Депутаты Законодательного собрания Пермского края, входящие в состав комитета по финансово-бюджетной политике, решают, каким будет бюджет всего края. В условиях сегодняшней экономической нестабильности им приходится урезать многие статьи расходов. Однако члены комитета делают все возможное, чтобы сохранить инвестиции в человека. Что удалось сделать депутатам в уходящем 2008 году и о планах на будущее рассказывает председатель комитета по финансово-бюджетной политике Алексей Валерьевич Чибисов.
– В нынешних условиях, когда экономическая ситуация далека от благоприятной, необходимо принимать оперативные решения по стабилизации финансовой системы края. К сожалению, мы только сейчас приходим к пониманию этой необходимости – через кризис, а соответственно через снижение темпов роста производства и дестабилизацию бизнеса, а соответственно качества жизни. При этом нельзя забывать о долгосрочных приоритетах, я имею в виду инвестиции в человеческий капитал: в образование, науку, здравоохранение, культуру, социальные институты. Именно этим при обсуждении стратегических вопросов бюджетной и налоговой политики руководствуются депутаты Законодательного Собрания Пермского края, члены комитета по бюджетной и налоговой политике. Уже из названия комитета становится понятным, что в качестве основного направления деятельности избрано совершенствование бюджетного и налогового законодательства края, сводное социально-экономическое планирование и прогнозирование, рассмотрение проектов бюджетов Пермского края и краевого фонда обязательного медицинского страхования, контроль за их исполнением.
ЧТОБЫ ВСЕ ТАК ЖИЛИ
– В частности, говоря об исполнении бюджета Пермского края за девять месяцев 2008 года, наблюдается тенденция, когда доходы перевыполняются, а расходы до плановых показателей не осваиваются. Это заставляет задуматься о качестве прогнозирования. Аудит эффективности, т.е. анализ фактического исполнения доходных и расходных статей, показывает, что разница между полученными доходами и произведенными расходами образовалась и в бюджете Березников (18,8%). В разрезе направлений расходования средств регионального фонда софинансирования расходов ситуация сложилась следующим образом: по приоритетным региональным проектам «Новая школа» – исполнение 100%, «Муниципальные дороги» – 79,3%. Достаточно высокие показатели Березников по участию в краевых целевых программах «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 гг.», «Семья и дети Пермского края на 2007-2010 годы». Начиная с 2005 по 2008 год, в крае многие молодые семьи пожелали улучшить жилищные условия, причем в их числе 220 березниковцев.
Уходящий год – Год семьи в России, безусловно, должен закрепить наметившиеся позитивные тенденции в демографии. В 2008 году рождаемость выросла в 43 территориях края. Достижение стало возможным и благодаря материальной поддержке – сертификатам на материнский капитал. Среди лидирующих по этому показателю – Березники. Вообще, ситуацию в системе здравоохранения можно оценить как далекую от совершенства. Медицинское страхование так и не стало до конца действенным, несмотря на законодательно закрепленную возможность выбора страховых организаций и медицинских учреждений. Предстоит поэтапно внедрять полноценное медицинское страхование, разработать механизмы, обеспечивающие ответственность врачей и медицинских организаций за качество и результат работы. Говоря в целом о системе здравоохранения, необходимо отметить тот факт, что изменение экономической ситуации не повлияло на перечень видов и объемов медицинской помощи, а также лечебно-профилактических мероприятий, предоставляемых населению бесплатно. Увеличен норматив затрат на обеспечение медицинского страхования на неработающего жителя до 2805 рублей. Завершен переход к «одноканальной» системе финансирования, что означает уход от сметного принципа обеспечения здравоохранения. Фактически теперь «деньги приходят вслед за пациентом».
Мероприятия в рамках краевой целевой программы «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае» позволят увеличить численность населения, систематически занимающегося разными формами физической культуры и спортом. Это становится возможным благодаря обеспечению доступности физкультурно-спортивных услуг всем категориям населения, реконструкции и строительству спортивных залов, бассейнов, спортивных центров. В частности, в рамках этой программы стала возможной реконструкция дворца спорта «Темп». Однако только этими мероприятиями кардинально улучшить ситуацию не удастся. Необходимо ускорить разработку и принятие нормативных правовых актов, направленных на поддержку семьи и материнства, предотвращение социального сиротства. Нужны законы об опеке и попечительстве, о семьях с приемными детьми.
БЮДЖЕТ БЕЗ ОПТИМИЗМА
При обсуждении вопросов социального характера необходимо быть ответственными и воздержаться от принятия необеспеченных ресурсами законов. Именно поэтому, в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране, депутаты краевого парламента пересмотрели главный документ края. Во вновь представленном проекте бюджета Пермского края на 2009 и на плановый период 2010 и 2011 годов, сформированном в условиях изменения экономической политики государства, пересмотрены в сторону уменьшения расходы с учетом факторов, влияющих на формирование и исполнение бюджета Пермского края. Для разработки проекта бюджета выбран пессимистический вариант, с учетом снижения цен на мировом рынке на энергоносители, минеральные удобрения, изменения в федеральном и краевом бюджетном и налоговом законодательстве, которые приведут к выпадению доходов. При доработке законопроекта ко второму чтению доходы краевого бюджета на 2009 год составили 55 992,7 млн. рублей, то есть снизились на 26% по сравнению с представленным в сентябре проектом бюджета. Соответственно произошло и уменьшение объемов расходов. Расходы краевого бюджета составили 65 517,8 млн. рублей, то есть снизились на 20% по сравнению с представленным в сентябре проектом бюджета.
