Кандидатура Юрия Трутнева в мае этого года была утверждена на пост министра природных ресурсов и экологии Президентом России в составе нового кабинета министров под руководством Председателя Правительства Владимира Путина. Глава Минприроды не только сохранил свой пост, но и расширил свои полномочия – министерству были переданы все службы, осуществляющие контроль и надзор в этой сфере. Экспертный канал «УралПолит.Ru» первым в регионе получил возможность узнать у Юрия Петровича ответы на актуальные вопросы, как профильные для руководимого им министерства, так и относящиеся непосредственно к Пермскому краю.
- Юрий Петрович, ранее все предприятия по добыче природных ресурсов являлись государственными, отчисляя средства исключительно в госбюджет. Не будут ли предприниматься попытки по восстановлению госмонополии на добычу и реализацию природных ресурсов?
Юрий Трутнев:Нет никаких оснований предполагать, что будут восстанавливаться государственные монополии на добычу и реализацию полезных ископаемых. Есть стратегические интересы страны – особо крупные месторождения, месторождения, расположенные на континентальном шельфе России, или месторождения особо важных для страны полезных ископаемых. Что касается всех остальных сфер, то они должны работать в целом так же, как и все остальные направления экономической деятельности, и конкуренция в них государством не запрещается, а наоборот, – приветствуется. Потому, что конкуренция позволяет сравнивать эффективность, позволяет создавать условия для работы предприятий малого бизнеса. Наконец, позволяет там осваивать мелкие или сложные объекты, которые для крупных компаний не всегда, скажем, интересны.
- Как Вы считаете, каким образом может повлиять принятие Федерального Закона о государственном контроле за иностранными инвестициями в стратегические отрасли экономики на добывающую сферу? И как ведут себя иностранные инвесторы по отношению к российским природным ресурсам?
Юрий Трутнев: Мы уже неоднократно говорили о том, что собственно принятие закона об ограничении иностранных инвестиций в стратегическую отрасль экономики просто делает эту сферу прозрачной. Никто никогда не скрывал ни в России, ни за рубежом, что есть стратегические виды сырья. Такое понятие существует в целом ряде стран. Но до принятия этого закона мы регулировали эту сферу, скорее сдерживая ее развитие, приостанавливая выдачу лицензий на месторождения, потому что не до конца было сформировано системное отношение государства к этому сегменту. Сейчас это системные отношения, сформулированные новым языком. Все просто, понятно и прозрачно. Я уверен в том, что это не снизит инвестиционные интересы, не создаст какие-либо сложности. Напротив, инвесторы после принятия закона четко понимают: вот сюда идти можно, идти без ограничений, а вот сюда можно идти через следующую процедуру. Тем более, по результатам принятия закона мы же не запретили инвестиции куда бы то ни было, мы просто ввели дополнительный порядок согласования.
- Будет ли использоваться и расширяться в дальнейшем практика проведения инвестиционных конкурсов на разработку недр взамен нынешней практики аукционов? Не грозит ли это потерей денег для бюджета?
Юрий Трутнев: Мы сейчас начинаем эту работу. По ее результатам будем делать выводы о расширении или нерасширении практики использования инвестиционных конкурсов. Но пока могу сказать следующее: мы говорим о потере денег – очевидно, на аукционе государство может получить за месторождение максимальное количество средств. В то же самое время, когда мы проводим инвестиционные конкурсы, то мы, прежде всего, говорим о строительстве перерабатывающих мощностей, более высокой степени передела продукции. Нужно учитывать то, что получает государство, ну, например, от строительства нефтеперерабатывающего завода для того, чтобы в результате продавать не сырую нефть, а нефтепродукты – это дополнительные налоги, это дополнительные таможенные платежи и т.д. То же самое и с переработкой любых других твердых полезных ископаемых, например, меди. Поэтому здесь ситуация такая: бюджет, может быть, не получает большого объема средств сразу, но получает гораздо больше в течение срока эксплуатации месторождения. И потери денег здесь я никакой не вижу.
- Как повлияет передача Ростехнадзора под юрисдикцию Минприроды? Это дополнительные полномочия и дополнительные рычаги влияния в регионах?
