Две недели назад, напомним, в Москве состоялось вручение национальной премии «Медиа-Менеджер России-2008». Национальная Премия «Медиа-Менеджер России» вручается с 2001 года. Премия учреждена в целях пропаганды наиболее значимых событий и явлений в медиабизнесе, обусловленных профессионализмом и мастерством в менеджменте. Это отраслевая награда для топ-менеджеров средств массовой информации, рекламной и PR-индустрии.
СО СВИНЫМ РЫЛОМ
В списке номинировавшихся на премию, кстати, значились и Березники. Наше критическое отношение к этому выдвижению уже было высказано (подробнее - здесь [3]), повторяться не будем. Впрочем, сами основания, чтобы в войти в топ-лист национальной премии прямо из Березников, заслуживают воспроизведения (цит. по документу):
Опишите результат (укажите финансовые или другие показатели). Например, если выросли доходы, отразите их рост в цифрах
Успешное управление медиа-холдингом и продвижение СМИ, в том числе:
- Организация успешных подписных кампаний на газету «Березниковский рабочий», ранее распространявшуюся только бесплатно
- Создание газеты «Березниковская неделя» и успешная организация продаж этой газеты
- Организация успешных подписных кампаний на газету «Городская газета», ранее распространявшуюся только бесплатно
1. С 2006 года газета «Березниковский рабочий», до этого распространявшаяся только бесплатно, постоянно наращивает число своих подписчиков. Сейчас в городе Березники Пермского края (население – около 170 тыс. человек) у газеты «Березниковский рабочий» 18 тысяч читателей, заплативших за годовую подписку.
2. С декабря 2005 года успешно продвигается еще одна газета медиа-холдинга – «Березниковская неделя». Ее продаваемый тираж сегодня составляет 22 700 экз. (в том числе – 18 тыс. подписчиков, остальная часть тиража продается в рознице).
3. С февраля 2007 года успешно продвигается газета «Городская газета», ранее распространявшаяся только бесплатно. Начав с «нуля», сегодня газета имеет 12 тысяч подписчиков.
Обойдёмся без комментариев (разве что уточним, что всё это заслуга… а вот и не угадали! – ООО «Медиа-Сфера» и лично… впрочем, ладно). Тем более, что не оценили. Не признали. Не наградили. Не сочли достойным (см. - полный список победителей 2008 года [4]). Ну да! воскликнет уважаемый читатель, со свиным рылом да в калашный ряд! Когда в Москве «провинциалов» отмечали?! Возразим: случается. Однако в данном случае понятно, что в Березниках профессиональный топ-менеджер СМИ, PR и рекламы не обнаружен. Медиа-Менеджер России в Березниках не живёт. А где?
Где-где… В Ревде! В городе Свердловской области, который по масштабам населения и индустриальной насыщенности примерно в три раза меньше Березников. Валерий Безпятых, издатель (и собственник) газеты «Городские Вести». Номинирован на премию «Медиа-Менеджер России» АНРИ - Альянсом Независимых Региональных Издателей (подробнее об объединении- здесь [5]).
*Опишите результат (укажите финансовые или другие показатели). Например, если выросли доходы, отразите их рост в цифрах
В городе Ревда Свердловской области с населением 65,2 тысячи человек оборот издательского дома «Ревда-инфо» в 2007 году составил 22,8 млн. рублей, что на 64% выше показателя 2006 года. Рост прибыли за тот же период составил 80%.
Эффективность предприятия в мае 2008 года достигла 85 тысяч рублей на одного сотрудника (33 человека), показатель апреля прошлого года 66 тысяч рублей. В мае 2007 года состоялся запуск качественного городского бесплатного глянцевого рекламно-информационного издания «Лимон», с первого номера вышедшего на рентабельность и удерживающий ее на уровне 15-20 процентов.
В январе 2008 года состоялся запуск кальки ревдинской рекламно-информационной газеты «Штука» в соседнем Первоуральске (152 тысячи населения). В июне 2008 года проект выходит на нулевую рентабельность и занимает уже третье место в городе среди печатных СМИ по отгрузке рекламы. Совокупная рентабельность всех трех продуктов издательского дома «Ревда-инфо» в мае 2008 года составила 32 процента. Рентабельность основного издания – газеты «Городские вести» - 41%. 40 полноцветных полос А3.
Тираж 12 000 сертифицирован НТС. В 2007 году газета стала победителем всероссийского конкурса «Лучшая региональная газета»
И на Марсе могут яблони цвести…
И НА МАРСЕ МОГУТ
Валерия Безпятых наградили в главной номинации «Печатные СМИ» за «наиболее динамичное развитие бизнеса печатных СМИ в условиях малого города и высокую эффективность предприятия». Жюри отметило высокую прибыльность и динамику финансовых показателей, что нехарактерно для газет в небольших городах.
- Что представляет из себя твой медиа-бизнес, можно сказать, медиа-холдинг?
Валерий Безпятых: «Городские вести» выходят два раза в неделю, тираж в четверг – 12 500, во вторник – 7500. «Штука» - 20 000, «Лимон» - 5000.
- Штука, лимон… ???
- «Штука» - бесплатная рекламная газета, в Ревде тираж – 20000. Запустили её кальку в Первоуральске, там уже 27 000. «Лимон» - бесплатный глянцевый журнал.
- Ок, понятно. Подписка – розница?
- «Городские вести» - подписка около 4000, остальное в продажу. Журнал бесплатный.
