Пал ещё один бастион офшорного мира — в конце прошлой недели Лихтенштейн решил подписать соглашение с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о банковской прозрачности и раскрытии информации по налоговым вопросам. Для российских «олигархов» сужение офшорного мира представляет угрозу посерьёзней всех дел ЮКОСа и повторных проверок причин аварии на БКПРУ-1 – достаточно вспомнить кипрский офшор Madura Holding LTD, чтобы понять, что правительства мира попросту вынуждают «олигархов» и коррупционеров в собственных рядах раскрыть кошельки.
Напомним, что зарегистрированная на Кипре Madura не только контролирует березниковский «Уралкалий», а выводимые – благодаря иностранной юрисдикции LTD (русский аналог звучит как «ООО») – доходы благополучно избавляет от сурового российского налогообложения и направляет на удовлетворение потребностей владельцев кипрской компании (обычно в качестве такового называется Дмитрий Рыболовлев), но и пользуется максимально возможными налоговыми послаблениями в братской Белоруссии, как консультант Белорусской Калийной Компании (БКК). Благодаря которой государство батьки Лукашенко получает мощные долларовые поступления от Беларуськалия.
Кстати, через БКК, напомним, торгуется на экспорт и продукция самого «Уралкалия». При этом, естественно, российскому налогообложению подвергаются только доходы российского предприятия. Прибыль эта, разумеется, велика – последние опубликованные итоги (за 9 месяцев 2008 года) впечатляют. 23 миллиарда рублей чистой прибыли - достаточно, чтобы каждому из 9000 березниковских калийшиков в течение года выплачивать зарплату в 200 000 рублей. А подоходного налога с этих зарплат (в части, поступающей в городской бюджет) хватило бы для того, чтобы каждому березниковскому учителю и воспитателю детского сада доплачивать почти 12 000 рублей в месяц. Впечатляет.
Однако при внимательном взгляде исключительно на открытые источники информации эти суммы впечатляют ещё сильнее – от понимания, сколько же «Уралкалий» (а соответственно, в виде налогов - российское государство и город Березники) недополучили. Сколько денег, получаемых от того, что наши, березниковские шахтёры гробят своё здоровье, наш город разрушается из-за шахтных пустот, остаётся в офшорах.
Расчёт здесь прост до банальности. 23 миллиарда рублей чистой прибыли это примерно 850 миллионов долларов, по тогдашнему курсу. Вся же выручка от реализации продукции составила за тот же период примерно 43 миллиарда рублей. Соответственно, примерно 1 миллиард 700 миллионов рублей. А теперь внимание.
Средняя цена на хлористый калий по контрактам «Уралкалия» в этот период составляла 900 долларов за тонну. В последних «докризисных» сообщениях говорилось о 1000 – 1200 долларов за тонну. Примерно – не имеет смысла вдаваться в нюансы, сколько именно и по какой цене были отпущены березниковские удобрения в Бразилию, а сколько и за сколько – в Пакистан, а сколько и почём – отечественному сельскому хозяйству. Тем более, что при таких суммах миллион долларов туда, миллион долларов сюда – значения не имеет. И простым делением получаем, что «Уралкалий» продал с января по сентябрь 2008 года (а это были самые доходные месяцы прошлого года)… немногим более 2 миллионов тонн калийных удобрений. В любом случае, не более 2,5 миллиона тонн. А теперь попрошу самого большого внимания.
За эти же самые 9 месяцев «Уралкалий» произвёл более 4 миллионов тонн калийных удобрений.
В офшорах, в том числе и союзной Беларуссии, осели возможные доходы (а соответственно, налоги российского государства и города Березники – зарплата врачей, учителей, милиционеров и т.д.) от продажи 1,5 – 2 миллионов тонн калийных удобрений. Деньги за то, что березниковские шахтёры гробят своё здоровье под землёй. За то, что город Березники постепенно уходит под землю. За то, что на Правом берегу сейчас достраивается и готовится к новому заселению [4] пенопластовое гетто.
