С 1 января 2009 года ЕГЭ стал единственной формой государственной итоговой аттестации школьников. Его сдадут все выпускники российских школ (за исключением освобожденных по медицинским показаниям), в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы. Без необходимых баллов по обязательным предметам выпускнику не получить аттестата, школьник лишается нескольких попыток (экзамены в школе, экзамены при поступлении в учебное заведение), но получает относительно независимую экспертизу знаний, возможность подать документы и поступить сразу в несколько вузов, а потом выбирать, где учиться. При этом введение новой системы существенно сокращает сроки для профессионального самоопределения подростков. В начале одиннадцатого (в идеале – в конце девятого класса) школьник должен точно знать, кем ему быть. Система исключает метания и сомнения. Есть о чем задуматься уже родителям первоклассников.
КУДА КЛОНИТ?
Канули в Лету счастливые времена, когда школьники окончательно понимали, кто они – физики или лирики — в конце последнего учебного года, и осознанно выбирали учебное заведение после сдачи выпускных экзаменов в школе. На самом деле определения принадлежности к тем, либо к другим от маленьких граждан требуют все раньше. Сегодня в старшей школе активно вводятся профильные классы, предполагается, что скоро вся третья ступень обучения профилируется. Более того, в некоторых школах «профиль» предлагают выбрать уже родителям первоклассников: одну из трех программ обучения с гуманитарным уклоном, математическим либо традиционную — общую. Определить уклон своего чада родители должны самостоятельно.
Однако мечущихся детей, определяющихся с будущей профессией до последнего, все еще немало. Именно им сложно приспособиться к жесткой системе, и ими должны вплотную заняться родители (в хорошем смысле этого слова).
ИСПЫТАНО НА СЕБЕ
Для Соликамска и всего Пермского края введение обязательного ЕГЭ не стало сюрпризом. Последние шесть лет мы были пилотной территорией, где как раз и обкатывали новую форму государственной аттестации. За это время через тестирование прошли 3500 выпускников 11(12) классов.
– ЕГЭ попробовали все без исключения муниципальные общеобразовательные учреждения, реализующие программы среднего (полного) общего образования, включая вечернюю сменную общеобразовательную школу № 3. В эксперимент включились и учреждения профессионального образования города, с 2003 года тестирование прошли около 300 выпускников ПУ, техникумов, колледжей, – говорит первый заместитель начальника управления образования Галина Филиппова. – В 2008 году обязательные предметы в форме ЕГЭ сдавали 404 ученика, в 2009 заявились (заявление с перечнем дополнительных предметов по выбору одиннадцатиклассники должны были написать до 1 марта этого года – прим. автора) 398 выпускников (375 – выпускники средних общеобразовательных школ, 23 – учащиеся вечерней школы).
Из девяти предложенных предметов – иностранный язык, химия, физика, литература, информатика, биология, география, история и обществоведение – выпускники могли выбрать те, которые необходимы им для поступления. Перечень вступительных испытаний вузы обязаны были объявить до 1 февраля. Министерство образования и науки заранее установило необходимые экзамены для каждой специальности. При поступлении абитуриенты должны предоставить результаты четырех тестов — по русскому языку, профильному предмету и еще двум дополнительным, определяемым Минобрнауки.
Справка: Пермские вузы принимают сертификаты о сдаче ЕГЭ по трем предметам: русский язык, «профильный предмет» по специальности и еще один предмет по приказу Министерства образования РФ. К примеру, на экономическом факультете ПГ на специальность «Финансы и кредит» необходимо сдать математику (профиль), обществознание, русский язык; на строительном факультете ПГТУ — математику (профиль), физику и русский язык и т.д. Таким образом, минимальное количество дополнительных экзаменов — один. В среднем школьники Пермского края выбирают по два дополнительных предмета.
