В березниковской системе образования происходят перемены. К лучшему ли, к худшему ли – покажет время. Опасения, разумеется, имеют право быть. В частности, продолжается ликвидация детского дома № 1. Бурные обсуждения и противоречивые мнения вызывает идея создания в Березниках негосударственного (читай: частного) детского сада. На базе школы № 10 в новом учебном году начнёт работу Новый образовательный центр, исключительно для старшеклассников. А тут ещё и ЕГЭ, который станет единственной формой выпускных экзаменов, а в большинстве вузов – и единственной формой экзаменов вступительных. Словом, есть, о чём поговорить. А теперь обо всё этом подробнее.
СУДЬБУ СИРОТ РЕШИТ СУД
Наша редакция продолжает следить за ситуацией вокруг ликвидируемого Детского дома № 1.
Напомним, в рамках реструктуризации сети детских домов на территории Пермского края, данное учреждение (кстати, последнее в нашем городе учреждение такого типа) подлежит ликвидации до конца текущего года. Однако процесс пошел с явными нарушениями. В частности, во внимание не был принят отказ детей от перевода, тогда как законодательством предписан обязательный учет мнения детей-сирот.
Как сообщили нам сотрудники учреждения, процесс ликвидации продолжается. На сегодня пятеро детей в возрасте до 10 лет уже переведены в Добрянский детский дом. Остальным детям дана возможность доучиться и сдать экзамены. К концу, лета, как ожидается, все воспитанники покинут родные стены.
Между тем, как ранее сообщала наша газета, Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков обратился в прокуратуру Пермского края с тем, чтобы надзорный орган дал оценку законности процесса ликвидации. Омбудсмена возмутил тот факт, что мнения самих детей никто не спрашивал, а, кроме того, отсутствует необходимое в таких случаях отдельное экспертное заключение по каждому ребенку.
– В настоящий момент краевая прокуратура запросила все документы, связанные с ликвидацией Детского дома №1, – сообщил Павел Миков. – Готовится исковое заявление в суд об оспаривании имеющегося экспертного заключения, которое не соответствует требованиям законодательства. По сути, оно было принято некоей комиссией без детального анализа последствий ликвидации Детского дома для каждого воспитанника. Окончательное решение будет за судебной инстанцией.
Говоря о возможных перспективах этого дела, Павел Миков отметил, что на сегодня подобных прецедентов пока не было, поэтому результат оценить сложно.
ДЛЯ РЕБЯТ СОЛИДНЫХ ПАП
Проблема нехватки мест в детских садах разродилась-таки проектом создания негосударственного дошкольного учреждения. Эта идея обсуждается уже не первый год. Правда, пока участие в проекте кажется для большинства родителей малопривлекательным и недостижимым.
На последней встрече в Комитете по вопросам образования, где обсуждался проект, желание принять участие в нем высказал… только один родитель. Из шестидесяти участников встречи, чьи дети дожидаются своей очереди в муниципальный детсад и которые, услышав о коммерческой стороне дела и необходимости финансового участия мам и пап, просто встали и ушли. Не удивимся, что он окажется и одним из родителей всех двух тысяч маленьких березниковцев, которые также значатся в списке КВО. Дело в том, что проект, который почему-то называется региональным, предполагает участие в нем исключительно частных инвесторов и соинвесторов в лице некоммерческого партнерства.
Частный инвестор в Березниках уже отыскался – руководитель центра развития интеллекта «С пеленок» Надежда Пестерева. Она готова взять кредит порядка 2 млн. рублей на то, чтобы открыть первые две группы для самых юных воспитанников от года до трех лет. Именно такая сумма потребуется, чтобы частично отремонтировать здание бывшего реабилитационного центра «Росток», в котором планируют разместить группы. Это пока, потому что на восстановление всего здания, которое, к слову сказать, принадлежит к числу первых построек в городе, потребуется уже 10 млн. рублей – сумма для наших инвесторов пока неподъемная.
А вот некоммерческое партнерство – это и есть мамы и папы будущих воспитанников, вернее, их кошельки. Пока (в согласии одного соинвестора) «сошлись» на сумме в 50 тысяч рублей, так сказать, первоначальный взнос за садик. Который, якобы, будет направлен на те нужды дошкольников, на которые пожелают сами родители.
Ежемесячная плата за коммерческий сад будет в пять раз выше, чем в муниципальном – порядка 5-ти тысяч рублей. Организаторы предполагают, что на эти расходы будет направлено пособие родителям детей, не посещающим муниципальный детский сад, которое «очередники» будут получать с осени этого года.
«Главными отличительными особенностями детского сада, – подчеркивает руководство КВО, сопровождающего проект, – станут современные образовательные программы и технологии, которые РЕАЛЬНО обеспечивают индивидуальный подход к каждому ребенку, индивидуальную помощь каждой семье в воспитании и образования с учетом особенностей ребенка и социального запроса самих родителей». Жаль, что для наших «муниципальных» детей такой подход в образовании пока НЕреален, но и для родителей, чьи дети видят муниципальный сад только во сне, заманчивые перспективы негосударственного сада пока тоже – фантазия «на тему».
