Тело – перчатка души...

Текст: Ирина Гросу

Исполнять танец и танцевать – разные вещи. Наш сегодняшний гость – женщина, которая вот уже 15 лет учит березниковцев танцевать.

Недавно известный в нашем городе танцевальный коллектив «Джем» отметил 15-летие. Сегодня у нас в гостях его руководитель Елена Александровна Скаткова.

- Елена Александровна, «Джему» 15 лет, как отметили это событие?
– Как можно отметить 15-летие? Конечно же концертом. Мы были рады, что всё получилось. А ведь это 15 новых номеров, подготовленных за месяц! Информацию о концерте мы выложили в Интернет, а через три дня все билеты были проданы, некоторым родителям наших воспитанников даже не хватило места.

Обычно перед выступлением бывает мандраж, а тут ничего подобного, первый раз в жизни. И всё как по маслу прошло. Наверное, потому что все номера очень разноплановые и светлые. А концерт мы назвали «Живи, люби, танцуй!». Мы показали становление танцора, через что он должен пройти: через музыкальную грамоту, игру, любовь, потери… Я потом спросила детей: «Как пережили концерт?». Они стесняются сказать, что понравилось, потому что знают: нельзя останавливаться на достигнутом. Сказали так: «Было празднично на душе».

- Основное хореографическое направление «Джема» – джаз-модерн и современный уличный танец. Почему?
– Так ведь это не ты выбираешь, а тебя выбирают. То есть ты делаешь то, что ближе по духу, по характеру. Думаю, что джаз-модерн, если его правильно преподать, сможет станцевать любой человек, а из этого жанра рождается что-то новое. У нас две руки, две ноги, третья, слава богу, не выросла, движения одни и те же, новых не придумали.

Но техника, настроение пусть будут разными. Мы живём в мире демократического танца – выбирай, что тебе ближе, из разных направлений, и твори, что хочешь.

- Коллектив очень популярен, к вам, наверное, сложно попасть?
Да, сложно. И дело не в том, что мы как-то тщательно ребят выбираем. Берём всех, кто успел записаться. У нас банально не хватает места для занятий. Уже 4 года не даём рекламу – объявляется набор – в газету. Когда у Скатковой набор будет, люди узнают «по сарафанному радио», через кого-то, звонят, спрашивают. А когда приходят детей записывать, не поверите, со второго этажа до первого выстраивается очередь. А куда мы всех возьмём? У нас всего один зал, и он не только наш – здесь и «Провинция», и «Мечта», ещё театр покушается… Куда нам всем деваться, на улицу? А ещё говорят, что у нас город культурный, танцевальный… Да ничего подобного. А люди хотят танцевать.

- А какой возрастной разбег участников «Джема»?
– От 4 лет до 30. Когда наши дети выступают, они хотят понравиться, прежде всего, родителям, показать, что они красивые, хорошие, достойные. А взрослый просто живёт на сцене и кайфует от того, что он делает. Это и есть высший пилотаж, этому нужно учиться, а не просто лево-право. Техника – это не главное, душа должна уметь при всех открываться. И когда чувствуешь, что ребёнок слаб, дашь ему свою энергетику – и он станцует. Я говорю ему: «Ты не бойся, я за тебя буду бояться». Иногда стоишь за кулисами, а по спине струйка пота бежит, когда за ребёнка переживаешь. Беру весь страх на себя, по крайней мере, мне так кажется. Потом спрашиваю: «Ты это почувствовал?», а он отвечает, что да, и совсем не боялся. Это работает.

- Если к вам придёт взрослый любитель танца, возьмёте?
– Нет. Где ты раньше был, дорогой? Пусть покупает абонемент, идёт на фитнес или ещё куда-нибудь. Наши ребята, концертный состав, ездят на семинары, могут сами вести мастер-классы, но, я уже говорила, нет помещений, зал не резиновый. Если бы была возможность, взяла бы и детей, и взрослых. А так – отдам предпочтение ребёнку.

- У вас есть воспитанники, которые связали свою жизнь с танцами?
– Конечно. Одна маленькая девочка, которая когда-то к нам пришла, сейчас стала преподавателем в нашем коллективе. Это Ирина Геннадьевна Ферулёва. Раньше мне говорили, что дети на сцене по мимике, по подаче похожи на Елену Александровну, а теперь говорят, что и на Ирину Геннадьевну тоже, чему я несказанно рада.

- Есть какие-то творческие ориентиры, на кого вы равняетесь?
– Нельзя ни на кого равняться. Не сотвори себе кумира. Вот у меня на стене напоминалка: «Верить себе, верить в себя, доверять собственной интуиции. Любить своё дело ежедневно, несмотря ни на что». А это очень сложно, как в семье. Ведь в семье строишь отношения по кирпичику, постоянно и постепенно. И здесь то же самое. Это не работа, это жизнь.

- Что-то можно сказать о человеке, глядя на его манеру танцевать?
– Конечно. Сразу же. Тело никогда не врёт, танец тем более. Вот я иногда детям говорю: «Вот сейчас вы не танцуете, а исполняете танец».

- В чём же разница?
– Можно существовать, а можно жить. Можно исполнять танец, а можно танцевать. От души. С душой.

- Есть такое выражение: «Вы хотите об этом станцевать?». Вам о чём-то станцевать хочется?
– Да обо всём. Если мне плохо, я танцую, хорошо – тоже. Встречаешься с человеком, идёт подача импульса, обогащаешься его опытом – и в примитивном ритме, когда просто по настроению ногой притопываешь, появляются какие-то па. Тело – это перчатка души. Хорошее выражение, да? Сама придумала. Так и танец: откуда он, почему в какие-то моменты тебя рвёт на части? Тело – это биомашина, её подчинить надо. И тогда наступает момент счастья – полая гармония души и тела. Вот поэтому человек должен заниматься творчеством, потому что так он достигает этой гармонии.

- Значит, вы счастливый человек?
– Обязательно. Мне жить негде будет, а я буду счастливым человеком. Несчастной я себя чувствовала, когда связку повредила. Мне муж костыль принёс, а я чувствовала, что мне хочется убить кого-нибудь этим костылём, потому что ни одного па не могу сделать.

- А в чём источник вдохновения, как приходят идеи танцевальных номеров?
– От общения с людьми. Как-то меня спросили: «Что вам даёт «Джем»? Я даже сначала возмутилась: «Это же я отдаю! Годы жизни, нервы…». А потом думаю, нет. Ребята меня тоже учат, дают обновление, идёт взаимный обмен. Иногда кажется, что человек стопроцентно твой, а иногда – совсем не твой, и потому становится интересен. Думаешь: «Почему же нас судьба свела?». Ведь ничего случайного не бывает, я в это верю. Мы говорим, танцуем о том, что нас волнует. Были у нас номера и на тему экологии, и про наркотики. Вот мы с вами сейчас общаемся, и, может быть, искра этого общения тоже когда-то бабахнет в танце. Говорить о том, что номера делаю не я, а Бог, слишком нескромно, но на самом деле так и происходит. Я как губка впитываю, перерабатываю, а потом отдаю как танец.

- Репетиции отнимают много времени, сил…
– Чем больше отдаёшь, тем больше получаешь, это нормально. А когда силы в себе экономишь, начинается какое-то творческое гниение. Творческий человек не может удержать себя. И я не могла бы не заниматься тем, чем занимаюсь сейчас.


Опубликовано: газета «Березниковский рабочий» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Блиц-интервью