Сокращены расходы на содержание органов государственной власти, а также на финансирование краевых театров (переданы на баланс г. Перми) и учреждений по внешкольной работе с детьми, на начальное и среднее профессиональное образование в связи с уменьшением государственного задания; на осуществление текущих и капитальных ремонтов административных зданий, на информирование населения через средства массовой информации, исключены расходы на мероприятия по привлечению инвесторов и центров прибыли компаний на территорию Пермского края. В соответствии с представленным законопроектом предлагается не формировать региональный фонд софинансирования расходов. В складывающейся ситуации у органов местного самоуправления может возникнуть необходимость «замораживания» финансирования уже начатых проектов. Однако в рамках краевой инвестиционной программы автодорожного строительства на 2009 год и на плановый период 2010- 2011 годов учтена реконструкция автомобильной дороги Пермь-Березники, мостовой переход через реку Чусовая и обход поселка Полазна.
КРИЗИС ДЛЯ БЮДЖЕТНИКОВ, НО НЕ ДЛЯ ЛЬГОТНИКОВ
При подготовке краевого бюджета были проведены публичные слушания, где представители общественных организаций активно участвовали, в рамках заседаний рабочей группы по подготовке проекта закона ко второму чтению было предоставлено право совещательного голоса представителям Пермского краевого совета профсоюзов, Пермской краевой территориальной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ. Приняты меры, чтобы изменения в экономической ситуации в наименьшей мере отразились на социальной сфере. Что касается социальных выплат, то на этой сфере кризис отразится не столь сильно: для обеспечения ее функционирования у государства, края есть специально подготовленные для этого резервы. Учтены средства на предоставление льготных медикаментов, выплату ежемесячных пособий на ребенка, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, а также на все остальные меры социальной поддержки для тех категорий населения, которым предусмотрена помощь.
Основными проблемными моментами принятого во втором чтении проекта бюджета Пермского края считаю следующее: в 2009 году предусмотрено увеличение фонда оплаты труда работников бюджетной сферы на 11,5 %, а не на 30 %, как это было предусмотрено ранее. Однако принято решение по итогам исполнения краевого бюджета за первый квартал 2009 года в случае получения дополнительных доходов рассмотреть вопрос о повышении фондов оплаты работников краевых бюджетных учреждений, финансируемых за счет субвенций из краевого бюджета. Сокращены расходы на предоставление путевок на санаторно-курортное лечение работникам бюджетных учреждений, также сокращены расходы на развитие детско-юношеского спорта.
ИНВЕСТИЦИИ СПАСУТ РЕГИОН
В сложившейся ситуации считаю необходимым направлением деятельности комитета по бюджетной и налоговой политике законодательное укрепление экономической ситуации в крае. С целью оптимизации государственной политики в сфере налогообложения и создания базы для повышения уровня жизни населения была создана постоянно действующая рабочая группа по налоговой политике. Для увеличения объема инвестиций в региональную экономику в Пермском крае налог на прибыль был снижен с 24% до 20 %, а с учетом изменений в Федеральном законодательстве – до 16%, что сейчас становится особенно актуальным, так как позволит привлечь в регион дополнительные финансовые потоки.
Необходимо на законодательном уровне продолжать деятельность по снижению административных барьеров для роста малого и среднего бизнеса, способствовать формированию комфортного налогового режима для повышения предпринимательской активности, так как малому и среднему бизнесу легче, чем крупному, сориентироваться в выборе правильного направления развития в условиях кризиса. В связи с этим на заседаниях постоянно действующей рабочей группы обсуждается проект закона «О применении упрощенной системы налогообложения на основе патента».
Была принята краевая целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2008 2011 годы», где предлагается поддержка в продвижении местных товаропроизводителей; формирование фондов микрофинансовых организаций, предназначенных для выдачи займов малым и средним предприятиям; субсидирование процентной ставки по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства; субсидирование затрат малых предприятий, связанных с патентованием изобретений, промышленных образцов; возмещение части затрат субъектам малого предпринимательства по договору на присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям. Ресурсное обеспечение осуществляется за счет предоставления бюджетам муниципальных районов межбюджетных трансфертов, а также за счет средств местных бюджетов.
Считаю необходимым укрепление финансовой самостоятельности муниципальных образований, ведь это позволит обеспечить достойную жизнь каждому гражданину России, вне зависимости, от места проживания: столица или глубинка. Благодаря перераспределению в пользу муниципальных районов части налогов, подлежащих зачислению в краевой бюджет (100 % транспортного налога, 70% налога на имущество организаций, 15% налога на доходы физических лиц), повысится уровень самообеспеченности муниципальных образований.
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/vlast-i-politika
[2] http://www.beriki.ru/partnery/gazeta-nedelyaru