Юрий Трутнев:Нельзя рассматривать дополнительные полномочия как дополнительные рычаги влияния. Мне кажется, что дополнительные полномочия – это, прежде всего, дополнительная ответственность. Поэтому я исхожу из того, что у нас появилось большая область дополнительной ответственности, связанная с промышленной безопасностью. Считаю, что работу в этой отрасли можно улучшать. Думаю, что понимаю как. Недавно докладывал на эту тему Президенту страны Д.А.Медведеву. Тем не менее, хочу подчеркнуть, что все реформы и преобразования в отрасли должны происходить постепенно, потому что это очень чувствительная, очень, так скажем, опасная отрасль... Надо любые изменения производить очень эволюционно.
- Каковы планы правительства по дальнейшей геологоразведке?
Юрий Трутнев: Что касается геологоразведки, то в стране сейчас осуществляется программа воспроизводства минерально-сырьевой базы, разработанная Министерством и утвержденная Правительством в 2004 году. Сейчас она актуализирована. Мы продолжаем работу с этими документами. Мы обязательно будем добиваться их выхода. В рамках этой программы мы будем добиваться решения тех задач, которые уже обозначали: это, как минимум, простое, а как максимум, расширенное воспроизводство минеральных ресурсов, по 37 основным видам с учетом, скажем, изменяющегося спроса на рынке, развития различных секторов экономики, изменения потребления этого сырья.
- Как Вы думаете, может ли повлиять общефедеральная установка по усилению борьбы с коррупцией на сырьевую экономику?
Юрий Трутнев: На мой взгляд, борьба с коррупцией – это общефедеральная установка, политика государства. Осуществляется она давно и планомерно. Мы, очевидно, эту работу организуем в рамках наших направлений. Как один из результатов за время работы Министерства природных ресурсов с 2004 года, платежи за право пользования недрами государства возросли, по-моему, в 40 раз – с 1,9 десятка млрд. рублей до – 80 млрд. в 2008 году. Соответственно, это те деньги, которые поступают в бюджет через прозрачные процедуры. И если бы процедуры были организованы неправильно, часть этих денег могла бы остаться в карманах коррупционеров… Министерство, прежде всего, отвечает за нормативное регулирование, мы вносим такие нормативные изменения, которые просто ликвидируют основу коррупции. Я считаю это одним из самых важных направлений в этой работе.
- Практика проведения аукционов по месторождениям полезных ископаемых показала, что в условиях обостряющейся конкуренции добывающие компании готовы платить очень большие деньги за право на разработку месторождений. Выплачиваемые ими колоссальные суммы уходят в федеральный бюджет, тем самым, сокращая налогооблагаемую базу в регионе. В Пермском крае существует мнение, что необходимо проработать вопросы межбюджетного сотрудничества в данном контексте и оставлять часть собираемых от аукционов средств здесь. Возможно ли изменение такой политики в сторону поддержки региональных бюджетов?
Юрий Трутнев: Работая губернатором, я всегда исходил из того, что больше ресурсов и полномочий нужно отдавать регионам. В этом отношении позиция не изменилась и, скажем, передавать регионам больше средств, на мой взгляд – это хорошо. Другой разговор, должны ли это быть средства от аукционов по месторождениям полезных ископаемых. Есть некоторые сомнения, потому что, все-таки месторождения являются, таким, на мой взгляд, ресурсом всего населения России. Поэтому если, например, в той же Читинской области есть Удоканское месторождение меди, а в соседнем регионе его нет, то никто из людей, живущих на соседней территории, в этом не виноват. Соответственно, наверное, распределять средства от аукционов надо все-таки с федеральной площадки. Тем более, что территория получает другие преимущества от разработки месторождений. В частности, существенную часть налоговых платежей, в процессе эксплуатации получает рабочие места, получает дополнительный валовый продукт и так далее.
- Как Вы оцениваете ситуацию вокруг провала в Березниках? Насколько велики риски населения и предприятий города? Что можете сказать по поводу строительства жилья в микрорайоне Усольский-2 Березников?