Так что цели проекта обрисованы, озвучены даже сроки – с марта 2009 по март 2010 г., но реальное его воплощение в жизнь подвергается сомнению. Как нам пояснила инвестор Надежда Пестерева, без участия соинвесторов, выше перечисленных, открыть сад будет невозможно. А открывать группу на одного ребенка – это уже не сад получается. Это уже няня с ребенком. При наличии индивидуального подхода, разумеется.
ОБРАЗОВАНИЕ ПО-НОВОМУ
С 1 сентября на базе школы № 10 начинает работу новый образовательный центр (НОЦ) для старшеклассников.
Это не означает, что всех учеников среднего звена переведут в другие образовательные учреждения: они продолжат учебу в стенах родной школы. Ученики начальной школы перейдут целыми классами вместе с учителями в школы № 16 и 11.
Чем же отличается обучение в НОЦ от обычной школы? Этот проект создания новых образовательных центров был предложен губернатором Пермского края Олегом Чиркуновым для создания равных возможностей среди учащихся сельских районов и городских школ. Причем в сельской местности НОЦы создаются с интернатом, где ученики из отдаленных уголков Пермского края не только учатся, но и живут. В условиях города НОЦ – это формирование новой учебной базы, которая позволит ребенку получить более качественное образование.
– На создание НОЦ в Березниках выделено 42 миллиона рублей, из которых более 15 миллионов будет потрачено на оборудование, – говорит директор НОЦ Ольга Фарр. – А это – новые лаборатории, новые учебные классы, лингафонные кабинеты, интерактивные доски, то есть, как сейчас говорят, повышение качества образовательной услуги.
Сам процесс обучения приближен к студенческому: традиционного деления на классы здесь не будет. Все учащиеся будут разделены по направлениям, в соответствии с выбором. Но если выбор оказался ошибочным, ребенок может поменять его один раз в полгода. В НОЦе будут обучаться только старшеклассники – то есть ученики 10-11-х классов. Всю обязательную программу средней школы ребята пройдут в лекционном варианте, как студенты. А дальнейшая программа будет строиться на основании профильных занятий по выбранным направлениям.
– Для нас главное – это найти оптимальное решение между желаниями родителей, способностями ребенка и возможностями школы, – продолжает Ольга Николаевна. – Тогда обучение в НОЦ станет своеобразным стартом для дальнейшего развития молодого человека.
ЕГЭ В РАЗРЕЗЕ
В 2009 году ЕГЭ будет единственной формой выпускных экзаменов в школе и вступительных экзаменов в большинство вузов.
Главой Министерства образования и науки Андреем Фурсенко еще 19 декабря подписан указ, в соответствии с которым вводятся два дополнительных обязательных ЕГЭ по профилирующим предметам при поступлении в высшие учебные заведения. Вузы могут выбрать как вступительные три из четырех экзаменов.
Только является ли ЕГЭ панацеей в образовании? Даже ученые спорят о привлекательности такого вида экзамена. Если преподаватели университетов и институтов раньше знали, кого они берут на курс, то сейчас они набирают не умных юношей и девушек, а количество баллов, подсчитанное бездумной машиной. Ведь результат, выставленный компьютером, не позволяет определить степень умения ученика мыслить логически, что ищут в потенциальном студенте профессора и доценты.
Компьютер, кстати, может некоторые значки считать неправильно и занизить количество баллов. И как это повлияет не будущее ученика? Предполагалось, что ЕГЭ даст возможность поступления в престижные вузы талантливых мальчиков и девочек из глубинки без дополнительных волнений, но его постепенное внедрение на территории России закончилось только в этом году. Эффект от такого экзамена пока не виден: первые выпускники, сдавшие ЕГЭ в нашем городе, еще обучаются в вузах. К примеру, на семинаре педагогов Пермского края были как противники, так и защитники такого вида учета знаний учеников.
– Как срез знаний, ЕГЭ можно применять, но не по всем предметам, а только по естественнонаучным, – считает директор Добрянского НОЦ Иван Сидоров. – Гуманитарным дисциплинам такой вариант не совсем подходи. Гуманитарные дисциплины требуют развернутого ответа. А где же его взять, если нужно выставить несколько галочек в квадратиках?
Можно не соглашаться с ранее существовавшей системой образования в целом, можно спорить с тем, что итоговые знания не может оценивать обучающий педагог, но все-таки прежняя система школьного образования была универсальной. Учителя настолько полно давали учащимся свой предмет, что зачастую ученик до 10-го класса не знал, что же ему более интересно – русский или алгебра, и практически одинаково успевал по всем дисциплинам.
Сегодняшний вариант обучения, равняющийся на западную систему, предполагающий разделение учащихся по профилирующим дисциплинам, может снизить планку уровня образования, считавшегося одним из лучших в Европе. Пусть дипломы о высшем образовании советского образца и не принимались, но полученные знания, базирующиеся на школьной программе, были значительно глубже, чем пресловутый западный уровень.
Может быть, как срез знаний ЕГЭ и хорош. Но для будущего ученого гораздо важнее выстраивать логическую цепочку из имеющихся знаний, чем правильно поставить галочку в один из квадратиков.
Текст: Ольга Половникова, Юлия Ждахина, Александра Митина, березниковская независимая газета “Неделя.RU” [4]
Фото: Вадим Белов
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/sotsium
[2] https://www.beriki.ru/author/yuliya-zhdakhina
[3] https://www.beriki.ru/author/olga-polovnikova
[4] https://www.beriki.ru/partnery