- Есть мнение, что без крыши, большой корпорации за спиной пресса существовать не может. Кто тебя крышует? Я-то про тебя знаю, мне для читателей твой ответ нужен…
- Чушь. полная зависимость от лояльности читателей - они покупают, делают тираж, на тираж идут рекламодатели…
- А начинал на какие деньги?
- В 94 году была газета «Новый город», в 97-м переименован в «Городские вести». Начинал на деньги… демократично ориентированной небедной общественности - Общественный фонд - желающей альтернативную газету в городе.
- Значит были спонсоры? И куда делись?
- Сначала быстро вышел на самоокупаемость от продажи тиража - за полгода обошёл муниципалку. Потом штат увеличился, двухразовый выпуск, дефолт,.. реклама в Ревде ещё не народилась,.. короче, много денег нужно было, а денег перестали давать. Был выбор - закрывать, или попробовать самим. Выбрали – самим.
- Итак, ты и твой бизнес стопроцентно независимы. Однако, вот у нас многие полагают многие - полагают: ну ладно, можно обойтись без чужих денег (хотя "кто заказал" - статью - вопрос вечный), но ведь могут давить ("ты не боишься?" - тоже вопрос из вечных). Административные меры, наркоту подкинут, на родственников давить будут, уволят кого-нибудь… Как удаётся?
- Независимая позиция приводит к доверию, лояльности читателей, отсюда тираж, отсюда, реклама, отсюда деньги, которые нужны для финансовой независимости. Это замкнутый круг. Давление было, раньше. Сейчас нас давить сложно - демпингом не получится - высокая рентабельность и лидирующее положение на рынке - демпинговать надо года два и серьёзно, а это дорого слишком. Независимость - это и не против, и не за. Поэтому «обиженные» понимают, что и их недруги от нас могут получить. А так.. Подчищаем опасности. Лицензионное ПО, белая зарплата, всё чисто.
- Я о другом, о банальном: морду побить в тёмной подворотне, машину сжечь (у тебя, правда, нету), родственника, повторю, уволить с другого предприятия. Такие, внеправовые методы давления.
- Разгула нет... Мы уже - давно и сильные. До таких банальностей не доходило… Угрозы были, неприятности с родственниками, всё прошло.
- Типа, всё проходит, пережить можно?
- Да.
- Какая зарплата, в среднем, в твоём издании? Особенно, если в сравнении с жизненным уровнем Свердловской области и Екатеринбурга (ну, цены на жильё и т.д.).
- В Ревде население 65 тысяч. Цены на жильё… Однокомнатная в районе – миллион. Средняя зарплата по городу – около 12 тысяч. У нас где-то 16… Хотя недавно поднимал, наверное, уже к 18-ти. Это в смысле – средняя, от меня до секретарей.
- Простой корреспондент у тебя сколько получает?
- Как раз среднюю.
- У вас в Ревде одно градообразующее предприятие?
- Три больших завода, пара поменьше.
- Про отношения не спрашиваю, понятно, что ответишь. А на газетном рынке конкуренты?
- Конкурентов, к сожалению, почти не осталось, муниципалка и та закрылась. Сейчас есть только бесплатный рекламный журнал и бесплатная инфогазета от "самого главного» завода, который заодно и думу с главой своих провёл.
- Дразнишься? Я про «к сожалению».
- Нет… Лучше бы были. Хотя в Первоуральске сейчас конкурентов завались - там воевать будем. Конкуренты нужны для развития, иначе – стагнация.
- На Прикамье не посматриваешь?
- У нас свой рынок полупустой. В этом году занимаюсь Первоуральском (156 тысяч населения). Потом – не знаю. Либо так же по городам пойду, с хорошим населением (читай: рекламным рынком)... Либо с независимыми коллегами-соседями холдинг создадим… Либо Е-бург… Видно будет.
- В чём секрет Медиа-Менеджера (так вот, с большой буквы)?
- Ну и вопросик. Никакого. Работать надо, учиться и команду хорошую набрать. Брать на себя ответственность. Например, тезис по одному из моих фронтов - в малых городах возможен прибыльный медиабизнес, и плач по бедным муниципалкам – чушь. Либо не хотят либо не умеют работать в рынке.
- Для Березников этот фронт сейчас не актуален. А вот что, на твой взгляд, выгоднее чисто материально – быть независимой прессой или лечь под корпорацию? Особенно с точки зрения простого журналиста? Пить-есть хотят все, а идеями сыт и обут не будешь.
- Выгоднее для читателей и журналистов - независимая. Корпорации могут и больше платить, но для читателей выгоды никакой. Просто надо уметь делать бизнес и независимая пресса - хорошее основание для бизнеса. Зависимая имеет иное целеполагание.
- Хм. А журналисту какая разница до читателей? А ему самому выгоды никакой, но корпорации платят и этого достаточно.
- А самоуважение журналистов? Наша, ревдинская "корпорация", кстати, платит уже меньше, чем я.
- Самоуважение… А что ты под этим понимаешь?
- Ну… Кроме денег должно же быть какое-то ещё удовлетворение от работы.
- Эта награда вывела тебя в список первых персон российской прессы... Про ощущения не спрашиваю. Что делать будешь, как воспользуешься?
- Видно будет.
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/spetsialnye-prilozheniya/shkola-luchnikova
[2] https://www.beriki.ru/author/andrei-luchnikov
[3] https://www.beriki.ru/2008/07/06/skazka-o-mestnom-zhurnaliste
[4] https://www.beriki.ru/2008/07/13/media-menedzher-rossii
[5] http://anri.org.ru
[6] https://www.beriki.ru/2009/10/10/inaya-gazeta-gorod-berezniki-ofitsialnye-svedeniya