СДАЛ – ПОДАЛ – ПОСТУПИЛ
24 учебных заведения России, в том числе МГУ и СПбГУ, имеют право провести для поступающих дополнительные испытания. То есть помимо государственных экзаменов абитуриентам отдельных (не всех!) факультетов придется написать контрольные или пройти устные испытания, назначенные самим вузом. Абитуриентам, так называемых, творческих вузов (готовящих актеров, режиссеров, сценаристов, музыкантов, художников), предстоят еще и творческие испытания «Рисунок», «Сольфеджио» и тому подобное.
В этом году государственная итоговая аттестация пройдет с 26 мая по 19 июня. Для основной части выпускников она закончится 11 июня. После этого сдавать единый государственный экзамен будут те, кто по уважительным причинам не сдал его в положенный срок. По окончании школы выпускник получает два документа: аттестат, куда выставляется среднеарифметическая сумма итоговых отметок за 10-11 классы, и свидетельство с результатами ЕГЭ по пятибалльной и стобалльной шкале.
– В прошлые годы в аттестат выставлялось среднее арифметическое между текущей отметкой по тому или иному предмету и результатом ЕГЭ, что ограждало выпускников от неудовлетворительных отметок в аттестате, с этого года такие послабления отменяются, – поясняет Галина Николаевна.
С 20 июня по 25 июля вузы примут документы от абитуриентов. Документы могут быть отправлены по почте заказным письмом с обязательной описью вложения и уведомлением о получении. В вуз необходимо предоставить: письменное заявление о приеме, оригиналы или заверенные ксерокопии документов, удостоверяющих личность, гражданство, документа государственного образца об образовании, свидетельства о результатах ЕГЭ и необходимое количество фотографий. Отправить сертификат по почте выпускник должен не позднее 10 июля. По приказу Минобрнауки № 396 от 26 декабря 2008 г. «О порядке приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования на 20092010 гг.», поступающий на первый курс для обучения по программам бакалавриата или подготовки специалистов вправе подать заявление об участии в конкурсе одновременно в нескольких вузах, на участие в конкурсе на места по договорам с оплатой стоимости обучения, на несколько направлений подготовки (специальностей), а также на различные формы получения образования (очную, очно-заочную (вечернюю), заочную, экстернат), по которым реализуются основные образовательные программы в вузе.
Стоит отметить, что с этого года свое значение утратили золотые и серебряные медали. Проходным билетом в вуз могут стать только успехи на предметных олимпиадах. Кстати говоря, сертификаты с результатами ЕГЭ действительны до 31 декабря следующего после получения года. Не поступив сразу, выпускник может как улучшить свои результаты относительно остальных, так как минимальный балл, устанавливаемый Роспотребнадзором после того, как экзамены сдали все школьники, меняется ежегодно, так и ухудшить. Вузы же имеют право устанавливать свой минимум для прохождения конкурса на определенную специальность, который не должен быть ниже основного.
А ЕСЛИ НЕ СДАЛ? Справка: По словам уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае Павла Микова, министерство образования Пермского края равняется на прогноз Минобразования РФ: 10% выпускников не сдадут ЕГЭ. Стоит добавить, что у юношей призывного возраста, не сдавших единый государственный экзамен, увеличиваются шансы попасть в ряды Вооруженных Сил: справка — это билет в армию.
Если выпускник «завалит» один из обязательных предметов, он имеет право пересдать его в текущем году в резервные дни. Не сдав и русский, и математику, ученик получает вместо аттестата справку установленного образца, пересдать экзамены он сможет только на следующий год. Хотя, по словам представителей Минобрнауки, обладатель справки может продолжить обучение в ПУ.
– Неудовлетворительные отметки, полученные по предметам по выбору, не влияют на получение аттестата, но станут препятствием для поступления в текущем году на профильные специальности в вузы и техникумы как на бюджетные, так и на коммерческие места, — уточняют в управлении образования.
Свидетельство о результатах ЕГЭ – это фактически экзаменационный лист вступительных экзаменов.
– C введением системы ЕГЭ задумываться о своей будущей профессии, выборе вуза школьникам необходимо уже при поступлении на третью ступень обучения – после окончания девятого класса, – считает директор соликамской школы № 16 Любовь Грибова. – То есть ребятам придется взрослеть раньше. Мы уже в сентябре прошлого года начали серьезно готовиться к сдаче ЕГЭ. Сегодня все учащиеся школы выбрали необходимые для сдачи экзамены. Причем «востребованными» оказались практически все предметы – обществознание, физика, химия, история, биология, английский язык.
ШКОЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА
С самого начала у ЕГЭ были как сторонники, так и ярые противники. Главным аргументом первых был тот, что ЕГЭ – независимая экспертиза знаний, ведь две трети теста проверяют беспристрастные машины. Вторые же уверены, что вся система школьного образования превратится в натаскивание на тест, от чего качество знаний сильно пострадает.
– Когда мы проводили пробные тесты, выяснили, что дети нередко выбирают правильный ответ по интуиции и часто не могут аргументировать свой выбор. Но поскольку тест и не предполагает объяснение выбранного варианта ответа, то у педагогов может появиться искушение превратить обучение лишь в натаскивание на тест, – говорит учитель русского языка и литературы одной из городских школ Ольга Федорова. – Но здесь все зависит от конкретного учителя, квалифицированный педагог в силах и подготовить ребенка к сдаче теста, и дать ему широкие знания, научить разбираться в явлениях, анализировать их, выражать и доказывать свое мнение, хотя это и не просто. Получается, что ЕГЭ в первую очередь экзамен для педагогов, тем более что условия ежегодно корректируются, приходится подстраиваться. Нас все время держат в тонусе. Лично меня введение ЕГЭ заставило повысить свой профессиональный уровень.
– ЕГЭ однозначно имеет свои плюсы. Процедура проведения дает выпускникам возможность совместить сдачу экзаменов на аттестат о среднем (полном) образовании и поступления в высшие и средние специальные профессиональные учреждения, – считает Галина Филиппова. – В рамках эксперимента приемные комиссии принимали как подлинники документов, так и их копии, что давало выпускникам возможность попытаться поступить сразу в несколько учебных заведений. Выпускники, набравшие по результатам ЕГЭ высокие баллы, получали приглашения поступить на престижные специальности еще до получения аттестатов. Есть, конечно, и минусы, которые продиктованы отсутствием образовательных стандартов, а значит несовершенством контрольно-измерительных материалов. Однако до сих пор еще не готово (находится в работе) новое Положение о форме и порядке проведения итоговой аттестации, и не известно, что изменится в процедуре проведения экзамена, будут ли учтены минусы прошедшего эксперимента. Этот документ мы ждем буквально со дня на день.
– Преимущество этой системы я вижу в том, что ЕГЭ не будет влиять на оценку в аттестате, а станет самостоятельной системой оценивания знаний учащихся, которая уже будет влиять лишь при поступлении выпускника в вуз, — комментирует Любовь Грибова.
ЕГЭ — ЭТО НАВСЕГДА
Министр образования РФ Андрей Фурсенко заявил, что Единый государственный экзамен, как и двухуровневая система высшего образования вводятся в России навсегда. Чтобы в 11 классе тест не стал неприятным сюрпризом, к нему надо готовиться. И не только зубрить науки, а вовремя понять, кем хочется быть.
– По окончании начальной школы у ребенка еще сохраняется установка «хочу все знать», но в возрасте 11-12 лет у него закачивается формирование обоих полушарий мозга и начинают проявляться предпочтения, – объясняет директор соликамской школы № 7 Ирина Попова. – Чем старше становится ребенок, тем явнее становятся его интересы: кто-то увлекается компьютерами, кто-то – механикой, кто-то — спортом. В это время перед школой стоит задача удовлетворить возрастающие интересы ребенка. Поэтому с восьмого класса в учебный план вводятся курсы по выбору, школьники могут участвовать в различных предметных конкурсах, как бюджетных, так и коммерческих. Все это должно помочь школьникам определиться, с каким направлением деятельности связать свою взрослую жизнь. Но не все зависит от школы — опыт показывает, что жизненные цели и мотивация все-таки формируются в семье: именно родители должны помочь ребенку понять себя и определиться, для этого ему необходимо показывать, рассказывать и опять же давать пробовать разные направления деятельности. Чем лучше ребенок будет понимать себя, тем увереннее он будет идти по жизни.