Юрий Трутнев: Что касается ситуации вокруг Березников, я оцениваю ее как достаточно сложную с точки зрения принятия комплекса необходимых действий. Задача администрации Прикамья и правительственной комиссии как раз в том, чтобы никаких рисков не было. Я думаю, что с этой задачей справимся. Что касается ситуации по строительству жилья в микрорайоне Усолье-2, то я бы разделил ответ на вопрос на 2 части. Первое – жилье было построено вовремя и помогло решить проблему расселения людей из опасной зоны, это хорошо. Второе – когда мы этот процесс проводили, я высказал пожелание губернатору, строителям, чтобы люди не просто могли выехать из домов, находящихся в зоне риска, а могли бы переехать в жилье с комфортными и удобными условиями. В этой части доделано не все. Я все-таки считаю, что там надо еще заниматься благоустройством территории, проблемой дренажа и так далее. То есть, есть вещи, которые нужно доделать. В целом, я считаю, что у микрорайона есть все шансы стать очень хорошим районом, если все будет доделано.
- Каковы Ваши карьерные устремления?
Юрий Трутнев: Никогда в жизни карьерой не занимался. Всегда исходил из того, что есть задача – максимально эффективно выполнять ту работу, которой ты занят. Если при этом в жизни происходят какие-то изменения и перестановки, значит, так складывается жизнь. Если эти изменения и перестановки – к лучшему, значит, все-таки, не так плохо работаешь.
- Как Вы оцениваете политическую, экономическую ситуацию в родном Прикамье?
Юрий Трутнев: Не возьму на себя ответственность за анализ текущей экономической и политической ситуации в Прикамье. К сожалению, я сейчас приезжаю в Пермский край не так часто, как хотелось бы. И, как правило, мои встречи носят сугубо частный характер. Я встречаюсь с мамой, которая живет в Перми, с родными мне людьми, с моими близкими друзьями. При этом, работая в Правительстве России, я всегда стараюсь помогать землякам в тех вопросах, которые относятся к моей компетенции. В целом, мне всегда в Прикамье комфортно находиться, я с удовольствием приезжаю и с удовольствием общаюсь с земляками.
- Как складываются Ваши отношения с губернатором Пермского края Олегом Чиркуновым?
Юрий Трутнев: Мои отношения с Олегом Чиркуновым – нормальные, человеческие. Никаких ссор, на тему которых иногда пытается импровизировать региональная пресса, очевидно, – не существует.
- Как проводите свободное время? И где бываете в отпуске? Привыкли ли в столице или часто бываете на родине?
Юрий Трутнев: Все свободное время, как правило, занимает сон. Потому что все остальное время я стараюсь сделать несвободным. Во-первых, достаточно много времени уходит на работу, а оставшееся время я с удовольствием провожу, например, в спортзале. В отпуске всегда чуть-чуть путешествую, чуть-чуть нахожусь дома, в Перми.
- Удается ли заниматься спортом, любимыми автогонками, управлять вертолетом, Юрий Петрович?
Юрий Трутнев: Из спорта, наверное, в большей степени сохранились боевые искусства, потому что они не требуют слишком много времени и перемены места. С автогонками, к сожалению, пришлось, расстаться. Могу сказать, что иногда по этому виду спорта скучаю, но, на мой взгляд, шансов на возобновление занятий нет. Что касается управления вертолетом – иногда за штурвал удается сесть. Это правда.
- Как считаете, Вы сильно изменились с началом работы в Москве? Как себя оцениваете? Или ничего не изменилось в мировоззрении, во внутренних ощущениях?
Юрий Трутнев: Для меня является абсолютно принципиальным сохранение тональности в общении с людьми, с которыми знаком долгие годы. Что же касается внутренних изменений, было бы, наверное, неправдой сказать, что за четыре года ничего не произошло. Оценивать можно со стороны, но по моим ощущениям, в чем-то добавилось опыта и понимания процессов. Потому что все-таки с точки зрения объема информации, квалификации коллег, опыта и интеллекта, правительство, конечно, уникальная информационная среда. Наверное, чуть-чуть повысилась требовательность к тому, что меня окружает. Например, при приезде в Пермь стали больше бросаться в глаза ямы и колдобины. Может быть, потому, что их стало больше, к сожалению. А может быть просто потому, что инфраструктура в Москве все-таки содержится гораздо лучше. В мировоззрении точно ничего не изменилось. Все базовые ценности и жизненные принципы, которые я считал для себя всю жизнь правильными, я по-прежнему таковыми считаю.
Текст: УралПолит.RU
Фото из архива "Иной газеты"
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/lichnoe-mnenie