Такой хитроватый прищуренный взгляд можно встретить еще у деревенских дедушек. Они смотрят так, словно все-все про тебя уже знают. Рядом с членом Союза художников России, преподавателем ПУ-28 Леонидом Ефимовичем Плесовских легко с первых минут. Так, будто ты уже не раз разговаривал с ним по душам за рюмочкой. И как у дедушки в гостях, хочется опереться щекой на руку и слушать-слушать этот убаюкивающий голос и говорить обо всем подряд.
Мы сидим в мастерской у Леонида Ефимовича за столом с самоваром. На стенах и многочисленных полках работы учеников: куклы, статуэтки, дружеские шаржи. Атмосфера – незабываемая: кажется, что в этом двухэтажном доме должны скрипеть половицы, а поленовская весна за окном должна быть вечной частью антуража. Здесь живет визуальное творчество и потому тихо, а глаз постоянно цепляется то за фантастический цветок на картине, то «уходит» по узенькой флорентийской улочке.
– О чем ты хочешь поговорить? – как закадычному другу говорит мне Леонид Ефимович и закуривает сигарету.
– Давайте о культурном пространстве нашего города поговорим! – выпаливаю я, чувствуя себя глупенькой, ничего еще не знающей девочкой.
– Слово «культура», по-моему, нигде не звучит сегодня. Ни Путин за 8 лет, пока был президентом, его не произнес, ни Медведев. А ведь рыба гниет с головы.– Леонид Ефимович говорит неторопливо, как будто вдумчиво наносит на полотно жизни густые мазки.
– Был на вашей памяти расцвет культуры в нашем городе?
– А как же! А Игорь Папков-то! – бросает яркую краску художник. – Он же недавно ушел со своего поста и, по сути, сделал для культуры города очень много. При нем открылись музей книжной культуры «Алконост», художественная галерея, памятник Алексею Решетову.
– Какой путь развития культуры вам кажется перспективным сегодня?
– В прошлом году велись разговоры с мэром Андреем Мотовиловым о том, чтобы сделать в «Авангарде» музей современного искусства, обустроить выставочные залы, показывать старые художественные и документальные фильмы 30-50-х годов, – словно прорисовывает в воображении эскиз Леонид Ефимович. – Предлагалось бывшую торговую площадь отдать под аллею художников, где они могли бы работать: «Рисуйте, ребята, продавайте здесь свои работы!» По сути, «Авангард» мог бы стать центром изобразительного и киноискусства. Глава города обещал выделить деньги на «консервацию» здания «Авангарда», чтобы оно хотя бы не разрушалось. Ведь это уникальный памятник архитектуры – таких только две постройки во всей России! Снести-то легко!
– Да, у вас вон из окон училища руины Дворца Калийщиков видны…
– Вот именно… Построен в 1951 году, снесен в 2009-м. До шестидесяти не дожил, – как о родном человеке сокрушается художник. –
Леонид Ефимович достает небольшую работу, на которой сохранились останки былого величия. Устоявшие портики на офорте, словно торжественно возвещают о силе и жизнестойкости искусства. К сожалению, культура снова выжила лишь в сердцах неравнодушных людей…
– «Пятерка» жива еще? Что-то вас давно не видно было…
– Жива, но выставочный зал краеведческого музея был долго на ремонте, потом хранилище ремонтировали. У нас сегодня это единственная площадка, на которой можно выставляться. Художников в городе много, а места для них – мало.
– Что для художника выставка, Леонид Ефимович? – задаю я наивный вопрос.
– Это своего рода отчет о проделанной работе. Бывает, хочется показать зрителю не только лирические пейзажи, но и о чем душа болит, – обозначает он вклад художника в культурную палитру города. – На картинах – наш город, наши современники, дух нашего времени. Когда рассматриваешь работы Дощеникова, примитивно, кажется. Но как они тепло смотрятся! «Играя в шашки с гостем» тоже наивно. Но он же в этой работе свое время показал! Наше время тоже уйдет и будет историей. Живопись – это начертание истории, а художники и писатели – пророки. Достоевский в «Бесах» революцию описал, не зная о том, что она произойдет. Так и мы, березниковские художники, может, и не пророчествуем, но совершаем попытку интерпретации и сохранения современности.
– Всегда ли получается диалог со зрителем?
– Да. Но, к сожалению, у нас не шибко много народу на выставки ходит. Эту культуру просто не прививают ни в семье, ни в школе. Культура восприятия искусства у нас на «заднем дворе». Хорошо, что есть такие энтузиасты, как Лариса Федоровна Коржавкина. Великолепный искусствовед, который не только доносит до зрителя замысел автора, но и привлекает его, делает культуру доступной.
Разговор с Леонидом Ефимовичем Плесовских получился настолько емким и увлекательным, что мы решили не «резать» его в угоду газетному формату. А подарить вам, дорогой читатель, несколько встреч с удивительным художником и мудрым человеком, которого все его ученики, любя и преклоняясь, называют по-семейному: «Ефимыч». Итак, размышления мастера о труде художника, о предназначении учителя, а также авторское прочтение собственных произведений – в следующих номерах нашей газеты.
Текст: Елена Азанова, березниковская независимая газета “Неделя.RU” [3]
Фото: Вадим Белов
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/lichnoe-mnenie
[2] https://www.beriki.ru/author/elena-azanova
[3] https://www.beriki.ru/partnery