КАК К ЕГЭ ОТНОСЯТСЯ САМИ ВЫПУСКНИКИ?
Диана Чабан: – Сдаю историю и обществознание. Сейчас уже готовимся. Поступаю в военное. Конечно, есть волнение! Постоянно что-то меняется, то предметы добавляются, то убираются. Запасного варианта у нас в этом году не будет. Документы разрешили подавать только в один вуз. Если не сдаем экзамены, то идем в техникум. С другой стороны, мы уже не первые, кто-то и до нас сдавал и поступал, все сейчас учатся.
Ольга Старцева: – Иду в Военный юридический институт. Сдаю обществознание, историю физкультуру и литературу. Родители переживают, советуют учиться, учиться и еще раз учиться. Сама же я считаю, что ЕГЭ сдать намного легче, чем экзамен по билетам. Потому что в тесте есть варианты ответов, можно порассуждать и выбрать верный вариант, а можно поставить наугад.
Андрей Патрушев: – Выбрал историю, мне нужен только один экзамен. Точно решил, куда пойду только перед Новым годом. Новая система мне нравится больше, по старой пришлось бы сдавать все экзамены в школе, а потом еще в институте, а сейчас выбрал, какой нужно, и можно получше к нему подготовиться. Раз отмучился — и со спокойной душой поехал в вуз.
Мурад Елхороев: – Определился с профессией в классе десятом, к концу года выбрал точно. На всякий случай все-таки готовлю запасные варианты.
Павел Апинис: – Нам надо было выбрать, куда поступать до 1 марта, я решил в СГПИ на гуманитарный факультет. Решил сам. Педагогом, скорее всего, не буду, но высшее гуманитарное образование пригодится. Буду сдавать историю и литературу. Части «А» в литературе нет, только «B» и «С» усложненная. Не сдать не боюсь, на «четверку» все равно напишу. Хотя литературу я бы лучше сдавал по билетам, намного проще: со всех сторон рассказал и получил «пять», а тут уже конкретика, сложнее.
В ПОМОЩЬ АБИТУРИЕНТУ:
Вузы, получившие право на дополнительные испытания в 2009 году (Главным критерием при отборе вузов и специальностей с правом дополнительного испытания было число поступающих абитуриентов-отличников, а также ситуация, когда на каждое бюджетное место претендуют не менее двух выпускников с результатами ЕГЭ выше 80 баллов по каждому из предметов):
1. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (8 специальностей)
2. Московский педагогический государственный университет (7 спец.)
3. Московский физико-технический институт (государственный университет) (2 спец.)
4. Московский государственный лингвистический университет (13 спец.)
5. Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития и торговли РФ (4 спец.)
6. Государственный университет - Высшая школа экономики (11 спец.)
7. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (1 спец.)
8. Санкт-Петербургский государственный университет (21 спец.)
9. Академия народного хозяйства при правительстве РФ (5 спец.)
10. Московский государственный медико-стоматологический университет (3 спец.)
11. Московская государственная юридическая академия (1 спец.)
12. Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова (3 спец.)
13. Финансовая академия при правительстве РФ (1 спец.)
14. Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) (2 спец.)
15. Волгоградский государственный медицинский университет (4 спец.)
16. Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (11 спец.)
17. Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (3 спец.)
18. Российская академия правосудия (1 спец.)
19. Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова (1 спец.)
20. Российский государственный медицинский университет (2 спец.)
21. Московский государственный университет печати (2 спец.)
22. Северо-Кавказский государственный технический университет (1 спец.)
23. Государственный университет управления (1 спец.)
24. Московский государственный институт международных отношений (университет) (9 спец.)
Текст: Татьяна Чиркова, газета «Наш Соликамск» (г. Соликамск, Пермский край)
Специально для web-реcурcа «Город Березники»
Фото: "Наш Соликамск" из архива
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/sotsium
[2] https://www.beriki.ru/author/tatyana-chirkova