Деньги, которые никак не вернуть и которые никогда не вернутся, если только не послать, как в 45-м году, танковые колонны в Европу, чтобы спросить: а не у вас ли зарплата наших врачей и учителей? А то у нас, знаете ли, кризис…
Сама идеология офшорного бизнеса сформировалась в 90-е гг. и держалась на том, что заработанное надо постоянно прятать и перепрятывать, а желательно прятаться и самому – лишь тогда можно спастись от хищника-государства. Причём эта идеология была характерна для всего мира. Каждый год открывались новые офшорные зоны, в старых разрабатывались новые типы компаний, придумывались новые и новые варианты комбинирования офшорных инструментов. Кончилось все это чёрными списками и карательными мерами, офшорные центры начали быстро сдавать свои позиции.
Сейчас регистрация компаний, получающих освобождение от налогов с деятельности за пределами офшорных зон, запрещена почти по всему миру. Компаниям все чаще предписывается обязательно иметь в месте регистрации свое реальное месторасположение, офис, сотрудников и т. д., что, естественно, приводит к серьезному удорожанию налоговых схем. При проверках всё чаще в расчет принимаются причины размещения бизнеса на том или ином острове: если причины будут сочтены в основном налоговыми, бизнес не сможет пользоваться льготами. Наконец, все меньше становится разница между налогообложением местного и нерезидентного бизнеса, что в итоге дает хотя и низкую налоговую ставку, но не нулевую и даже не 4-5%-ную, как было совсем недавно.
Об офшорах, пишут по этому поводу “Ведомости” [5], речь пойдёт 2 апреля в Лондоне на саммите «двадцатки», где мировые лидеры во второй раз будут пытаться выработать единую антикризисную политику. Информагентства передают, что «двадцатка» собирается составить новый черный список офшоров. Сколько государств в него войдет и по каким критериям, пока не ясно. Но вот в чёрном списке ОЭСР после решения Лихтенштейна осталось всего два пункта – Андорра и Монако.
Вероятнее всего, уйдёт в прошлое гарантированная законом конфиденциальность информации о бенефициарных владельцах компаний и их директорах. Акции на предъявителя тоже наверняка станут историей. Не исключено, что законодательство вообще будет переписано так, чтобы при международной торговле и оказании услуг нельзя было перенести центр получения прибыли на безналоговую или низконалоговую территорию. Следующий шаг – наднациональное регулирование для банков, ведущих деятельность в разных странах.
Экстремальная ситуация, в которой оказались финансовые компании и банки, заставляет их поступаться нормами и правилами, по которым они жили до сих пор. Например, конфиденциальность банковских операций в будущем, скорее всего, сохранится только на уровне запрета доступа частных лиц к данным о чужом счете. А налоговые службы, прокуроры и представители других государственных органов будут иметь доступ к этой информации практически из любой страны.
Поможет ли прозрачность победить кризис – большой вопрос. Правительство любой страны – не самый лучший предприниматель. Но, во-первых, взятки прятать будет сложнее. И это тоже важно, потому что, как показывает пример Березников, в свою очередь и бизнес – не самое лучшее правительство (даже на уровне одной небольшой локации). Во-вторых, совершенно очевидно, что это заставит бизнес более внимательно относиться к потребностям той территории, на которой живут и работают люди, создающие богатство этого самого бизнеса. Разумеется, не намного внимательнее, а, скорее всего, исходя из корыстной сущности любого человека, на самую чуточку. Но тем не менее.
Текст: Антон Пятница, Андрей Лучников
Илл. из архива
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/sotsium
[2] https://www.beriki.ru/author/anton-pyatnitsa
[3] https://www.beriki.ru/author/andrei-luchnikov
[4] https://www.beriki.ru/2009/03/12/pravoberezhnoe-getto-stroitsya-dlya-tebya
[5] http://www.vedomosti.ru/newspaper/