный суд РФ признал такую практику незаконной. Продолжительность консультации составила 7 минут.
Административные регламенты Министерства внутренних дел РФ
Исполнение государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним
Методом «контрольной закупки» проверялось внедрение Административного регламента исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (Приложение N 2 к Приказу МВД России от 24.11.2008 N 1001).
Был проведено 2 эксперимента по получению информации о порядке исполнения государственной функции (частичная закупка), субъектами которых выступали физические лица. В обоих случаях исследователям не удалось вступить в контакт с сотрудниками государственной инспекции дорожного движения березниковского городского округа.
Были выявлены следующие расхождения с требованиями регламента:
Несоблюдение требований информирования о порядке исполнения функции: при ответе на телефонные звонок сотрудник ГИБДД назвал только подразделение, не упомянув свою ФИО и должность, хотя согласно пункту 14 регламента он обязан это делать. Тем не менее, ответ сотрудника удовлетворил исследователя, получившего информацию о полном перечне необходимых документов. «Ответ был беглым, но достаточно вежливым и вполне понятным».
Из содержания информационных стендов исследователю не удалось установить размеры государственной пошлины за совершение регистрационных действий, а также не было обнаружено адресов ближайших кредитных организаций, где можно уплатить пошлину, что является обязательной информацией к размещению согласно пункту 12 регламента.
Несоответствие места исполнения функции стандарту комфортности: Подразделение инспекции находится на третьем этаже здания, для людей с ограниченной подвижностью оно фактически недоступно, притом, что пункт 29 регламента предписывает размещение помещений для приема граждан «по возможности» на нижних этажах здания. Пункт 32 предписывает оборудование мест для ожидания приема, стульями, столами (стойками) для возможности оформления документов, а также туалетом. Как выяснилось в ходе эксперимента, в помещении отсутствуют столы и свободный доступ в туалет. Наличие гардероба не предусмотрено в тексте регламента (на практике его тоже нет), что серьезно осложняет жизнь посетителям. И в тексте регламента, и в помещении инспекции отсутствуют пандусы, что делает невозможным посещение, например для молодых мам с колясками.
Что касается сроков исполнения функции, были зафиксированы следующие систематические нарушения. 4-го марта 2009 года первый исследователь добрался до инспекции в 16-20. Несмотря на то, что время работы на табличке указано «до 17-00», все двери кабинетов были заперты. 6-го марта в 15:30 вход в инспекцию оказался закрыт второму исследователю, несмотря на то, что на вывеске был указан график работы до 16:00. То есть фактически инспекция устроила саботаж, сократив рабочие дни на 30-40 минут. Притом, что пункт 26 регламента ставит в обязанность при составлении графика приема граждан в регистрационных подразделениях учитывать разнообразные факторы, позволяющие обеспечить оптимальные условия для приема граждан. Гипотеза о не востребованности услуги не подтвердилась в ходе второго визита исследователя 5-го марта.
Пункт 14 регламента устанавливает, что среднее время ожидания в очереди на консультацию в подразделении в случае предварительной записи не должно превышать 20 минут. Со слов исследователя, предварительной записи на консультацию в подразделении не существует. Придя на прием без записи, после 25 минут ожидания в очереди в кабинет № 4, где оказывалась консультация, попытки исследователя получить услугу, были прекращены, поскольку за этот период очередь продвинулась лишь на одного человека из 10-ти ожидавших приема. Тем самым формального отклонения от текста регламента зафиксировать нельзя, однако, налицо факт ущемления интересов потребителей – высокие временные издержки при значимой востребованности государственной функции.
Кейс 3/ 1001_МВД_59 по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (Приложение N 2 к Приказу МВД России от 24.11.2008 N 1001)
Государственная инспекция дорожного движения березниковского городского округа
г. Березники Пермский край
4-5 март 2009 г.
Административный регламент Министерства внутренних дел РФ исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (Приложение N 2 к Приказу МВД России от 24.11.2008 N 1001)
Ситуация описана гражданином города Березники.
4 и 5 марта 2009 года гражданин производил анонимную закупку услуги по регистрации автомобилей.
Сразу надо отметить, что в Березниках здание местного отдела Госавтоинспекции впервые искать очень трудно: учреждение располагается на окраине города, далеко (20-25 минут ходьбы) от остановок общественного транспорта, причем на подходах к зданию нет даже тротуара для пешеходов, приходится шагать по проезжей части. Перед зданием имеется парковка для автомобилей. На развилке дорог недалеко от здания есть указатели, но само учреждение опознать издали трудно: в этом четырехэтажном кирпичном здании располагаются несколько учреждений. О том, что здесь ГАИ, извещает только небольшая (20 на 40 см) табличка у неприметной железной двери.
Посетителей принимают на третьем этаже, куда можно добраться только по обычной подъездной лестнице. Никаких пандусов для инвалидов. Страшная железная дверь на входе на третий этаж – и за ней открывается вид на унылый коридор с кабинетами, обшарпанный (фото прилагаются).
4 марта гражданин добрался до ГАИ в 16-20. Несмотря на то, что время работы на табличке указано «до 17-00», все двери кабинетов были заперты, окошки были закрыты, коридор пустынен, посетителей не было. На другой день, 5 марта 2009 года, гражданин еще раз попытался получить услугу. На этот раз жизнь в учреждении была. Спросив у первого попавшегося сотрудника в форме, где можно проконсультироваться по поводу регистрации автомобилей, получил ответ: «В четвертом кабинете». Бейджиков на сотрудниках нет. На стенах есть информационные стенды, содержащие большую часть из регламентированной информации.
К кабинету № 4 стояла очередь – человек 10. Стульев на всех не хватило, примерно половина стояла, стоять пришлось и нашему гражданину. Стоит отметить, что ни гардероба, ни туалетов, доступных посетителям, в помещении нет. За 25 минут, которые гражданин простоял в очереди, из кабинета № 4 вышел один человек, то есть очередь продвинулась на одного. А за гражданином города Березники за это время уже заняли очередь двое граждан.
Попытка получения государственной услуги не удалась. Ушел с ощущением, что в местном отделе ГИБДД к простым гражданам относятся плохо, если бы была возможность получить аналогичную услугу у частников, пусть за деньги, – обратился бы к ним, чем терпеть такое издевательство за бесплатно.
Текст: Центр гражданского анализа и независимых исследований "Грани"
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/lichnoe-mnenie